Ч. 199 Жалования не хватало

Предыдущая страница   http://proza.ru/2021/08/09/778

Вернёмся теперь на Чёрное море. На Кавказе с переменным успехом шла самая длительная в отечественной истории непрерывная война - с 1801 по 1864 годы. В 1840 году горцы захватили несколько прибрежных укреплённых фортов, вырезав их гарнизоны.

Флот после артиллерийского обстрела высадил крупные десанты, которые вновь заняли форты. При этом несли большие потери в людях.

Карательные отряды русской армии уничтожали запасы хлеба, посевы, чтобы голодом принудить горцев к покорности, непокорные аулы иногда уничтожались вместе с населением, пытались сеять рознь между кавказскими народами, но горцы не сдавались.

В 1843 году войска имамата под командованием имама Шамиля разгромили русские войска, в результате этого поражения Россия потеряла почти всё, завоёванное за четверть века. В 1844 году император назначил генерала Михаила Семёновича Воронцова главнокомандующим войсками и наместником на Кавказе.

Царь утвердил план действий на 1845 год. План был весьма кратким, состоял лишь из трёх предложений: "Разбить, буде можно, скопища Шамиля. Проникнуть в центр его владычества. В нём утвердиться".

Не вдаваясь в подробности, поскольку флот там не участвовал, скажу, что цель похода – занять столицу имамата аул Дарго - была достигнута, но оттуда пришлось уйти. Потери русских войск оказались огромными. В сущности, это была победа горцев.
 
О Кавказской и Крымской войнах сохранилось множество мемуаров рядовых офицеров и даже солдат. В царское время меньше было трудов полководцев,  зато больше трудов рядовых участников войн, написанных очень откровенно.

В советское время у нас украли правду о Великой Отечественной войне, печатали только маршальские и генеральские мемуары, да ещё и процеженные самоцензурой и цензурой. А сейчас скрывают правду в архивах.

Не знаю, наступят ли когда-нибудь времена, когда власти, наконец, поймут, что на вранье, а сокрытие правды – это тоже враньё, патриотизм не воспитывается.

На вранье воспитываются только умственно отсталые с надписью «можем повторить» и безнадёжные дуры, обряжающие своих ещё ничего не соображающих деток в гимнастёрки и пилотки.

В 1840 году в составе Черноморского флота впервые за всю его историю численность кораблей достигла установленной штатной нормы. Но Лазарев знал, что из 15 кораблей семь по своему техническому состоянию дышали на ладан.

Он в очередной раз попытался получить сверхсметное ассигнование на строительство  корпусов двух 84-пушечных кораблей, однако Николай I своему любимцу отказал: свободных денег в Государственном казначействе не было.

На лучший строившийся корабль 120-пушечного ранга «Двенадцать Апостолов» Михаил Петрович назначил того, кому больше всего доверял – капитана 2 ранга Владимира Алексеевича Корнилова, уверенный, что родственник его не подведёт.

Адмиральскую каюту на корабле отделывали по личному указанию Лазарева: мраморный камин, мебель и стены каюты из красного дерева, из Турции привезли роскошные ковры. Корабль вошёл в строй в 1841 году.

Последний довоенный 60-пушечный парусный фрегат «Кулевчи» заложили на Николаевской верфи в 1845 году. Больше парусных фрегатов не строили. Продолжали строить только самые большие корабли и малые. Михаил Петрович, хоть и с опозданием, но осознал, что будущее за пароходами.

Он добился разрешения на заказ в Англии большого пароходофрегата.  Стоимость строительства паровых судов в России и Англии была примерно одинаковой, но сроки в России всегда срывались, а качество работ было крайне низким.

Именно поэтому Лазарев предпочёл сделать заказ в Англии. В январе 1845 года Корнилов обратился к Лазареву с просьбой отправить его в командировку в Англию, сославшись на командировку в Англию Константина Ивановича Истомина в 1840 году и командировку Путятина.

