Причастность австрии к трагедии холокоста

               
               
   В книге Пола Джонсона "Популярная история евреев" приводятся данные о той ужасающей роли, которую сыграла Австрия в Холокосте. Австрийцы в годы Второй мировой войны уничтожили почти половину из шести миллионов евреев. В самой Австрии ими  было уничтожено  90% еврейского населения. Их  роль  в Холокосте была непропорционально велика по сравнению с их количеством (семь миллионов населения).  Гитлер, Эйхман и глава гестапо Эрнст Кальтенбруннер были австрийцами.   Австрийцы  составляли одну треть личного состава эсэсовских истребительных подразделений. Они командовали четырьмя из шести главных лагерей смерти.
   Московская декларация союзников в ноябре 1943 году объявила Австрию «первой свободной нацией, павшей жертвой гитлеровской агрессии». Поэтому Австрия была освобождена от выплаты репараций, на послевоенной Потсдамской конференции она получила статус жертвы. Как заявила в 1946 году австрийская социалистическая партия: «Не Австрия должна выплачивать реституцию, она должна быть получателем». Нацистские преступники, которые были привлечены к суду, обычно удостаивались снисходительного отношения со стороны судебных властей Австрии. Хотя во время Второй мировой войны Австрия была частью Третьего рейха, и австрийцы принимали участие в преступлениях нацизма, в том числе и в массовом уничтожении евреев, они предпочитают считать себя жертвами гитлеровского режима и отрицают свою ответственность за участие в его злодеяниях. Поэтому Австрия не прошла процессов денацификации, которые происходили в Германии, и нацистское наследие ощущается там сильнее. Многие из подследственных нацистов попали под амнистию, а дела, которые слушались в судах, обычно кончались оправдательными приговорами. Пострадавшим евреям в Холокосте, просившим компенсации, советовали обращаться к Германии, если только они не смогут доказать, что их бывшая собственность осела в Австрии, и только немногим из них  удалось получить по тысяче долларов. До 80-х годов двадцатого столетия австрийское общество полагало, что Австрия была первой жертвой нацизма и потому не несёт никакой коллективной ответственности за преступления гитлеровской Германии. Причины такой ужасной роли Австрии в уничтожении евреев надо искать в истории этой страны, Они были связаны с преследованиями евреев католической церковью и с занятиями евреев  торговой деятельностью, запретной для христиан.
   Появление евреев в Австрии    относится к началу XII столетия. В 1196 году  крестоносцы обрушилось на еврейский квартал Вены, убивая и грабя его жителей. Было несколько случаев кровавых наветов, когда евреев обвиняли в ритуальном убийстве христиан, а затем при подстрекательстве церкви произошла массовая резня в Пулькау и сожжение 270 евреев в Энсе. Еврейская община Вены была уничтожена в 1420-х годах в результате различных надуманных обвинений через суды и сожжениями на кострах; принудительное обращение в  христианство, особенно еврейских детей младших 15 лет; также применялись конфискации имущества и изгнание евреев из Австрии. 12 марта 1421 года герцог Альберт издал декрет, приговаривавший евреев оставшихся в Вене к смерти. В тот же день на Гусином лугу (в нынешнем квартале Вайсгербер)  было сожжено 92 еврейских мужчин и 120 еврейских женщин  Как и в Испании, через 70 лет после этого евреи были поставлены перед выбором - креститься или покинуть Австрию.  Большинство евреев были изгнаны из Вены, а богатые евреи, оставленные в тюрьмах, подвергались страшным пыткам с целью заставить их креститься. В 17 веке император пригласил евреев обратно в Вену, но, как объяснил ученный антисемитский профессор Йоханес Эйзенменгер, их пришлось повторно изгнать, потому что они «жестоко убили» женщину -  христианку. Поскольку это преступление сопровождалось многочисленными грабежами и другими безжалостными расправами, его императорское величество, движимое похвальным христианским рвением, издало указ об изгнании злодеев - евреев. Евреи бежали в Турцию и Венецию.
   Евреев несколько раз изгоняли из страны, но потом позволяли вернуться. Для них также вводили  обязанность - носить на левой стороне груди отличительный желтый кружок, без которого запрещалось выходить на улицу под угрозой тюремного заключения. В 16 столетии и венских евреев выселили в специальный квартал за городскими стенами.  В 1670 году последовало новое изгнание евреев, на сей раз на 180 лет.
