Звездный час в Париже прозаика Захара Прилепина

Статья - мнение из зала, в виде письма к подруге.

Привет, Элик! Все-таки интернет – замечательная штука: связь моментальная. Ты просила меня дать тебе «отчет» о Встрече с прозаиком Захаром Прилепиным. Н-да! На-днях (а точнее, 29 сентября) посмотрела я на этого «писателя» – презентация его новой книги «Грех» на русском и французском языках прошла в нашем русском магазине «Глоб». Народу набилось много. Но ведь почти сплошь один «слабый пол»! Причем, в основном молодежь (пришли на русского плей-боя посмотреть, по своему собственному желанию когда-то воевавшему в Чечне). Среднего возраста – очень мало. И две-три пожилых женщины, одна из которых посреди его выступления демонстративно встала и ушла. Ушла еще одна молодая пара.

Вопросов много задавали, - особенно я (а я вопросы «каверзные» люблю задавать). Когда вопросы были «повышенной сложности», г-н Прилепин явно «плавал» или ловко уходил от ответа. Вернее, не уходил, а как-то так смутно отвечал, что ничего понять невозможно было. Вообще, ни одной умной мысли за весь Вечер им не было сказано, а всё сплошь какие-то жуткие банальности, «общие места». Зато когда он начинал рассказывать о своей «гениальной» персоне, остановить его было почти невозможно. Я думала раньше, что шутят журналисты и критики, которые «обвиняют» г-на Прилепина в нарциссизме. Но мне представился случай – на данном Вечере – убедиться в этой горькой правде самой. И примеров этой распущенной самовлюбленности – легион.
Например, одна дама его спрашивает: «Скажите, и Ваши книги хорошо продаются?» Прозаик сначала как-то странно замялся, а потом выдал: «Вот знаете, Сергей Михалков умер, так я посчитал – я за 5 лет, которые пишу, собрал больше Премий, чем Сергей Михалков за всю жизнь. (Вот как! Он посчитал! – С.О.) И книги мои издаются огромными тиражами. (Уж не знаю, какими там огромными – в его новой книге «Грех» стоит тираж – пять тысяч экз. – С.О.) Недавно моя новая книга «Грех» получила Премию в Китае, как «лучший бестселлер», переведена на китайский, продается в Китае. И я вот мечтаю, что миллиард китайцев ее раскупит, и я стану миллионером.» Вот, оказывается, какая заветная мечта г-на Прилепина!
 Другой вопрос из публики: «А поэзию Вы когда-нибудь писали? Пишете?» Ответ сначала «веселый» (вообще у г-на Прилепина наблюдается это желание не серьезно пообщаться с публикой, а ее повеселить. Ему бы не писателем подвязаться, а юмористом на сцене, вроде Сергея Дробаденко и прочих наших замечательных эстрадных артистов! Только вот беда: эстрадный артист должен помногу работать, тексты свои оттачивать и т.д., а у г-на Прилепина нет особого творческого рвения. Но об этом чуть ниже). Итак, веселый ответ, перешедший в невеселый: «Ну, в молодости каждый интеллигентный юноша пишет стихи! (зал смеется). Но потом, понимаете ли, когда мужчина моих лет смотрит в зеркало (дальше идет непереводимая игра слов, из которой ясно, что этот мужчина – он сам и что почему-то к своей внешности он относится неважно, считая себя старым для поэзии.  – С.О.)… то думаю… Ну, как я буду рифмовать «день» – «сирень»». Ну, в общем, мы поняли: неприлично заниматься поэзией после 35 лет! Я заметила писателю, что есть поэты, которые намного старше, но которые продолжают писать поэзию и в преклонном возрасте, как, к примеру, Е.Евтушенко, и добавила (масло в огонек): «Скажите лучше, что просто это не Ваше.» Прозаик спел дифирамбы Евтушенко, но в конце огрызнулся, смотря мне прямо в глаза, словно хотел меня одним своим взглядом «уничтожить» (я прямо напротив него сидела, в первом ряду): «Но я говорю о с е б е.» Замечательно! Начав с обобщения – «мужчина средних лет» – все-таки вышел на единичный случай. Значение, впрочем, имеет другое, в данном вопросе, как у Высоцкого: «Поэты ходят пятками по лезвию ножа и режут в кровь свои босые души.» А писателю Прилепину, который заявляет, что он пишет свои произведения «левой пяткой» – подобный род