Заметки о шизоидах

      Шизоид  - это не то же самое, что шизофреник — это психологический тип вполне нормальных людей. Термин  происходит от  греческого корня «шизо» - «схизма»:  отделение, расщепление. «Шизофрения» - это  «расщепленное сознание», а «шизоид» значит   «отдельный», «сам по себе». Впервые слово появилось в трудах немецкого психиатра Кречмера, подметившего, что шизофрения  чаще развивается у людей, имеющих определенный физический облик  ( худые,  угловатые и неуклюжие ), и схожие    черты характера  - внешняя холодность, отстраненность, нежелание идти на контакт — при насыщенной и малопонятной  для остальных  внутренней жизни. Если на него глядеть «снаружи »,  то шизоид —   чудак, человек «не от мира сего», «рассеянный с улицы Бассейной»...   

       В  литературе тип  описывается несколько по-разному;  в зависимости от автора на передний план могут выдвигаться те или иные свойства,  но по-видимому, наиболее характерной чертой   является то, что шизоид   –   это  «посторонний»,  в духе Мерсо, героя  романа Альбера Камю.  Персонаж   почти не реагирует на кончину  матери в приюте для престарелых, пьет перед ее гробом кофе,  на следующий день после похорон заводит себе любовницу, к которой внешне тоже вполне равнодушен;   испугавшись и перегревшись на солнце,   он из самозащиты  убивает араба,  его приговаривают к смертной казни;   перспективу гильотины   он воспринимает  стоически. В конце романа протагонист ругается со священником, пришедшим его исповедовать и  рассуждает  о нежном безразличии мира, ожидая результата апелляции.  При этом Мерсо вовсе не  бесчувственный чурбан, но в нем словно сосуществуют двое:  один  живет  как большинство –  купается в море, ходит на службу, занимается любовью с подружкой –  а второй смотрит на первого  - и остальных людей - деловито-изучающим взглядом энтомолога. «J'ai r;fl;chi, cela n'avait aucune importance... Mais quand j'ai d; abandonner mes ;tudes, j'ai tr;s vite compris que tout cela ;tait sans importance r;elle... Je lui ai expliqu; que cela n'avait aucune importance et que si elle le d;sirait, nous pouvions nous marier...» ( Я подумал:  это было неважно... Но когда я забросил учебу, то быстро понял, что в этом нет никакого реального смысла... Я объяснил ей, что это не имеет  значения, и раз она хочет, мы можем пожениться...    ) Для Мерсо «неважно», «безразлично» «sans importance» именно то, что глубоко небезразлично остальным — карьера, семья, уважение окружающих,  даже его собственное существование. Зачем он тогда вообще живет — почему не прекратить  комедию, прыгнув с моста?  Ответ содержится  в другом сочинении  Альбера,   «Мифе о Сизифе». Мир абсурден  – но почему бы не заняться изучением, переживанием этого абсурда? Почему не стать актером, Дон Жуаном, писателем? Да, это бессмысленно,  это кончается  известно чем и  всегда одинаково — только  на разных кладбищах, ну и что? Ведь катить в гору камень — это так занимательно.   

       Мерсо — и сам Камю — примеры шизоидов.

       Еще один пример  - академик Ландау. Когда он прочитал курс лекций в Харькове, то поставил  двойки всем, за исключением единственного  студента, заработавшего трояк. В школе Лев  написал сочинение на тему "Образ Татьяны в поэме Пушкина "Евгений Онегин". Сочинение состояло  ровно из шести слов :  "Татьяна Ларина была очень скучная особа" — и будущий академик, автор образцового многотомного  учебника теорфизики,  получил  за свое творение   кол. Он предпочитал, чтобы его звали не Ландау, но Дау, заявляя, что Лан — это французское  «l ane” - осел.  Его семейная жизнь была крайне специфической:  он договорился с супругой, что время от времени будет искать отдых от трудов праведных  в объятиях юных    дев, и  благоверная, бывший инженер с кондитерской фабрики,  терпеливо выслушивала его впечатления от очередной пассии: «Представляшь, у нее  совсем нет груди. Прямо  как у лягушки...»
 