    При императрице Марии Терезии  был  признан  вклад евреев в развитие экономики и банковского дела, их наделили  полной судебной автономией. После 1867 года евреи были окончательно уравнены с остальными подданными, у них началась новая жизнь национального меньшинства, защищенного законом, Были даже отменены все ограничения, мешавшие еврейским детям учиться в государственных школах. Евреи получили возможность осваивать  престижные профессии. В результате значительная часть еврейского меньшинства успешно ассимилировалась: некоторые даже перестали считать себя евреями. Но, для многих венгров и австрийских немцев ассимилировавшиеся евреи не стали “своими”, многовековые предрассудки продолжали существовать.
    Cуществовал и другой еврейский мир небогатых местечек Галиции, Буковины и Закарпатья  со своеобразной культурой, глубокой религиозностью и  языком восточноевропейских евреев – идишем.
   Консерватизм и патриархальность социальной структур среди    небогатого мелкого мещанства и слабой национальной буржуазии, привели к тому, что значительная часть торговли, промышленности, финансовых операций оказалась под контролем не австрийцев, а  армян, греков и особенно евреев. Евреи заняли лидирующие позиции в политике, экономике, науке, культуре, и в связи с этим резко возрос антисемитизм.  Предприимчивость и трудолюбие евреев вызывали зависть и ненависть, которая накладывалась на традиционно негативное отношение к ним, как представителям иной веры, особенно из-за сильного влияния католической церкви. В монархии в конце XIX века были свои антисемитские процессы, напоминавшие дело Дрейфуса во Франции, или дело Бейлиса в царской России.
  Среди австрийских евреев к этому времени было большое число врачей, инженеров, журналистов, адвокатов, лиц, состоящих на государственной или военной службе, так как в армии не было никаких ограничений по национальным или религиозным признакам. Так, в 1893 году на действительной службе в армии Австро-Венгрской империи состояло 2179 евреев - офицеров и генералов . Другим популярным видом деятельности среди еврейского населения Австро-Венгерской империи являлась торговля. Так, в 1900 г. на тысячу евреев насчитывалось 437 торговцев, а среди христиан соответственно всего 84 . В разных отраслях промышленности и ремесел на тысячу евреев приходилось 287 занятых в этих областях (среди христиан соответственно 271).   Антисемиты в Австрии стали выдвигать против евреев новые кровавые наветы. Обвинение в ритуальном убийстве в 1882 г. было выдвинуто против евреев венгерского города Тисаэслар, но суд в 1883 году полностью оправдал евреев, обвиняемых по этому делу. В 1891 году был создан Союз для борьбы с антисемитизмом в Австрии, велась активная борьба с экономическим бойкотом еврейских предприятий.
   С Австрией связано рождение двух прямо противоположных «измов» XX века, кардинально повлиявших на судьбу народов и в первую очередь евреев: нацизм и сионизм. Лицом нацизма стал уроженец Австрии Адольф Шикльгрубер, под псевдонимом Гитлер, а  сионизма – уроженец Вены, писатель и философ Натан Бирнбаум,  введший в обращение термин - сионизм. В Вене Теодор Герцль написал свою книгу "Альтнойланд" (Старая - новая  страна)  и превратился в вождя еврейского народа, который  привел в конечном итоге к созданию еврейского государства Израиль.
После поражения Австро-Венгрии в Первой мировой войне и распада монархии в конце 1918 года на территории Австрии насчитывалось триста тысяч евреев, из которых двести тысяч жили в Вене.  В этом же году по инициативе сионистов был создан Еврейский национальный совет и еврейские солдатские комитеты, которые должны были защитить евреев от нападений антисемитски настроенных австрийцев.
   Перед Второй мировой войной евреи играли важную роль в экономической и культурной жизни Австрии. Экономическое положение евреев было очень хорошим. Подавляющее большинство австрийских евреев проживало в столице, Вене,  важном центре еврейской культуры. В это время евреи занимали ведущие позиции во многих отраслях австрийской экономики, в частности: в торговом, рекламном, банковским бизнесе и составляли высокую долю в среде австрийской интеллигенции.  Евреям принадлежала 85% торговли мебелью, 90% рекламных агентств, 80% банковских капиталов, 75% торговли вином, 64% торговли бензином и нефтью, вся торговля металлоломом, . Среди евреев был очень высокий процент представителей интеллигенции, евреями были 51,6% дантистов Австрии, 23,7% университетских профессоров (45% профессоров - медиков), 62% юристов, 26% инженеров - химиков и т. д.      В Австрии жили выдающиеся еврейские ученные, писатели, музыканты,в их числе:  З.Фрейд, И.Кальман, С. Цвейг, Ф. Верфель, В. Беньямин,М. Рейнхардт.
На момент присоединения к Германии в марте 1938 года еврейское население Австрии составляло 181 778 человек, из которых 165 946 (91,3 %) жили в Вене. После длительного периода экономического застоя, политической диктатуры и интенсивной нацистской пропаганды в Австрии 12 марта 1938 года в страну вошли немецкие войска.   Они получили восторженную поддержку большинства населения. На следующий день - 13 мая Австрия была присоединена к Германии.
