Ч. 196 Мысли жандарма о соотечественниках

Предыдущая страница  http://proza.ru/2021/07/28/1266

Офицеров привлекали на службу в американских колониях и на Камчатке ускоренной выслугой для пенсии, возможностью продвижения по службе и высокими (относительно, конечно) окладами. С ними заключали договор на пять лет.
 
Русское правительство неверно оценило ситуацию в американских колониях, считая, что более важно договариваться с Англией. И это при том, что с 1801 по 1841годы в Новоархангельске побывали около 120 иностранных судов, и 111 из них были американскими.

Чрезвычайный и полномочный посланник в США барон Александр Андреевич Бодиско старался убедить царя и министра иностранных дел в том, что укрепление отношений с Англией на востоке за  счёт отказа от дальнейшего укрепления российско-американских отношений – ошибочный путь.

Барон писал, что США – «действительный и единственный политический друг, на которого можно положиться». Бодиско видел, как стремительно развиваются США, делал всё, чтобы поддерживать дружеские отношения между Россией и Штатами.

Его усилия ценило американское правительство. На свадьбе посла с американской гражданкой  Гарриет Брукс Уильямс присутствовали президент Соединённых Штатов Мартин Ван Бюрен и высшие чиновники правительства.
 
Когда об этом пишут, то никогда не забывают упомянуть о том, что невеста была на 38 лет моложе жениха. Но это не помешало им успешно завести пятерых детей. Вот и я поддержал традицию, написав об этом!

Сороковые годы – пик экспансионистской политики США в Северной Америке: занятие Орегона, аннексия Техаса, война за Калифорнию с Мексикой, в результате которой граница была установлена по Рио-Гранде.

Член Палаты представителей Роберт Уинтроп провозгласил в Конгрессе, что права на континент нет и не может быть ни у  кого, «кроме всеобщей нации янки». Вот почему после информации, полученной от Бодиско, в Петербурге сочли за лучшее без шума расстаться с фортом Росс.
 
Уже тогда умным людям стало ясно, что никакие американские территории не удержать.
 
Хотя воевать для Российской империи было дело привычное: с начала возрождения русского государства в 1380 году и по 1904 год Россия более 350 лет провела в войнах - почти две трети своего существования, но воевать с американцами, не имея для этого флота, было совершенно бессмысленно.
 
Россия всегда нападала только на своих непосредственных соседей, причём на тех, которые явно были слабее, а иначе какой смысл нападать, если получишь сокрушительный отпор? 

А война с янки за колониальные территории в Америке, находящиеся за тридевять земель, могла сулить только унизительное поражение.

Население захваченных островов и береговой полосы Аляски постоянно сокращалось. Среди аборигенов свирепствовали корь, оспа, коклюш, венерические болезни, которые завезли с собой пришельцы.

О какой русской Аляске могла идти речь, если даже в 1860 году численность русского населения в колониях составила всего лишь 595 человек, а креолов - детей от смешанных браков - 1896 человек.
 
Америка - очень молодая страна. Американцы бережно, я бы сказал, трепетно относятся к своей истории. Именно поэтому сохраняются на Аляске отдельные русские географические названия и церквушки, которых понастроили много: в колонии русские священники усердно насаждали православие среди местного населения.
 
Если сравнивать с нашей страной, то у нас при перемене власти уничтожали всё, что связывало с прошлым: памятники, книги, переписывали историю в угоду идеологическим догмам или по желанию правителей.

Кто бы у нас стал, поменяйся умозрительно мы местами с американцами, сохранять следы пребывания колонизаторов, если на пьедесталах собственных памятников каких только фигур у нас не ставили, потом снимали и снова ставили?

Сейчас американские исследователи ведут раскопки на месте бывших селений, под водой ищут артефакты с погибших русских кораблей. Многие люди и в нашей стране, и в США видят в этом возможность культурного обмена. И это очень хорошо.

Плохо другое: резкое ухудшение отношений между нашими странами при нынешнем президенте России, хотя вся история отношений между Россией и США говорит о том, что американцы всегда помогали русским в самое трудное для них время.
 
В течение многих лет я собирал материалы и книги по истории Российского флота. Она тесно связана и с историей Российско-Американской компании. Собралось немало изданий, в том числе и редких.

Все эти книги и ксерокопии, их набралось целый контейнер, вывез с собой в Германию. Но это я к тому, что достаточно хорошо изучил историю Российско-Американской компании, не говоря уже о микрофильмах, присланных из США и находящихся в РГА ВМФ.