занятий, конечно, не подходит. Насчет «левой пятки» – это не неуместная шутка. Это из его интервью. Читай далее, только не падай со стула – ты, профессор, преподаватель филфака университета. «Я пишу быстро и легко. – говорит этот новоявленный прозаик в одном интервью. – Когда у меня появляются свободные пятнадцать минут, я сажусь и пишу. Причем, без всякого вдохновения, которым любят бравировать другие писатели. И обычно – левой ногой. Писательство – это не труд, это забава. Причем забава легкая. Когда мои собратья по перу говорят, что в то время, когда они пишут, у них кровь идет горлом, я испытываю брезгливость и недоумение. У меня ничего горлом не идет.» И далее, еще более интересное заявление: «Все найденные огрехи относите на счет моей левой ноги, но уж если я начну писать правой рукой, да не пятнадцать минут, а по полчаса в день, то тут просто камня на камне не останется от пьедесталов былых литературных кумиров.» Ну, что, дорогая, ты еще не в «коме»? Тогда я добавлю его «байку» – как этот беллетрист сам назвал случай, который с ним был в жизни. Байка на политическую тему. Читай далее и удивляйся. А байка такова. Жил-был президент Путин. Однажды решил Президент устроить Встречу с молодыми писателями. И вот на этой Встрече так оказалось, что г-н Прилепин сидел за длинным столом прямо напротив Президента. И вот, пока другие молодые писатели уплетали вкусные пирожки, г-н Прилепин – конечно, после того, как удалились журналисты и была закончена официальная часть Встречи – задал Путину каверзный вопрос: «Скажите, каким Президентом Вы хотели бы остаться в памяти народной – злым или добрым?» (Нет, вместо слово «злой» г-н Прилепин употребил какое-то другое, схожее по значению, но, к сожалению, сейчас уже забыла. – С.О.) На что В. Путин ответил: «А что Вы от меня хотите?» На что г-н Прилепин тоже отбил новой «подачей» - целой программы действий в различных областях российской жизни. Президент записал каждый пункт «вопросов». А потом – ответил. И... вычеркнул все «вопросы». После чего г-ну Прилепину стало ясно, что «вопросов» в России нет, и всё к лучшему в этом лучшем из миров. Окончание этой байки интересно: человека, который занимался организацией этой Встречи с молодыми писателями России, потом срочно уволили. И писатель здесь себя чувствует «виноватым». Сказал – мол, мне надо было отрубить голову, а не отыгрываться на постороннем человеке. Г-н Прилепин, похоже, не знает, что такое «комплекс Медеи»: Медея не Ясона убила, когда он ее, волшебницу, зрелую женщину и умницу, бросил ради молоденькой коринфской принцессы, а сначала эту принцессу, а потом – и его детей. И бросив Ясона у разбитого корыта, умчалась на огненной колеснице. Так вот, мучься г-н Прилепин, всю жизнь, что из-за тебя невинный человек пострадал! Да и, впрочем, какую там голову-то было рубить? Яйцо курицу учит. Интересна была еще брошенная фраза (ох, слово - не воробей! Вылетит – не поймаешь!): «Я через триста лет останусь. А кто будет тогда помнить Путина!» Я чуть со стула не рухнула! И только открыла рот, чтобы попытаться спустить бедного мегаломана на землю, напомнив ему, что в наше время еще и триста лет не прошло, а уж никто не читает ни Вольтера, ни Дидро, ни Державина, кроме преподавателей и студентов литфаков, но в это время какой-то нездоровый ажиотаж охватил публику – видно было, что многим (хотя, славу Богу, далеко не всем!) байка понравилась – особенно другая вставка, о молодой писательнице, сидевшей рядом с Президентом и... гладившей ему ногу, но очень скоро выяснилось, что это была не нога, а голова собаки – лабрадора В. Путина. А что, собственно, им понравилось? Непонятно. Мне кажется, нравился не столько сам прозаик, сколько само то состояние – находиться и внимать каждому слову «выдающегося» писателя, который сидел рядом с самим Президентом, да еще ему и советы давал, как управлять страной! Ну, гений, одно слово. Не признанный «высшим эшелоном» политики. «Вашими бы устами да мед пить».