   После аншлюса в Австрии были введены в действие немецкие расовые законы, по которым евреи лишались гражданских прав,  руководил этим процессом Адольф Эйхман. Еврейские организации и газеты были закрыты, а их лидеры посажены в тюрьму. Все еврейские владельцы предприятий, банков, магазинов и т. д. были арестованы гестапо, и их вынудили отказаться от владения собственностью. Евреев заставляли мыть тротуары и общественные туалеты в праздничной одежде,  их принуждали делать это зубными щётками или голыми руками.
   Евреи не допускались в общественный транспорт. В мае 1938 года нацисты разрешили венской еврейской общине возобновить свою деятельность лишь с одной целью — организовать массовую эмиграцию евреев из Австрии.  В «Хрустальную ночь» («Ночь разбитых стекол») 10 ноября 1938 года прошли антиеврейские погромы.  В Вене были сожжены 42 синагоги, были разграблены 4038 магазинов, принадлежавшие евреям. Тысячи евреев были арестованы и депортированы в концентрационный лагерь Дахау .
   Концентрационный лагерь Маутхаузен был создан летом 1938 года. Маутхаузен стал главным нацистским лагерем в Австрии. Он был построен недалеко от заброшенной каменоломни на реке Дунай, примерно в 12,5 милях к юго-востоку от Линца. Немцы отнесли концлагерь Маутхаузен к  особым исправительным лагерям с суровым режимом. Здесь заключенных, участвовавших в наказании, заставляли нести тяжелые каменные блоки на 186 ступенек от лагерного карьера. Ступеньки стали называть «Лестницей смерти».
   У евреев не осталось иного выбора, как бежать  из Австрии,   большинство это поняли и бежали. Богатым евреям удалось вовремя покинуть Австрию. Накануне начала Второй мировой войны удалось эмигрировать 109 060 евреев.  В в октябре 1941 года эмиграция евреев была окончательно запрещена. Нацисты депортировали тысячи оставшихся  евреев из Австрии в оккупированную Польшу и другие регионы оккупированной Восточной Европы. В феврале–марте 1941 года пять тысяч евреев были депортированы в район Люблина. Почти все они были уничтожены в лагере смерти Белжец. В октябре — начале ноября 5486 евреев были отправлены в гетто Лодзи. Тысячи евреев также были отправлены в концентрационные лагеря в Германии.  Венская община была официально ликвидирована,  к ноябрю 1942 года в Австрии осталось всего около 7000 евреев, в основном состоящих в браке с неевреями.
В результате Холокоста погибло по разным данным от 60 до 65 тысяч австрийских евреев. Только 1747 евреев выжило и вернулись в Австрию, большинство из Терезиенштадта. 20 тысяч человек из эмигрировавших в разные европейские страны были уничтожены нацистами после завоевания этих стран.
   Советские и американские войска оккупировали Австрию в апреле и мае 1945 года. До освобождения Вены советскими войсками 13 апреля 1945 года дожило менее 800 евреев (в основном супругов австрийских граждан). К 1950 году еврейская община Австрии насчитывала около 13 400 человек (из них 12 450 жили в Вене).   
С 1956 года между Израилем и Австрией установлены дипломатические отношения. Австрия часто оказывала поддержку политике Израиля (в частности, во время Шестидневкой войны). В 1956 году Австрия стала страной транзита или временного пребывания для 20 тысяч евреев Венгрии на пути в Израиль и другие страны, в 1968 году — для евреев Чехословакии и Польши, а затем и потока еврейских репатриантов из СССР. С тех пор она трижды становилась для евреев перевалочной базой, главным европейским транзитом: сначала для потока беженцев из Венгрии, потом из Чехословакии и Польши и, наконец, из Советского Союза.
Транзиту способствовал единственный австрийский канцлер - еврей Бруно Крайский. В 1973 году, после нападения арабских террористов на поезд с советскими евреями (к счастью, без жертв), Крайский выполнил требования террористов и закрыл «венский транзит».   В сентябре 1981 года арабские террористы напали на главную венскую синагогу, убив 2 человек и ранив 18.
