О совести всерьёз

 
 
Одна приятная во всех отношениях дама постбальзаковского возраста  одарила проза.ру  оригинальной заметкой, где в яркой метафорической форме  высказала свою мысль о значении совести  для индивида и общества в целом.  Некий Господин, не найдя, похоже, других оснований для  поддержания дискурса, привёл небольшой текст, назвав его, видимо для солидности, старым советским анекдотом.
"Мать - сыну:
- У тебя совесть есть?
- Нет, я её в третьем классе на жвачку поменял. :))))))"

Отсутствие возмущения как со стороны приятной во всех отношениях дамы, так и многочисленных читателей, ввело автора этих строк в состояние растерянности и недоумения. Выходит, все со всем согласны?!
Категорическому неприятию сложившейся постановки вопроса, приходится посвятить отдельное  полноценное эссе, заранее подбодрив читателей: не бойтесь разделить изложенную  точку зрения, ведь и после деления она так и останется точкой!

Некий Господин, описываемая Вами ситуация абсолютно не реалистична. Жвачка в упомянутые  времена была товаром  крайне востребованным, оттого дефицитным. Жвачка олицетворяла СТАТУС и ПРЕСТИЖ.
А чем от начала веков  и у всех народов являлась СОВЕСТЬ?! Огромное количество дефиниций начиная   от шумеров, эллинов  и заканчивая философами постмодернизма вещают об одном и том же.
Совесть — способность личности самостоятельно формулировать
НРАВСТВЕННЫЕ  ОБЯЗАННОСТИ
и реализовывать
 НРАВСТВЕННЫЙ САМОКОНТРОЛЬ.
ТРЕБОВАТЬ ОТ СЕБЯ
 их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков.
Общепринятые светские или научные взгляды рассматривают способность к совести как, вероятно, ГЕНЕТИЧЕСКИ ДЕТЕРМИНИРОВАННУЮ
  а её формирование у субъекта   
КАК ВОЗДЕЙСТВИЕ НА НЕГО ОКРУЖАЮЩЕЙ КУЛЬТУРЫ,

После этого Вам ещё не захотелось поделиться   совестью с ближними, а может быть, и  с дальними.
Той самой совестью, которая
ГЕНЕТИЧЕСКИ ДЕТЕРМИНИРОВАНА.
То есть её наличие или отсутствие априорно. Она или есть, если Вам не повезло, или её нет!   
Люди всеми силами всегда жаждали от неё избавиться, но сделать это было крайне нелегко и не каждому под силу.
Совесть, альтруизм, человеколюбие КОНКРЕТНОМУ ИНДИВИДУ мешают жить. Порой и весьма часто вред этот смертельный.
Как же тогда СОВЕСТЬ могла появиться?! Напомним, любой биологический вид ЭВОЛЮЦИОНИРУЕТ как единое целое. Выживание особи менее значимо, чем сохранение вида в целом. Поэтому количество АЛЬТРУИСТОВ (совестливых особей) и ЭГОИСТОВ (особей бессовестных) распределено всегда в обусловленной, оптимальной на данный момент пропорции.
Яркие примеры: лемминги, которые занимаются массовым самоубийством (высшая степень совестливости) ради сохранения уровня кормовой базы и баланса численности вида, и саранча (полное отсутствие совести) готовая снести на своём пути всю флору что обрекает её на голодную смерть.
Я хочу спросить Вас Некий  Господин, нет я требую ответа, где Вы отыскали дурня, который готов отдать ценную жвачку в обмен на то, от чего люди бегут, точно чёрт от ладана?! Можете не отвечать, лишь поправьтесь: это не анекдот, а ОКСЮМОРОН типа "живой мертвец", "долговязый коротышка" или "исхудавший толстяк".
Если Вы и дальше намерены засорять информационное пространство всякими небылицами, то расскажите не менее жизненный анекдот о киллере, который никак не мог договориться с жертвой о расценках на ликвидацию.
Всегда на связи, с теплом и улыбкой, Ваш Л.Х.


Рецензии
Тексты - ладно ...
Но вот с примерами из жизни - вообще никак.
*
"НРАВСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ" - где перечень?
И пример реализации их на практике - из личного опыта.
*
"НРАВСТВЕННЫЙ САМОКОНТРОЛЬ" - ?
Народный контроль проиграл войну коррупции, а "САМОКОНТРОЛЮ" - СамБог велел проигрывать: под наркозом иные так ...
*
"ТРЕБОВАТЬ ОТ СЕБЯ" - ???
Ну, потребуйте от себя родить футбольную команду, как Адам родил...

Лев, конкретики, пожалуйста, побольше!

Надежда Шевцова   13.12.2023 13:59     Заявить о нарушении
О совести всерьёз 2
Лев Хазарский
Ввиду того, что данная тема вызывает у читателей повышенный интерес, автор просто вынужден поддерживать дискурс в напряжении. Напомним, что почти бесконечные повествования о волшебнике Изумрудного города и Гарри Поттере начинались с малого.
Итак.
Взаимоотношение индивида и общества регулируются четырьмя уровнями барьеров и фильтров.
Первый уровень - это нравственность. То есть те духовные стандарты, которые индивид самостоятельно выбирает для себя. И здесь совесть
как способность личности самостоятельно формулировать
НРАВСТВЕННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
и реализовывать
НРАВСТВЕННЫЙ САМОКОНТРОЛЬ.
ТРЕБОВАТЬ ОТ СЕБЯ
их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков
есть мощнейший инструмент регулирования отношений.
Второй уровень -это мораль. То есть нормы поведения, которые общество навязывает индивиду. Допустим, его личный уровень бессовестности позволяет справлять нужду или заниматься сексом в общественных местах, а общественная мораль этого не допускает.
Третий уровень - религия. Это общественная мораль, обязательная для всеобщего исполнения. Навязать индивиду эти правила не так-то просто. Чем объяснить необходимость весной, когда и без того есть нечего, отказаться от мяса и перейти на кислую капусту?! В систему вводится понятие Высшие Силы. Одно дело просто не есть мясо, а другое - во имя Бога.
Есть индивиды, способные и три полосы фильтров преодолеть. Для них созданы кодифицированные законы. Жемчужина в диадеме - Уголовный Кодекс. Бриллиант в бриллианте - смертная казнь.
Так происходит регулирование общественных отношений.
Как стало видно из нашего расследования, роль совести в этой системе крайне незначительна, если не сказать ничтожна. Тем не менее, в этом серьёзном деле "каждое лыко в строку". И даже тому, кому пора мазать лоб зелёнкой и ставить к стенке, сначала, ну хотя бы для порядка, зададут вопрос "у тебя совесть есть, а?!".
Всегда на связи, Л.Х.

Лев Хазарский   13.12.2023 15:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.