15 апреля 2006 г. , суббота
Железная дорога от нас довольно далеко и шум проходящих поездов слышно не всегда. Но вот как раз сегодня утром я почувствовал не только шум поезда, но и дрожь земли. И сразу вспомнил одно впечатление детства.
На лето мы выезжали в деревню «Красивку» Тульской области - родину моей матери. Мне было лет 8. Была точно такая же туманная, пасмурная погода и мы с деревенскими ребятами попросили впустить нас в кузницу.
Кузница - это большой дом, который стоял посередине деревни на выгоне. Сложен был из больших известковых камней и покрыт соломенной крышей (там вообще почти вся деревня была под соломенными крышами). Мы вошли. Нам велели встать в дальний угол.
Посреди кузни стояла огромная наковальня. Слева от неё горн, воздух в который подавался специальными мехами. Больше всего поразили меха. Они были похожи на огромную гармонь. Одна часть мехов была закреплена неподвижно, другую часть за верёвку тянули вниз. Меха сжимались и сильная струя воздуха попадала в горн и из горна с шумом вырывалось пламя и куча искр.
Кузница освещалась красным светом (вообще-то свет был только из открытых частей ворот). Свет освещал кузнеца и молотобойца, балки и уходящие вверх стропила.
Кузнец был чернявый мужик, небольшого роста, жилистый. Молотобоец - молодой красивый парень, светло-русый, мускулистый, по пояс голый. На кузнеце был фартук. В горне лежала железная болванка. Когда она разогрелась докрасна, кузнец выразил её клещами, положил на наковальню и взял небольшой молоток.
Молотобоец взял огромный молот, и началась ковка. По всему помещению пошёл такой грохот, что уши затыкай. От ударов молотобойца земля у нас под ногами дрожала.
Наконец, работа была закончена, и кузнец ловко опустил эту болванку в бочку с водой. Раздался как-будто взрыв, облако пара выплеснулось наверх.
Я за время работы в КБ много ездил по предприятиям оборонной отрасли с ревизиями и везде просил показать производство.
Был и на Тульском оружейном заводе, под Ленинградом на танковом производстве, но нигде не пережил тех впечатлений, как в той деревенской кузнице. Где кузней и молотобоец, как сказочные титаны из подземного царства, под грохот молотов и шум пламени совершали свою мистическую работу.
Девичья фамилия моей матери - Кузнецова. И, видно, в детстве мы ближе к своему архетипу, поэтому в душе ребёнка всколыхнулось это далёкое прошлое егопредков. Мне всегда казалось, что кузнецы наделены какими-то таинственными силами, о которых они никому не рассказывают, и которые позволяют из бесформенных болванок выковывать острое леденяще-смертельное оружие.
Свидетельство о публикации №221081001426