   В начале 2000-х годов еврейская община Австрии насчитывала около десяти тысяч человек. Подавляющее большинство евреев жили в Вене. За период 1948–2001 годы в Израиль приехали 5,4 тыс. австрийских евреев. Основная часть австрийского еврейства — ашкеназы, но в стране живут также около тысячи  грузинских,  горских и бухарских евреев, а также пятьсот–шестьсот персидских евреев . Более половины евреев Австрии составляют люди в возрасте 50 лет и старше; только в Вене помощь от общины получают около тысячи пожилых людей. Одно из основных занятий австрийских евреев, особенно живущих в Вене, — торговля, как розничная, в том числе и мелкая, так и оптовая; большая часть магазинов тканей, мехов и драгоценностей принадлежит здесь еврейским семьям румынского и венгерского происхождения. Важную роль играет Еврейский центр исторической документации, созданный  Визенталем и занимающийся сбором информации о злодеяниях нацистов в годы Второй мировой войны и о местопребывании военных преступников, скрывающихся от правосудия. На 1 января 2016 года насчитывается 106 человек, признанных Институтом Катастрофы и героизма Яд ва-Шем праведниками мира за то, что они с риском для жизни помогали евреям и спасали их в период Холокоста. Помощь евреям оказывала антинацистски настроенная католическая церковь, в частности архиепископ Вены Теодор Иннитцер.
    В начале 1990-х годах около девятисот детей получали в Австрии еврейское образование. В 1984 году в Вене начал работать Институт истории австрийского еврейства, в 1989 г. — Еврейский институт обучения взрослых, организующий курсы иврита, идиша, истории и культуры еврейского народа (большинство слушателей этих курсов — не евреи). В Австрии выходит целый ряд еврейских периодических изданий: «Гемайнде» (официальный орган венской общины), «Нойе вельт», «Иллюстрирте нойе вельт», «Штимме», «Юдише культурцайтунг»  и другие. Антисемитские настроения в Австрии резко усилились весной 1986 году, когда Курт Вальдхайм (в прошлом — министр иностранных дел страны и генеральный секретарь Организации Объединенных Наций), выдвинул свою кандидатуру на выборах президента Австрии, но был обвинен в причастности к преступлениям нацистов на Балканах, в частности, к депортации евреев Греции в лагеря смерти. Было установлено, что Курт Вальдхайм служил в 1942–45 годах в штабе армейской группы, осуществлявшей подобные акции, о чем он впоследствии умалчивал, однако его прямое участие в депортациях не было доказано. Кампания против Вальдхайма, которая велась в основном за пределами Австрии, вызвала негативную реакцию значительной части населения страны, что было обусловлено тем, что эту кампанию  возглавил Всемирный еврейский конгресс и недовольство этим в значительной степени было направлено против этого конгресса и еврейской общины Австрии (хотя она не участвовала в этой кампании).
    В июне 1991 г. федеральный канцлер Австрии Ф. Враницкий, выступая в парламенте, впервые официально признал, что австрийский народ несет часть ответственности за геноцид евреев в годы Второй мировой войны. Был принят закон, ужесточавший наказания за неонацистскую деятельность. Отрицание Холокоста в Австрии является уголовным преступлением.  Нарушители наказываются лишением свободы сроком от одного до десяти лет (при особо опасных случаях до двадцати лет).    Австрия является членом Международной организации по сотрудничеству в увековечивании и изучении Холокоста.   В конце июля 2003 года были полностью восстановлены дипломатические отношения между Австрией и Израилем.  Торгово -
экономические связи между двумя странами имеют положительные тенденции. В израильском экспорте основную роль играет продукция электроники, а также готовые изделия. Израиль импортирует из Австрии продукцию машиностроения, потребительские товары и т. д
   В настоящее время еврейская община Австрии состоит из 10 000 человек, из которых 9000 живут в Вене, а остальные – в пяти небольших городах. Она пополнялась за счет эмигрантов из Ирана, СССР и стран Восточной Европы, а также  3000 бывших  советских евреев, которые, пожив некоторое время в Израиле, уехали в Вену.
   С 1 сентября 2020 года Австрийское законодательство, регулирующее  право на гражданство, было расширено. Потомки тех евреев, которые жили в Австрии в период с 1933  и бежали на основании политических преследований, имеют право на австрийское гражданство, даже если они не были австрийскими гражданами, но были вынуждены бежать из Австрии из-за преследований со стороны нацистской партии.  Эта поправка к закону    открывает им возможность для детей, внуков, правнуков и т.д. получения европейского паспорта с возможностью  жить, учиться, работать  по всему Европейскому союзу.   Поправка свидетельствует об исправлении исторической несправедливости, осуществленной по отношению к евреям,  вынуждавшей их покинуть Австрию во времена нацистского правления. Австрийское гражданство не требует необходимости отказа от израильского гражданства или другого иностранного гражданства и не настаивает на знании немецкого языка для проживания в стране.   Право на получение гражданства касается только тех  потомков, кто жил в пределах нынешних  границ Австрии, а не территории бывшей Австро-Венгерской империи.


Рецензии