    Другой  нобелевский лауреат , Фейнман, работая  в Лос-Аламосе над известным изделием, позднее сброшенным  на Хиросиму, ради смеха вскрывал сейфы...   

       По утверждениям психологов, именно шизоиды  - нелюдимые чудаки с парадоксальным мышлением и мировосприятием:  холодные, отстраненные, неряшливые, неуклюжие  и странные  -   двигают вперед науку и искусство — генерируют идеи, создают новые формы.   Микельанджело, Кафка, Эйнштейн, Фрейд... Конечно, не только шизоиды достигают в творчестве высот — более того, самые  почитаемые в той или иной литературе личности — Пушкин, Гете, Достоевский, Бальзак  — зачастую   либо вовсе  не принадлежат к шизоидному типу, либо демонстрируют  невысокий уровень шизоидности.

**

     В психологии популярна так называемая пирамида потребностей Маслоу.  В ее основании лежат физиологические потребности — дыхание, пища, размножение, самосохранение. Следующий уровень — безопасность. Выше — принадлежность к обществу: друзья, коллектив, семья.  Затем — признание: авторитет, уважение, успех. И вершина пирамиды — самореализация, куда относятся творчество, мораль, интерес к решению задач.

     По Маслоу, потребности более высокого уровня могут развиться лишь если удовлетворены потребности более низкого. Скажем, психически  здоровая  мать пойдет заниматься проституцией (нарушение морали и проблемы с уважением остальных) если ее ребенку будет нечего есть (самосохранение). Психически здоровый ученый не станет говорить о не особо существенной   ошибке, которую нашел в своей работе после ее публикации, в надежде, что ошибка пройдет незамеченной (конфликт творчества  и авторитета).  Подобное поведение по Маслоу (да и с обычной бытовой точки зрения) совершенно нормально. «Кто без греха, пусть первый бросит камень... » (Современная версия евангельской притчи случилась, говорят, на одном телешоу, где молодой человек признался, что  изменил  жене. Дамская аудитория разволновалась  и начала высказывать моральное негодование — пока одна из присутствующих  не спросила: «А кто из вас ни разу не изменял мужу?». После этого дискуссия сошла на нет. )

      Вероятно, у  шизоидов пирамида Маслоу больше похожа на пятиэтажку, возведенную среднеазиатским стройбатом — крыша у нее запросто может быть шире фундамента.


    Писатель Дмитрий Быков (он  ни в коем случае не шизоид) как-то   комментировал высказывание академика Арцимовича:  «Наука – это удовлетворение своего любопытства за государственный счет».  Академика он  осудил:  «Эти люди удовлетворяли даже не потребности, но любопытство!» - сказал Дмитрий. Для Быкова  любопытство —мелкий грешок.  Хоть грешок    и водится  на верхнем уровне пирамиды Маслоу (по Аристотелю наука происходит  из любопытства), но он, этот грешок,   самым разрушительным образом сказывается на предыдущем, и более важном  уровне  — авторитете и уважении. Бонвиван и педагог   Быков в упор  не понимает шизоида Арцимовича, для  которого любопытство — именно потребность, и она в какой-то мере важнее, чем сохранение лица  у вышестоящего начальства.

    Еще одна фраза, приписываемая одному  известному организатору науки : «Все равно, кто первым  сказал «А» и кто сказал «Б»   - главное —  первым сказать  «Я»». При всей   циничности, изречение   вполне  отражает жизненный  путь  организатора, очень вовремя умевшего громко сказать  последнюю букву алфавита – его в конце концов наградили гораздо лучше, чем тех, кто бормотал  первые. Однако,  для шизоида запросто может быть неважно, кто что  сказал  – и еще менее важно, какую премию за это дали   —  важно лишь, что это вообще было сказано.