Лазарев пошёл ему навстречу и получил разрешение от Меншикова отправить Корнилова в Англию для «присмотра за постройкой пароходов». В этой командировке просматривается и материальная сторона.

Когда я читал документы, относящиеся к деятельности Владимира Алексеевича Корнилова, то обратил внимание на его постоянные жалобы на недостаток денежных средств.

Причина этих жалоб осталась для меня тайной. По крайней мере, никто из других известных мне деятелей русского флота, живших только на денежное содержание, без конца на нехватку денег не жаловались.

А я читал их служебную переписку с начальством и частную переписку с друзьями и родственниками.

В 1843 году умер отец Корнилова. Владимир Алексеевич написал Лазареву: «Потеря наша вдвойне тягостна, мы лишились благодетеля, которого все помышления, особенно последнее время, были обращены на то, чтобы доставить нам возможность существовать безбедно.

Смерть старика нашего ставит меня в самое затруднительное положение. Жить тысячею рублями серебра содержания экипажного командира я не вижу никакой возможности». Корнилов просит дать ему после похода отпуск для поездки в имение:

«…поеду, посмотрю; если удастся устроить свои дела так, чтобы получать верное, достаточное пособие, то возвращусь на службу, которую душевно люблю и к которой привык; если же нельзя, то останусь орать землю или приищу место с содержанием, достаточным для прокормления семьи моей».

Какой командир недавно спущенного на воду корабля, с экипажем свыше тысячи человек, которых следует ещё обучать и обучать, решится в таком тоне написать командующему флотом!

А дальше  - больше, он пишет Лазареву: «Аренд нынче не дают, а экипажное командирство и потом адмиральство далеко не обеспечивают нужд семьянина год от году возрастающих (аренда, о которой писал Владимир Алексеевич - дополнительное жалование, назначаемое на определённый срок – прим. автора).
 
Я надеюсь, что ваше превосходительство вполне поймёт моё грустное положение, и если, действительно, придётся мне, по несчастному устройству нашей службы, оставить её, то отнесёте это физической невозможности продолжать её честно и с тем самоотвержением, которому вы сами учили нас и словами и примером…».

Из этого письма следует, что Корнилов был уверен в получении адмиральского звания, написано письмо, я бы сказал, дерзко, например, такая фраза: «Впрочем, может и умудрюсь соединить службу на Чёрном море под вашим начальством с моими денежными делами…».

Михаил Петрович Лазарев видел в Корнилове продолжателя своего дела, которого  обучал и продвигал по службе, а тот его, в сущности, шантажировал, угрожая уволиться со службы.

Продолжение http://proza.ru/2021/08/11/701

Рисунок Карла Брюллова: Владимир Алексеевич Корнилов


Рецензии
"В 1843 году войска имамата под командованием имама Шамиля разгромили русские войска, в результате этого поражения Россия потеряла почти всё, завоёванное за четверть века."

Я жила в Кабарде, видела, с какой гордостью вспоминали кабардинцы имама Шамиля. И это при коммунистах! Не боялись восхищаться им. Учителя из кабардинцев на перемене рассказывали в учительской о его боевых победах.

Владимир, здравствуйте! Не было возможности в санатории читать Ваши пародии. Вернулась домой, прочитала все. Сейчас захожу на Вашу страницу, приходиться читать то, что есть. Чего-то не хватает.
С дружеским приветом, теплом и почтением, Алифтина

Алифтина Павловна Попова   12.08.2021 05:55     Заявить о нарушении
Болел, дорогая Алифтина, было не до смеха и не до пародий.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   12.08.2021 07:47   Заявить о нарушении
Я так и думала, переживала за Вас. Юра подвёл меня. Лежит в хирургии. Тромб в ноге образовался. Лечат.

Алифтина Павловна Попова   12.08.2021 12:16   Заявить о нарушении
Желаю ему скорейшего выздоровления!

Владимир Врубель   12.08.2021 12:17   Заявить о нарушении
Спасибо. Берегите себя!

Алифтина Павловна Попова   12.08.2021 19:11   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.