Матрос Железняк

    Анатолий Григорьевич Железняков, также известный как Матрос Железняк  — балтийский матрос, большевик, участник революции 1917 года в России, командир 1-й советской конной батареи, а также командир бригады бронепоездов во время Гражданской войны в России.

На днях исполнилось 102 года со времени гибели А.Г. Железнякова. Я не видел и не слышал, что бы в СМИ кто-то вспомнил про это. Постараюсь по мере своих сил, некоторым образом восполнить этот исторический пробел…

Родился Анатолий Железняков 2 мая 1895 года в мещанской семье в селе Федоскино Московской губернии. В августе 1895 года семья переехала в Москву. У Анатолия была старшая сестра Александра и два брата: старший Николай и младший Виктор. В 1902 году их отец умер от сердечного приступа и четверо детей остались на попечении матери, Марии Павловны.

Анатолий поступил в Лефортовское военно-фельдшерское училище, но вскоре его бросил, спровоцировав своё отчисление (в апреле 1912 года отказался выйти на парад в честь именин императрицы). Провалился при поступлении в Кронштадтское мореходное училище (год спустя не был принят в Ростовское мореходное училище по возрасту) и начал работать в аптеке при ткацком предприятии фабриканта Арсения Морозова в Богородске, куда переехала семья.

У Анатолия оказались очень разносторонние интересы… То он хотел стать военным фельдшером, то моряком, но медицина взяла верх и он стал аптекарским работником, почти фармацевтом…

Хотя тяга и любовь к морю пересилили фармакопею и Анатолий уехал в Одессу, где начал работать портовым рабочим, а потом кочегаром в торговом флоте. Интересная цепочка профессий просматривается…
 
С лета 1915 года работал слесарем на снарядном Бутырском заводе, где впервые занялся подпольной пропагандистской работой.
В октябре 1915 года был призван на военную службу. Зачислен во 2-й Балтийский флотский экипаж, в машинную школу.

В июне 1916 года, опасаясь ареста, дезертировал и вплоть до Февральской революции трудился кочегаром и помощником моториста на торговых судах черноморского флота, скрываясь под вымышленной фамилией «Викторский».
Что-то не учиться, ни служить, да видимо и просто работать, у Толи Железнякова спокойно не получалось…

Но тут подфартило. Амнистия! После амнистии дезертирам царского времени, вернулся на военный флот и оказался в Кронштадте, возобновив занятия в машинной школе. Будучи к этому времени убеждённым анархистом, не признавал Временного правительства и нередко выступал на митингах. ( Ну, так митинговать – не мешки ворочать… А идей анархизма видимо набрался в кочегарах Черноморского флота.)
В мае 1917 года был избран делегатом 1-го съезда Балтийского флота (Центробалта — революционного органа моряков Балтийского флота). В июне 1917 года, защищая занятый анархистами особняк Дурново, оказал активное сопротивление солдатам и казакам и был арестован. Был приговорён к 14 годам каторжных работ, но 6 сентября бежал из «Крестов».

Самый активный период жизни Анатолия Железнякова приходится на конец 1917 года.
На 2-м съезде Центробалта — секретарь съезда, избран в состав Центробалта, членом Морского-революционного комитета и делегатом на II Всероссийский съезд Советов.
Принял активное участие в Октябрьском вооружённом восстании, возглавив отряд, занявший Адмиралтейство, приняв участие в штурме Зимнего дворца и войдя в состав военно-морского революционного комитета, заменившего Центрофлот.
 
Принял участие в боях против частей генерала Краснова на подступах к Петрограду.
В декабре 1917 года стал заместителем командира революционного сводного отряда матросов (450 человек, 2 бронепоезда, 4 бронеавтомобиля, около 40 пулемётов и прожекторная команда с двумя прожекторами и электростанцией, командир Н. А. Ховрин, начальник штаба — А. Ф. Ильин-Женевский, комиссар — И. П. Павлуновский), уже участвовавшего к тому моменту в установлении советской власти в Петрограде, Москве, Харькове, в боях с ударниками под Белгородом и Чугуевым.

Во второй половине декабря 1917 года часть отряда Ховрина-Железнякова вернулась в Петроград и разместилась во 2-м Балтийском флотском экипаже. Матросы отряда, отличавшиеся левым радикализмом и анархизмом, являлись инициаторами и сторонниками проведения жёстких мер в борьбе с врагами советской власти и уголовными элементами. В частности, организаторы состоявшегося позже убийства бывших министров Шингарёва и Кокошкина матросы Я. И. Матвеев и О. Крейс входили в этот отряд. Ленин охарактеризовал убийство как «возмутительное». И что?

Отряд как одно из самых преданных большевикам воинских формирований (замечу, что сплошь анархистский) был использован при разгоне демонстраций в поддержку Всероссийского учредительного собрания и направлен в караул Таврического дворца, где проводилось Учредительное собрание. А. Г. Железняков был назначен начальником караула.
Вошёл в историю своей фразой «Караул устал…» при разгоне заседания Учредительного собрания.
Этот же отряд и караул охраняли III Всероссийский съезд Советов на котором А. Г. Железняков приветствовал делегатов от имени петроградского гарнизона, революционных отрядов армии и флота.

