Блок. Проклятый колокол. Прочтение
. . том II
« Р а з н ы е с т и х о т в о р е н и я »
61.«Проклятый колокол»
П р о к л я т ы й к о л о к о л
Вёсны и зимы меняли убранство.
Месяц по небу катился – зловещий фонарь.
Вы, люди, рождались с желаньем скорей умереть,
Страхом ночным обессилены.
А над болотом – проклятый звонарь
Бил и будил колокольную медь.
Звуки летели, как филины,
В ночное пространство.
Колокол самый блаженный,
Самый большой и святой,
Тот, что утром скликал прихожан,
По ночам расточал эти звуки.
Кто рассеет болотный туман,
Хоронясь за ночной темнотой?
Чьи качают проклятые руки
Этот колокол пленный?
В час угрюмого звона я был
Под стеной, средь болотной травы,
Я узнал тебя, черный звонарь,
Но не мне укротить твою медь!
Я в туманах бродил.
Люди спали. О, люди! Пока не пробудитесь вы, –
Месяц будет вам – красный, зловещий фонарь,
Страшный колокол будет вам петь!
7 ноября 1906
Дата: 7 ноября 1906. В ночь с 7-ого на 8-ое ноября 1902 года, у него было решительное объяснение с Л.Д. Прошло ровно четыре года.
Заглавное стихотворение - прямое продолжение предыдущего стихотворения, «Ищу огней – огней попутных»: там –
«Меж темных заводей и мутных
Огромный месяц покраснел.
Октябрь 1906»
Здесь:
А над болотом – проклятый звонарь
Бил и будил колокольную медь.
…Месяц будет вам – красный, зловещий фонарь,
Страшный колокол будет вам петь!
В стихотворении всё тот же мир «Пузырей земли», мир мороков, бесовства и бесенят, колдунов и ведьм. Мир дурмана Ночной Фиалки. Вот только…
Для Блока луна, месяц раньше был зраком, оком через который Лучезарная смотрела на мир:
«Взгляни наверх…
…Проникнешь ты в Ее чертог,
Постигнешь ты — так хочет бог —
Ее необычайный глаз.
10 июня 1901»
Но всё искажается, всё переворачивается, белое становится черным, и то, что ранее явно давало весть о Твоем присутствии, теперь стало обманкой. И герой, ранее пытавшийся помочь Тебе войти в наш мир, теперь в бессилии наблюдает над апокалипсическим искажение облика. В его Мистическое лето у него было предчувствие:
«…Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду, — тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,
И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.
О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!
Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.
4 июня 1901. С. Шахматово»
И вот… В стихах сбывается всё… Правда не так, как в стихах. И если не Ты изменила облик, то облик изменили Тебе.
- « Я узнал тебя, черный звонарь» – ещё один привычный персонаж Блока – безликий:
«За темной далью городской
Терялся белый лед.
Я подружился с темнотой,
Замедлил быстрый ход.
Ревело с черной высоты
И приносило снег.
Навстречу мне из темноты
Поднялся человек.
Лицо скрывая от меня,
Он быстро шел вперед
Туда, где не было огня
И где кончался лед.
Он обернулся — встретил я
Один горящий глаз.
Потом сомкнулась полынья —
Его огонь погас.
Слилось морозное кольцо
В спокойный струйный бег.
Зарделось нежное лицо,
Вздохнул холодный снег.
И я не знал, когда и где
Явился и исчез —
Как опрокинулся в воде
Лазурный сон небес.
4 августа 1902»
или:
«По городу бегал черный человек,
Гасил он фонарики, карабкаясь на лестницу.
Медленный, белый подходил рассвет,
Вместе с человеком взбирался на лестницу.
Ах, какие в поле яркие цветочки!
Черный человечек их рвет и поет...
(«Я БЕЖАЛ И СПОТЫКАЛСЯ».) – черновик 18 октября 1903»
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
Центральный образ стихотворения, возможно, навеян драмой Г. Гауптмана "Потонувший колокол" ("Die versunkene Glocke",1896), завоевавшей на рубеже XIX-XX вв. широкую популярность.
Сюжетные коллизии этой драмы, основанной на национальных фольклорных мотивах, строятся вокруг истории о том, как могучий, несравненный колокол, предназначенный для церкви в горах ("Чтоб вечно петь хвалу любви и мира, // И возвещать, сквозь воздух, благодать" - пер. К. Бальмонта...),почти у самой цели скатывается в пропасть и падает в озеро; позднее со дна озера раздается звон потонувшего колокола, звучащий как приговор судьбы его создателю, литейщику Генриху, который оказывается во власти чар лесной феи и превращается в демонического героя, отчужденного от людей. Монолог литейщика Генриха из III действия "Потонувшего колокола" Блок переписал для декламации...