Меня удивила одна из коллег, которая зачем-то скопировала из интернета отрывки из книг о Кавказской войне и прислала их мне в качестве рецензии без комментариев.
Зря старалась, я не переписываю книги, я их читаю, сравниваю, думаю и делаю собственные выводы.

Покосился на одну полок, занятую книгами о Кавказской войне,  и подумал, что сама она вряд ли вживую видела и читала книги, отрывки из которых, те, что скопировала, помещены в интернете.

Ну, ладно. Нам ещё придётся вернуться к теме Аляски, поэтому стараюсь не забегать уж очень далеко  вперёд.

А теперь о Камчатке. Её история довольно безрадостная. В основном, она служила местом ссылки, как и Охотск. В первой половине XIX века обитателям Камчатки повезло дважды, когда начальниками Камчатской области служили Пётр Иванович Рикорд и Василий Степанович Завойко.

В 2003 году была издана книга родного деда Анны Ахматовой Эразма Ивановича Стогова  «Записки жандармского штаб-офицера эпохи Николая I». Стогов окончил Морской кадетский корпус и был на Камчатке, когда там командовал Рикорд. Жандармом он стал позже.

К сожалению, книга издана с большими сокращениями. Прочитав её, я порадовался, что в своё время догадался сделать ксерокопии записок Эразма Ивановича в «Русской старине», потому что камчатского периода в книге практически нет.

О пятилетней службе на Камчатке  Рикорда и его жены я написал в рассказе о Людмиле Ивановне Рикорд «Пять камчатских лет» http://proza.ru/2019/02/16/1429.

Вот что писал  Стогов о Петропавловске того времени: «В Петропавловскую гавань каждый год приходили американцы с товарами, и нам, морякам, государь дозволил запасаться всем беспошлинно, но пользовались этим правом все, потому что в тех местах таможенных нет.

Камчатка нетерпеливо ждёт корабль из Охотска: тут и запасы, и продовольствие, и прихоти привозят купцы, тут же и почта – эта единственная ниточка, которою Камчатка привязана к цивилизованному миру.

В Иркутск приходит почта каждую неделю, в Якутск – каждые две недели, в Охотск – каждый месяц, в Камчатку – один раз летом, да не всегда, другой раз доходит зимой».

О коренных жителях Камчатки Стогов  выразился так: «Это  честнейший народ на земном шаре – в этом я уверен. Столетний протопоп родился в Камчатке, и знает всякого камчадала и предков до 30-го колена.

На вопрос мой, случалось ли ему видеть драку между камчадалами, он мне отвечал, что никогда не слыхал грубого слова между ними, супруги живут как любовники до старости. Воровство между ними совершенно неизвестно.

Я не мог растолковать им, что такое нищий в России, они слушали и не верили».  Камчадалы не понимали, как может быть голодным человек, когда вокруг живут сытые люди.

Поразило офицера и то, что камчадалы жили очень опрятно, каждый день убирали, мыли дом. Выпивали, но не часто, «пьяные – тихи, ласковы». Дети послушны, к родителям и старикам относились с уважением.

Нет ссор и нет зависти. Нет места лицемерию. «В такой стране, поживши, сам делаешься добрее, честнее. Доверчивость становится господствующим чувством» - отметил Эразм Иванович.

И эти беззащитные люди столкнулись с русскими пришельцами – завоевателями, безжалостными, жестокими, подлыми, потому что именно такие и завоёвывали Сибирь и Камчатку, сейчас бы их назвали отморозками.  В фольклоре малых народов Сибири слово «казак» означает «плохой человек, убийца».

Расставание с Камчаткой было для Стогова тяжёлым. «Живя там - писал в старости Эразм Иванович  - я сознавал всю цену счастливой жизни, уезжая в Россию, на родину, в страну цивилизации – я горько и неутешно плакал.

Я сознавал, что оставляя её, погружаюсь в омут коварства, зависти и ежеминутной злобной хитрости. Я знал, что теряю и что найду, и нашёл борьбу с жизнью».
Меня совершенно не удивляет, что эти строки о соотечественниках не попали в изданную книгу.
 
Продолжение http://proza.ru/2021/08/08/429

Портрет Эразма Ивановича Стогова


Рецензии
Владимир! Читаю Ваши историчские материалы с большим интересом! Оказывается, когда - то США - были политическим другом России! А теперь - лютые враги! С дружеским приветом
Леда

Леда Шаталова   10.08.2021 09:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Леда!
Не думаю, что лютые враги. Поменяются президенты в наших странах, продолжим дружить.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   10.08.2021 12:04   Заявить о нарушении
На это произведение написана 21 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.