Блок. Ты можешь по траве зеленой Прочтение

«Ты можешь по траве зеленой…»


 


        * * *   

                Ты можешь по траве зеленой
                Всю церковь обойти,
                И сесть на паперти замшёной,
                И кружево плести.

                Ты можешь опустить ресницы,
                Когда я прохожу,
                Поправить кофточку из ситца,
                Когда я погляжу.

                Твои глаза еще невинны,
                Как цветик голубой,
                И эти косы слишком длинны
                Для шляпки городской.

                Но ты гуляешь с красным бантом
                И семячки лущишь,
                Телеграфисту с желтым кантом
                Букетики даришь.

                И потому – ты будешь рада
                Сквозь мокрую траву
                Прийти в туман чужого сада,
                Когда я позову.
                Октябрь 1906



Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     « Публикации: ЗС. [Блок А. Земля в снегу. Третий сб. стихов. М.: Изд. журнала "Золотое руно", 1908.] С. 53 ("Мещанке"), "1906", в разд. "Мещанское житье"…
     …Развиваемая Блоком тема "мещанской", "посюсторонней" любви» (ср. заглавие в ЗС) могла быть навеяна для него стихотворением Андрея Белого "Поповна и семинарист", рукопись которого была послана автором матери Блока, А.А. Кублицкой-Пиоттух, с посвящением ей в марте 1905 г. (ИРЛИ. Ф. 411. Ед. хр. 14)... Стихотворение "Поповна и семинарист" было опубликовано в "Золотом руне" (1906 . .№4. С. 33), в расширенной редакции и под заглавием "Поповна" вошло в книгу Андрея Белого "Пепел" (СПб., 1909. С. 191-195). В стихотворениях Белого и Блока – сходная сюжетная ситуация, подаваемая в иронической тональности (особенно отчетливой у Белого), обилие бытовых, "снижающих" деталей, психологически близки и образы героини стихотворения Блока и "поповны" у Белого.»
     «Собственно все стихотворения «Пепла» периода 1904—1908 гг. — одна поэма, гласящая о глухих, непробудных пространствах земли русской; в этой поэме одинаково переплетаются темы реакции 1907 и 1908 гг. с темами разочарования автора в достижении прежних светлых путей», —  Андрей Белый, Предисловие к изданию книги 1923 года.

     В эти времена Л.Д. стравила друзей. Было даже два вызова на дуэль.   “Боренька” потом собирал себя годы… Впрочем, про «твое лицо, холодное и злое», он будет вспоминать и через полтора десятка лет.

     А сейчас оба они, измучавшись от  «высокого» – такого горького и такого разочаровывающего! – попробовали  задуматься: 

                «Ведь где-то есть простая жизнь и свет,
                Прозрачный, теплый и весёлый...
                Там с девушкой через забор сосед
                Под вечер говорит…
                Анна Ахматова»

Но у Блока…

                И потому – ты будешь рада
                Сквозь мокрую траву
                Прийти в туман чужого сада,
                Когда я позову.

     У Блока в те годы любовь-секс не подразумевала нежности. У него не было нежности к  К.М.С,   или к проституткам, у Л.Д. после всех её попыток добиться мужа, вряд и осталась нежность к нему. У него  не «занимались любовью», там – «овладевали».
     Вот и в последних строках – наваждение похоти, а не милований.
 


Рецензии