**


            «Для человека частного и частность эту всю жизнь какой-либо общественной
роли предпочитавшего...” – говорит   о себе Бродский в самом начале нобелевской лекции, излагая свое кредо. И продолжает:    «Если  искусство чему-то  и  учит (и художника -- в  первую голову),  то именно частности человеческого существования. Будучи  наиболее древней --  и наиболее  буквальной -- формой частного предпринимательства,  оно вольно или невольно поощряет  в   человеке  именно  его   ощущение  индивидуальности, уникальности,  отдельности -- превращая  его из  общественного животного  в личность...” 
С этим перекликается другая нобелевская речь, Альбера Камю:
  «Et celui qui, souvent, a choisi son destin d’artiste parce qu’il se sentait diff;rent apprend bien vite qu’il ne nourrira son art, et sa diff;rence, qu’en avouant sa ressemblance avec tous. L’artiste se forge dans cet aller retour perp;tuel de lui aux autres, ; mi-chemin de la beaut; dont il ne peut se passer et de la communaut; ; laquelle il ne peut s’arracher. C’est pourquoi les vrais artistes ne m;prisent rien ; ils s’obligent ; comprendre au lieu de juger.»
«И тот, кто, зачастую выбрал свою судьбу потому,  что чувствовал себя иным, быстро  осознает, что сможет питать свое искусство и  отличие лишь признав свое сходство со всеми. Художник возникает в вечном колебании между собой и другими,   на полпути от красоты, без которой он не может обойтись, к общности, от которой он не может оторваться. Поэтому настоящие художники не призирают ничего; они обязуются  понимать, а не судить.»

       Последняя фраза Камю вызывает в памяти известные  слова еще одного шизоида,  Спинозы: « non ridere, non lugere neque detestari, sed intelligere» - не смеяться, не плакать, не презирать, но понимать...

     Большинство человечества вполне охотно соглашается с этими красивостями — о том, что надо быть индивидуальностью, надо быть иным, чувствуя себя со всеми,  что  sed intelligere —  как они соглашаются с тем, что  надо бегать по утрам, не  лгать супруге  и меньше пить алкоголя... Однако лишь шизоиды действительно  способны воспринимать подобные речи всерьез — только они своим поведением реально демонстрируют высокую степень пренебрежения мнением общественного животного, нежелание осуждать и попытки  понимать вместо того, чтобы смеяться и плакать.

    В «Веселой науке» Ницше упоминает максиму  Спинозы и совершенно справедливо говорит, что «понимать»  обычно у гомо сапиенса  состоит именно  в том, чтобы как-то примирить между собой импульсы к смеху, плачу и презрению; «понимание» - лишь хлипкий наружный продукт такого согласия. Однако шизоиды в самом деле способны поставить понимание против внутренних импульсов, и следовать именно ему.

    Поэтому шизоиды с их перевернутой пирамидой Маслоу часто   странны остальным  - у нормальных людей не укладываются в голове причины отказа от миллиона долларов наличными. Верно и обратное, пропитанная запахом подвалов  пирамиды логика нормальных людей для шизоида неестественна, ему приходится  изучать ее   как иностранный язык – даже когда  она ему интересна. Но зачастую  шизоид  попросту мирится с тем, что большинство   говорит на малопонятном ему наречии и общается — посредством чтения, музыки, скульптуры, шахмат или эзотерических практик    – лишь  с немногими, говорящими как он.   Отсюда общепринятое мнение  (особенно часто разделяемое женщинами) о том, что очень умный человек запросто может быть полным дураком,  когда речь идет о человеческих взаимоотношениях. Проблема тут, однако, не в уме или глупости, а скорее  в трудностях перевода. 
   