Насчет «уст». Речь г-на Прилепина удивляет какой-то невероятной убогостью. Даже не верится, что он когда-то заканчивал филфак Университета (может, и заканчивал, но с очень-очень синими-синим дипломом). Особенно ярко это было видно, когда заговорила переводчица его книг и издатель, заговорила по-французски, конечно. Но ее поставленная речь, глубина и яркость замечаний, выводов еще более резко оттеняли всё несовершенство убогого языкового ряда  автора романа «Грех».

Чтобы вернуться к литературе от политики – о своей политической деятельности Прилепин рассказал достаточно, хотя многое так и осталось в тумане – что же он и его коллеги-политики предлагают через свою партию «Другая Россия» – я задала писателю каверзный вопрос: мол, почему такая жуткая мрачность в его романах, такое ощущение, что он видит всю жизнь в черных красках. На что автор «Греха» отфутболил, сказав, что этот вопрос можно переадресовать многим, если не всем русским писателям, начиная с Гоголя, «Мертвые души» которого – произведение, по мнению г-на Прилепина, мрачное, и кончая Достоевским с его «Преступлением и наказанием» – «Уж совсем «веселое» произведение! – съязвил он, добавив с раздражением, – Ну, а если Вам не нравятся мои произведения, которые Вы находите мрачными, читайте веселую литературу, как Оксана Робски – как украшать дом.» Вот, молодец! Спасибо, что он меня – поэта и писателя – на кухню не отправил, читать поваренную книгу. А что! Поваренная книга, между прочим, самая веселая: хорошо готовить и правильно и вкусно питаться – ведь сколько в этом положительных эмоций! Ну, а если серьезно, ничего серьезного в его ответе не было, а сплошная софистика: внешняя форма, за которой скрывается смысловая пустота. Ведь при всей своей внешней мрачности нашей русской литературы XIX века, она несет главное – Веру в Человека, Гуманность и Гуманизм. То, что отсутствует в произведениях очень многих писателей  25-летия после развала Союза, и в их числе, к сожалению, прозаик Прилепин.

Вообще, у меня осталось впечатление, что я увидела во-первых, по сути, человека очень неуверенного в себе. Именно отсюда – это его «безумие» когда-то – Чеченская война: он поехал туда не воевать, а самоутвердиться, но вышел из той войны глубоко раненым человеком – abimе. И сколько бы он ни говорил о том, что он счастлив и гребет счастье ложками, а то и половниками, в реальности это не так: иначе бы он не писал такие мрачные чернушные романы! И во вторых, я увидела человека на самом деле очень далекого от истинной литературы, не понимающего, зачем и почему он в это попал – как «куря во щи!», но почему-то ему сопутствует успех, и почему бы этим не воспользоваться? Ведь потом может так и не быть, так что хватай, пока она сыпется – эта манна небесная. Но долго ли она будет сыпаться? Никто не может это предугадать. Здесь вспоминается явно подходящая к данному случаю мифологическая история древней Греции о том, как талантливая ткахича Арахна вызвала на соревнование саму Афину-Палладу, не только воинственную богиню, но и гениальную рукодельницу, заявив при этом, что соткет полотно лучше богини и которую Афина-Паллада, за чрезмерную самоуверенность и заносчивость, превратила в паучиху, что вечно плетет теперь свою паутину.