Вероятно также в данном случае воздействие на Блока стих. Ю. Балтрушайтиса "Колокол" (с эпиграфом из Гауптмана), живописующего ночной колокольный звон:
Зычно и скорбно, удар за ударом,
Миру уснувшему колокол пел ...
Точно набат перед близким пожаром,
Долго и гулко гудел ... ( ... )
Пел он и в полночь и в утро святое -
С бурей смеялся и плакал в тиши,
Но откликалось лишь эхо лесное ...
Вместо уснувшей души!
( Северные цветы. Альманах III книгоиздательства "Скорпион". М., 1903. С. 180)
- «... проклятый звонарь // Бил и будил колокольную медь». - Ср. стих. "Вот - в изнурительной работе ... " (ноябрь 1904): "Чтоб голос меди колокольной // Не опрокинулся на вас!".
В "Воспоминаниях о Блоке" Андрей Белый высказал предположение, что Блок образом "проклятого звонаря" выражал свое отношение к былому "аргонавтическому", соловьевскому братству: «Этот темный звонарь с нами связан: груз прошлого чувствовал тяжестью Блок ( ... ) "Звонаря" ощущали с С.М. Соловьевым и мы в роковое, тяжелое, революционное лето, когда все друг в друге не видели рыцарей, видели- призраков( ... )» (Белый, 3. С. 212).
[
Блок потом тоже написал прозой об этом лете:
«…ибо это [русский символизм] – искание утраченного золотого меча, который вновь пронзит хаос, организует и усмирит бушующие лиловые миры.
Ценность этих исканий состоит в том, что они-то и обнаруживают с очевидностью объективность и реальность "тех миров"; здесь утверждается положительно, что все миры, которые мы посещали, и все события, в них происходившие, вовсе не суть "наши представления", то есть что "теза" и "антитеза" имеют далеко не одно личное значение. Так, например, в период этих исканий оценивается по существу русская революция, то есть она перестает восприниматься как полуреальность, и все ее исторические, экономические и т.п. частичные причины получают свою высшую санкцию; в противовес суждению вульгарной критики о том, будто "нас захватила революция", мы противопоставляем обратное суждение: революция совершалась не только в этом, но и в иных мирах; она и была одним из проявлений помрачения золота и торжества лилового сумрака, то есть тех событий, свидетелями которых мы были в наших собственных душах. Как сорвалось что-то в нас, так сорвалось оно и в России. Как перед народной душой встал ею же созданный синий призрак, так встал он и перед нами. И сама Россия в лучах этой новой (вовсе не некрасовской, но лишь традицией связанной с Некрасовым) гражданственности оказалась нашей собственной душой».
Ал. Блок. «О современном состоянии русского символизма»
Русская революция – это «полуреальность», а истинная – мятеж лиловых миров, да вот этот месяц-колокол, в который преобразилось Твое око.
]
- «Кто рассеет болотный туман, // Хоронясь за ночной темнотой? - Ср. в статье "Безвременье" (октябрь 1906) образ "всадника( ... ), заблудившегося ночью среди болот" и обреченного кружить в "молочном тумане" (СС-8(5). С. 75).
[Или ср. героем поэмы "Ночной фиалки":
«Ведь никто не слыхал никогда
От родителей смертных,
От наставников школьных,
Да и в книгах никто не читал,
Что вблизи от столицы,
На болоте глухом и пустом,
В час фабричных гудков и журфиксов...
... Что в такой оскорбительный час
Всем доступны виденья...
... Дальше, дальше – беззвучно прядет,
И прядет, и прядет королевна,
Опустив над работой пробор.
Сладким сном одурманила нас,
Опоила нас зельем болотным,
Окружила нас сказкой ночной,
А сама всё цветет и цветет,
И болотами дышит Фиалка,
И беззвучная кружится прялка,
И прядет, и прядет, и прядет».
]
- «... Этот колокол пленный?» - Ср. определения потонувшего колокола в пьесе Гауптмана (в переводе К. Бальмонта): "схороненный", "усопший" (Гауптман Г. Драматические сочинения. С. 430, 437).
»
Свидетельство о публикации №221081000779