**
       Недавно я наткнулся на статью доктора искусствоведческих наук, которая  сурово судит  Бродского за  то, что  тот поэт «без Бога, без Родины, без любви». Вывод  доктора, хоть он ясно и не озвучен,  мне видится  в том, что поэтический прах Иосифа  пора выносить из Мавзолея куда-нибудь поближе к кремлевской стенке, а то и вообще на  Ваганьковское...
       Отношения Бродского с Родиной состояли в том, что в определенный момент Родина попросила его выбрать между тремя альтернативами. Либо поэт отказывается быть поэтом; либо :  чемодан-Пулково-Вена; либо повторение курса трудотерапии в архангельской губернии (это для больного сердечника). Обычный  «представитель населенья»  в таком  случае скорее всего отказался бы от стихов — точнее, он бы даже и  не начал бы  распространять  вирши, за которые Родина начнет таскать его в известный  питерцам «Большой дом». Бродский выбрал эмиграцию. По некой иронии судьбы, в точности  те же самые «достающие из штанин» граждане,   которые курировали в ленинградском ГБ  работу с диссидентами, в недалеком  будущем станут  подписывать постановления об увековечивании памяти выдающегося петербургского поэта.... В полной степени, однако, ироничность этого факта раскрывается лишь для по-настоящему шизоидных натур.
    Трудно представить себе, что имярек, заявивший ленинградскому судье, что ремесло поэта дано ему «от Бога»,  не верит в высшее начало. Однако для доктора наук вера в высшее начало несовместима с неприятием официальной доктрины. «Входит некто православный, говорит теперь я главный...»,  « дайте мне перекреститься — а не то в лицо ударю»  - подобные  строчки по мнению искусствоведа свидетельствуют о том, что вера Бродского — сколько бы он не распинался о том, что поэзия дается свыше — пустой звук. Естественно, для большинства нормальных людей вера — это чувство безопасности  - уровень два пирамиды Маслоу и  знак общности с остальными — уровень третий. Отказываться от религиозной общности православия (возможно, иудаизма в случае чистокровного еврея) в пользу некого  эзотерического верования о примате языка и превосходстве этического над эстетическим; в пользу полуязыческого воспевания Рождества с его дарами волхвов; в пользу Христа как прежде всего  человека, бросающего вызов системе («Привыкай, сынок, к пустыне...»)  – это по мнению автора статьи — свидетельство полной ущербности религиозного  чувства поэта. Опять-таки ирония того факта, что большинство считающих себя верующими в современной России не дали себе труда прочесть Евангелие представляется иронией в основном шизоидам.   
        Наконец, любовь. «Я любил немногих, однако, сильно....» Женщина, из-за которой он резал  вены, переспала с его приятелем... Ей Бродский посвятил множество стихотворений, вторично женился на итальянке, очень похожей на нее внешне. По словам знавших его, Иосиф был однолюбом. Тем не менее, он ясно называл свою Беатриче «не крановщицей» (читавшие «Представление»  меня поймут ), и упоминал, что та, судя по письмам  «чудовищно поглупела». Опять-таки, для нешизоида такое поведение абсолютно противоестественно — любовь для него полностью исключает осознание факта, что предмет твоей страсти значительно уступает тебе в умственном развитии, как и то, что он — этот предмет –  запросто может быть «не крановщицей». Полагаю, измена матери его сына была для Бродского не столько аморальным феноменом, сколько антиэстетическим — он воспринимал ее как  вульгарную, корявую строчку с неуклюжей рифмой, и сожалел, что та, в кого он был  влюблен, оказалась способна на подобную пошлятину.            
       То есть с точки зрения шизоидной логики поведение Бродского абсолютно логично.  Он говорит, что стихосложение является для него высшей потребностью, ради которой можно пожертвовать роскошью человеческого общения, пребыванием на той территории, к которой он привык, и против которой по большому счету ничего не имеет; можно  пожертвовать женщиной, хотевшей, чтобы поэт  поставил ее выше страсти к рифмованным строкам — и поступает соответствующим образом. Это не  свидетельство того, что  он плохой патриот, скверный любовник, или не ощущает никакой потребности в метафизике – это просто осознание,  что  быть образцовой  единицей  человеческой отары — это  не  совсем то, к чему следует стремиться в жизни. «Um ein tadelloses Mitglied einer Schafherde sein zu k;nnen, muss man vor allem ein Schaf sein.» («Чтобы стать  безупречным членом отары надо родиться  бараном»)  - как сказал еще один эмигрант и  шизоид Альберт Эйнштейн. 