Да, в отличие г-на Прилепина, я не люблю эпатажного и скандального прозаика Э. Лимонова (которого он считает своим кумиром), я люблю Пушкина, Достоевского, Высоцкого. На вопрос из публики – кого из русских писателей г-н Прилепин любит – он ответил: "Газданов, Лимонов", но не был назван ни один из великих, выдающихся русских писателей ни XIX, ни XX веков. Ну, хоть бы ради приличия назвал имя Льва Толстого, раз ему дали премию от «Ясной Поляны». И я – как поэт, писатель и человек – верю в Силу Человеческого Добра – в отличие от того, что пишет автор в романе «Грех»: «Всякий мой грех будет терзать меня... А добро, что я сделал – оно легче пуха. Его унесет любым сквозняком.» Странная фраза – если не сказать больше! Автор романа – мне – нам, сидящим в зале – так и не объяснил, что он хотел этим сказать, спрятавшись в ответе за «персонаж», который якобы к нему лично и его размышлениям о бытии не имеет никакого отношения. Нет, я все-таки верю, хочу верить, что Захар Прилепин, написавший всего лишь три книги, но имеющий столько апломба, словно прожил в литературе полвека, который называет себя писателем, в конце концов, им станет и скажет нас что-то поистине глубокое. Но для этого надо читать не Лимонова, а Достоевского. И работать не по 15 минут в день. А по 8-10 часов. Как Л. Толстой, В. Аксенов, Солженицын... список может быть очень длинным. И уж, конечно, писать не левой пяткой.

Знаешь, в конце, мне даже хочется пожелать ему что-то хорошее. Ведь не звери же мы, правда – Элик? И эти пожелания – уверена – до него, через космос – дойдут. Другое дело, будут ли восприняты? Или отторгнуты? Так что же я могла бы пожелать Захару Прилепину? Конечно, здоровья. Потому что на самом деле работа писателя – это труд. И труд большой, требующий большой закалки – и физической, и психической. И далее – не успеха я ему желаю, а углубления в Жизнь. И не только в ее черную часть. Ведь как сказал  Ницше: «Чем больше ты всматриваешься в бездну, тем больше бездна всматривается в тебя.» И это - путь опасный. Так как, если в тебе недостаточно внутренней – светлой – Силы, бездна... она ведь долго всматриваться не будет, она заглотит. А еще хотелось бы, чтобы писатель З. Прилепин почаще вспоминал ту фразу, которую я ему «подкинула» во время этой Встречи: «Какими глазами ты смотришь на этот Мир, такими глазами этот Мир смотрит на тебя.» Ну и, конечно, я, которая поэт (но и писатель тоже) «до мозга костей», не могу закончить свое космическое пожелание иначе, как стихами – в данном случае, Тютчева – адресованными писателю Захару Прилепину:

 «Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной.
Удастся ль ей воскреснуть и восстать.
Пройдет ли обморок духовный?»

С надеждой, что этот «обморок духовный» у него пройдет и он нас порадует – в Литературе – чем-то стоящим, истинным.

Пока, дорогая. Будь здорова и успехов тебе, с твоими студентами. Может быть, среди них уже сидят... будущие настоящие писатели.

Софья Оранская,
Поэт, писатель, сценарист,
Париж

Статья опубликована в Блоге официального сайта автора.


Рецензии
Ну, что же Вы хотите от человека, создавшего политическую партию "За правду!"? Ни больше, ни меньше!
Хотите почитать хороший роман, прочтите мой. Уверен, Вам понравится.
Здоровья и удач, Адам.

Адам Райский   15.08.2021 12:26     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик! И Вам здравия и успехов!

Софья Оранская   16.08.2021 00:04   Заявить о нарушении