По окончании работы съезда, Железняков был включён в состав Верховной коллегии для руководства борьбой против румынской интервенции и эвакуации окружённых в районе Дуная русских войск и кораблей.
Ему было поручено отвезти 5 миллионов рублей на расходы коллегии, а также деньги полевому казначейству войск Румынского фронта и Черноморского флота. По прибытии в Одессу в феврале возглавил специальный отряд морских сил для обороны приморских подступов к городу. Руководил арестами заложников, принимал конфискованные румынские суда, много выступал на митингах.

Затем вышел на миноносце «Дерзкий» в Вилково, где располагались корабли Дунайской флотилии и принял участие в боевых действиях. В феврале 1918 года Железняков назначается комиссаром Дунайской флотилии.

А уже в марте того же года, как начальник Бирзульского укрепрайона, в составе которого числились значительные резервы и боевые части. Получая непосредственные указания от командующего Южным фронтом  В. А. Антонова-Овсеенко, возглавил отряд из матросов и солдат в составе 1500 человек и участвовал в боевых действиях против австро-германских войск, с отступающими войсками эвакуировался в тыл.!
По возвращении в Петроград был назначен членом Политического отдела Морского генерального штаба, но в середине июня вновь отправился на фронт, на этот раз в район Царицына в 16 стрелковую дивизию, где был назначен командиром Еланского полка, ожесточённо сражаясь против белоказаков генерала Краснова.

А потом вдруг, уходит на подпольную работу в Одессу…А какова причина этого?
Оказывается, что осенью 1918 года у него начался конфликт с военспецами из отдела снабжения участка фронта, на сторону которых встал Н. И. Подвойский.  Конфликт закончился отстранением его от командования полком и приказом Подвойского арестовать Железнякова. Благодаря командиру дивизии Киквидзе, ареста Железняков избежал, но был вынужден вернуться в Москву.

В тот же период он женился на добровольно принявшей революцию дочери полковника царской армии, ставшей учительницей в РККА, — Елене Николаевне Винде.
В октябре 1918 года под фамилией Викторс был направлен на подпольную работу в Одессу. Работая механиком на судоремонтном заводе и будучи избран в правление профсоюза моряков, активно занимался подпольной агитацией и одновременно сблизился с боевой дружиной Г. Котовского.
 
Участвовал в восстании при приближении частей РККА. После занятия Одессы Красной армией 6 апреля 1919 года был избран председателем профсоюза моряков торгового флота.
На этом посту заключал договоры с владельцами пароходов, предприятиями, способствовал переселению многосемейных из землянок и бараков в освободившиеся после массовой эмиграции квартиры и дома.

В связи с продолжающейся гражданской войной в начале мая 1919 года он получил назначение на должность командира отремонтированного под его руководством бронепоезда имени Худякова.

В мае — июне принимал участие в борьбе с восстанием атамана Григорьева, в июле получил назначение на деникинский фронт, где участвовал в боях под Запорожьем и Екатеринославом в составе 14 армии.
25 июля 1919 года в бою с войсками Шкуро бронепоезд под командованием А. Г. Железнякова попал в засаду возле станции Верховцево. В самый последний момент боя, когда бронепоезд, давая задний ход, уже вырвался из засады, Железняков был ранен в грудь. Рана оказалась смертельной, и 26 июля на станции Пятихатки он скончался.

3 августа в Москве гроб с телом Железнякова провезли на броневике в сопровождении большого числа матросов, боевых друзей, товарищей, знакомых и родственников. Траурная процессия проследовала от Новинского бульвара, где проходило последнее прощание, до Ваганьковского кладбища, где со всеми воинскими почестями тело было предано земле.

Короткая, но очень яркая жизнь. Практически не имея образования, А. Г. Железняков занимал значительные руководящие посты и видимо успешно справлялся с обязанностями и порученным делом.
 
Но  кадровая чехарда того времени, не позволила ему раскрыться как опытному руководителю на конкретной определённой должности.

Железнякова бросали на самые ответственные участки боевых действий, где он мог и умел руководить. Время было такое и люди…


Рецензии
Короткая, но насыщенная биография, бурное время. Публикацию прочитал с большим интересом, Петрович.
Желаю дальнейших творческих успехов!

С наилучшими пожеланиями,

Сергей Пивоваренко   20.12.2021 17:55     Заявить о нарушении
Я то же изменил своё отношение к своему литературному герою, пока собирал про него информацию.Раньше бытовала загадка у моряков: кто сделал самую большую невязку?(Это разница между счислимыми координатами и обсервованными. Чем меньше невязка,тем точнее определено место корабля или судна, тем искуснее штурман. От нескольких кабельтовых до нескольких миль...)Так в отгадке был матрос Железняк - Хотел он в Одессу, а вышел к Херсону... Это по прямой 146 км, а в морских милях 78,8!

Петрович 8   20.12.2021 23:35   Заявить о нарушении
По этой невязке, насколько я помню, ещё М.Задорнов в своё время прошёлся ( да благословенна будет его память!) Поминал в своих выступлениях Железняка.
Всего хорошего!

С уважением,

Сергей Пивоваренко   20.12.2021 23:41   Заявить о нарушении