Рецензии
"психически здоровая мать пойдет заниматься проституцией (нарушение морали и проблемы с уважением остальных) если ее ребенку будет нечего есть (самосохранение)".
Большего бреда не слышала в жизни (про психически здоровую). Ложиться под мужика, чтобы дать ребёнку поесть? Да никогда. Жили мы с дочерью по-разному, бывало, растягивали деньги, покупая только хлеб и корм кошке.
Как раз нормальная женщина себя уважает.
Ели хлеб и воду, ничего, выжили, в мирное всё-таки время живём.
Ландау мой респект. Неужели кто-то думает так же, как и я (про Татьяну Ларину)?
А неделю назад я на "Фейсбуке" познакомилась с людьми, которые считают Коэльо идиотом. Я не просто в восхищении, а ужасно счастлива.
Мнение Бродского разделяю, хотя я и не поэт.
Просмотрела комментарии. "Ба, знакомые всё лица", как говорил капитан Жеглов.
Я В.В. имею в виду.

Мария Райнер-Джотто   31.01.2024 12:00     Заявить о нарушении
А сколько Ваших подруг из института уехали по мужьям в Европу? Они все ненормальные?

Коэльо я посмотрел три страницы из "Вероника хочет умереть" и решил, что это не в коня корм. Так что насчет того, идиот он, или нет, ясного мнения не имею. В каком-то отношении наверное не идиот, раз столько бабла нагреб...

Ritase   31.01.2024 15:58   Заявить о нарушении
Моя близкая подруга вышла замуж за коренного немца, он работал на заводе механиком. Она поточ жаловалась, что с ним не о чем разговаривать, и что он ей сумки от машины до крыльца дома не подносит.

Это суперненормальность. Она не кота в мешке покупала, а знала, за кого выходит замуж. Я с ней давно не общаюсь, она прекратила общение, когда я поддержала её мужа, и сказала, что он не должен ей три метра нести сумки.

Ещё две девушки из нашей группы тоже уехали за рубеж. Одна фиктивно вышла замуж, чтобы с немецкой фамилией поступить в Мюнхенский уинверситет. Потом она переехала в Америку и работала в компании Microsoft. Лет десять назад жаловалась, что не от кого рожать, и что с ней знакомятся из-за её должности.

Третья вышла замуж за "русского" немца не по любви, но чтобы уехать в Германию.

В конце 90-х я была популярна в местной тусовке тем, что переводила письма от потенциальных женихов - одна художница вышла замуж за немца, но, переехав и получив гражданство, сразу его бросила.

У меня тоже была мечта - уехать в Барселону (я люблю Гауди) и для начала устроиться официанткой, а в перспективе работать фотографом. У меня была в Барселоне подруга, она обещала предоставить жильё.

Чтобы заработать на билет и визу, я работала в палатке продавцом - продавала канцтовары, тогда зарплата была 1 500 000, и всё шло хорошо, но не в добрый час я познакомилась с одним МЧ.

И так как я успехом у противоположного пола не пользовалась, то купилась на обаяние, розы, кафе, тонкий юмор, начитанность.

Через два месяца МЧ рассказал слезливую историю, что должен кому-то деньги, и что его убьют, если он не заплатит, и что он занимает у меня эту сумму на неделю.

Он её не вернул, а мне сказал, что за всё надо платить - и за цветы, и за шампанское, и за мужское внимание.

И я понимаю Тельму из одноимённого фильма, когда герой, которого сыграл Бред Питт, украл её сбережения.

Удивляюсь, как я не возненавидела всех мужчин, но с тех пор ненавижу цветы, кафе, шампанское и разных охмурял. Если со мной кто-то заигрывает, просто говорю: "пошёл на х**".

Через полгода я встретила своего бывшего мужа, и он меня подкупил своей мнимой идеальностью, но это уже другая история.

Мария Райнер-Джотто   31.01.2024 16:42   Заявить о нарушении
Мда, МЧ - сюжет для небольшого рассказа. Но тема стара как мир...

Ritase   31.01.2024 17:41   Заявить о нарушении
Ну, если поменять всё местами - МЧ мечтает работать в Париже фотографом и зарабатывает на поездку... а вот и тупик - где в провинции 90-х можно честно зарабатоть на поездку мужчине? Мужчин-продавцов тогда не существовало.
Значит, фотограф отпадает, хотя... Может, он встретит богатого покровителя? И подумает, что ради мечты - почему бы нет. Всего одни раз. Но его девушка об этом узнает и вскроет себе вены. Тоже ерунда какая-то.
В общем, наверное, я бы уже давно об этом написала, так-то я из всего делаю сюжет, но всё это, действительно, не ново.

Мария Райнер-Джотто   31.01.2024 17:59   Заявить о нарушении
Может можно добавить еще один уровень.

Есть МЧ с замашками психопата, есть инженю, которая в принципе предназначена для того, чтобы ее обобрать. Но скажем есть еще и подруга, которая побывала жертвой того же самого типа пару лет тому назад. Подруга узнает, и чтобы отомстить манипулирует инженю так, чтобы та пообещала, что даст деньги, и отказала в последнюю минуту. Реакция психопата будет скорее всего, что он перейдет в агрессивный режим – изобьет, скажем. Дальше в принципе может произойти какая-нибудь жесть. Скажем, инженю из самозащиты калечит, или убивает МЧ… В принципе, можно переписать “Здравствуй, грусть”, рассказав историю с точки зрения подруги… Хотя психопата не жалко, конечно…

Ritase   01.02.2024 02:49   Заявить о нарушении
Боюсь, на такие тонкости я не способна.
Если бы я взялась за эту историю, то написала бы в стиле одного фильма - не помню название - там убили девушку, а убийцу не наказали, улик оказалось недостаточно. Но парень этой девушки выкрал убийцу и поместил в подвал дома, где держал лет 20, кормил, но не разговаривал с ним.
Но тогда читатели не будут сочувствовать девушке, которая лишилась своей мечты.
Тогда уж писать в стиле фильма "Тельма и Луиза", если вводить подругу.
Сцена-финал "И это всё ради нас?" одна из лучших в кино. http://youtu.be/BqC0YQ4_7H4

Мария Райнер-Джотто   01.02.2024 04:02   Заявить о нарушении
Мне гораздо интереснее было бы написать о другом.
На "Фото.Кто" есть один безумный фотограф Стрен, у него мания снимать часы, кошек, руки и бутерброды с беконом.
И он единственный, кому я делаю исключение - не смотря на то, что он мои фото не смотрит и не оценивает, я от него не отстаю.
Я заметила, что все комментарии, где я указываю на числовые закономерности и поясняю, почему котят два, а не три, он удаляет.
А когда я написала, что он изобрёл способ перемещения в пятое измерение с помощью числовой последовательности и электричества, он вытставил жуткое фото: на экране девушка, перед ней рука, в руке в медальоне запаян змеёныш.
Я выяснила, что девушка - это Патриция Лейн, а на экране кадр из фильма "Дезертир" (1942 год). Что это значит, не понимаю. Но бросать игру мне не хотелось, и я на другом фото написала туповатый комментарий, предположив, что он не такой маньяк, как я подумала.
На др. день - два котика, мимишные и не свойственные его манере изборажать кошек.
Я опять отзываюсь восторженно, сравнивая котиков с водоворотом страсти, жду, что будет дальше.
Дальше - фото компьютерного стола, какие-то булавки, брелки, недопитый стаканчик с кофе, фото спаниэля, фото чувака в чёрных очках с фотоаппаратом, рука и в ней медальон - две то ли серны, то ли лани. Оставила восторженный комментарий о тонкости изображения несколькими линиями трепетности и красоты этих парнокопытных, но Стрен его удалил.
Сегодня утром новое фото - цветок, рука, медальон, в котором запаяна бесцветная ящерица. Не знаю, что значит, написала коммент, проведя аналогию с Маленьким Принцем, отталкиваясь от одного цвета руки и цветка.
В ответ поместила фото уже не хаотично, а со смыслом. Вдруг зайдёт на мою страницу. Если зайдёт, я пойму по следующему фото.
А всеми этими наблдениями я делюсь с другим человеком, и мы наблюдаем за развитием, как в казино, делаем ставки и пишем - вернее я пишу а он мне помогает - рассказ.
Вот это БЕЗУМНО интересно. Интереснее, чем мечты какие-то, наказание альфонсов, да и вообще любовь.

Мария Райнер-Джотто   01.02.2024 04:40   Заявить о нарушении
Тельма мне напомнило финал "Жюля и Джима"... Там правда в воду ныряют с причала.

Из финалов мне запомнилось пожалуй "Фотоувеличение" Антониони, где мимы играют в теннис.

А может Стерн помещает какие-то случайные фото?
Кина "Дезертир" 42 года я в интернете не нашел. И актрисы Патриции Лейн тоже.

Я вообще с большим сомнением отношусь к магии в любом виде.

Ritase   01.02.2024 05:34   Заявить о нарушении
Ой, я всё напутала. Присцилла Лейн и "Диверсант".
Я магию не люблю, но здесь совпадения и закономерности. Одни и те же числа и образы и реакции на замечания.
Этот второй чувак Хельмут, написал ему комментарий на иврите, и Стрен его добавил в ЧС. Не знаю, пишут ли ему комментарии, но висят только мои.
Что бы это ни было, рассказ движется, и мы будто играем в квест. Нам этот Оппи (так я Стрена называю) скрашивает скуку жизни.

Мария Райнер-Джотто   01.02.2024 06:35   Заявить о нарушении
Значение Коэльо преувеличено.
Я его в трезвом уме и доброй памяти читать бы не стала. Дело было так.
Я увлеклась рассказами Гиппиус, и был момент, когда я была от них в полном восторге, но бывший муж прочёл и сказал, что это бред и не литература, а помойка.
Ну, учитывая его вкусы - дешёвое фентези с акцентами на физиологии - неудивительно, что Гиппиус не понравилась.
Но у него был пунктик - он считал, что если я люблю Гиппиус, значит я - такая же (однажды он посмотрел мою любимую "Красоту по-американски", а когда я выступила в защиту геев, он сказал, что таких как я, надо сжигать на кострах).
И однажды он увлёкся Коэльо и навязал мне это чтиво.
Но я не мстительна и объективна.
Не помню, что это была за книга, но она один в один повторяла сюжет английской сказки на тему "как дурак за чудом ходил", причём практически без изменения реалий.
А я сказки читала запоем, у меня все сказки мира собраны. Ну я и сказала после прочтения, что это чтиво для дебилов. Он смертельно обиделся. Ну, он и Шопенгауэера презирал.

Мария Райнер-Джотто   01.02.2024 08:31   Заявить о нарушении
Когда чего-то слишком много, как Коэльо, то обычно раскрутка и вторично. А уж попс-психология и попс-философия… Если есть нормальные философы и психологи? Есть еще Кастанеда, мне кажется, из той же оперы, как и Коэльо. Я от слишком популярных вещей обыкновенно держусь подальше. Во всяком случае от некоторых. Мураками, например, читаю охотно. У него все много и подробно едят, причем непонятно что. Но все равно интересно. Алекс зовет такое отношение снобизмом.

Еще Шамфор писал, что насчет слишком популярной вещи можно положиться, что это ерунда, ибо нравится чересчур многим. Я Шамфора предпочитаю Шопенгауэру – в духе своей франкофилии и германофобии…

Чтение фентези по-моему диагноз.

“Красота по-американски” мне понравилась тоже.

Мне кажется, в любом достаточно длинном и мутном можно найти кучу совпадений и глубин. “Мутные лужи кажутся глубже… ” Поиск таких глубин, возможно – способ сосредоточиться. Томас Манн, например, верил в спиритизм…

Ritase   01.02.2024 16:15   Заявить о нарушении
Ну, мало ли что Алекс называет снобизмом.

Если бы он не написал, сколько ему лет, я бы подумала, что он мой ровесник. Мы с ним сегодня общались под "Дневником умершей дочери". Кончилось тем, что он обиделся, что я принизила его умственные способности и написал, что больше не будет поддерживать бессодержательный разговор.

И изменил сам себе - опять добавил комментарий, написав очевидное - что это моё личное мнение.

"Красота" это нечто. Её можно смотреть бесконечно, всякий раз обращая внимание на разные сюжетные линии. А как же мне нравится сцена, где Мина Сувари возмущённо произносит Cunt, а переводчица стыдливо переводит "сука"!

По-моему лучше, чем в этом фильме, лицемеров не показал никто. Для меня это фильм о свободе. Всё остальное - условие этой свободы.

Мураками как раз стал у нас популярен году так в 2005-м, но я из-за своей предвязатости к мнению друзей мужа, его не читала, а они им восхищались. Я в тот период читала всё, что они не одобряли и интересовалась тем, что их возмущало. Помню, у меня были настольные книги "Судебная медицина", "Психология национализма", "Безумные грани таланта" и Стивен Кинг. Вы не поверите, Николай, но "Судебная медицина" была для меня поэзией какой-то. Она меня успокаивала и мирила с действительностью.

А, ещё сказки. Смешно, конечно, в 30 лет читать сказки, но у меня в детстве были только таджикские народные сказки.

Кастанеду я не пыталась читать по той же причине, что и Мураками. Да и, если честно, многое из "умного", что я встречаю сейчас в интернете, я уже слышала, только в другой форме, в народной. От бабушки-мещанки.

Мария Райнер-Джотто   01.02.2024 18:02   Заявить о нарушении
В одном доме, где я гостил, мне попался в руки учебник судебной медицины начала 20 века — французский. Может даже конца 19-го. С фотографиями. Я его с большим интересом пролистал. Мне запомнилось, что некоторые товарищи умудрялись повеситься на спинке стула. Там еще был длинный раздел про яды. В общем, очень увлекательное чтение.

Одна дама здесь описывала свои впечатления от просмотра итальянского фестивального фильма во времена СССР. Тогда перевод читали синхронно. Героиня упрекает мужа «Педерасто!». А переводчица вещает: «Я тебя больше не люблю!»

Шатобриан писал: «Тяжелые умы, которые делаются еще тяжелее от груза полученных знаний». Приводить полтора десятка переводов фразы Шекспира и объяснять, что барсучка — самка барсука, а не барса — как раз оно... (Кстати, барсучиха вроде бы правильнее, а барсучка — тоже употребляется, но еще и собака, натренированная извлекать живность из нор — по Далю... ) Кроме прочего, Алекс терпеть не может остаться без заключительного слова. Так что я ему уступаю право эпилога. Иначе он не остановится...

Мураками, несмотря на свою популярность — приличный романист. «Кафка на пляже» или «Хроники заводной птицы» вполне кошерные книги.

Ritase   01.02.2024 18:37   Заявить о нарушении
Как красиво выразился Шатобриан! Помню его "Рене", впечатляющая история.
Как бы Алекс не отрицал соционику, если бы структурная логика (способность к анализу) не была его болевой функцией, он бы понял, что моя фраза про то, кто умнее, это провокация.
Мне просто было интересно, сколько комментариев он напишет.
Как я и предполагала - два. И это не озарение и не расчёт, это шаблонное поведение, так же как и "барсучка".

Мария Райнер-Джотто   01.02.2024 20:42   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.