Дерьмо на Болотной набережной

СМИ сообщают, что в центре Москвы на Болотной набережной установили скульптуру Урса Фишера* «Большая глина № 4». Она представляет собой отлитую из алюминия 12-метровую увеличенную копию комка глины, который автор разминал в руках. Пишут, что ранее эта «глина» экспонировалась в Нью-Йорке и Флоренции.

Многие москвичи и гости столицы возмутились памятником Фишера. Мне кажется, что
скульптуры Зураба Церетели, которыми с позволения бывшего мэра столицы Юрия Лужкова «утыкана» Москва, по сравнению с этим «творением» — непревзойденные шедевры. 

Ком глины ещё до установки вызывал возмущение у москвичей. Многие пользователи сети сравнивали его с отходами и экскрементами домашних животных.

Юморист Максим Галкин назвал Фишера бездарным. Он справедливо возмутился этим комом глины и сказал, что скульптура выглядит как «стопка не очень аккуратного дерьма». Комик Михаил Грушевский вторит ему: «Ну, не знаю, Макс… А вдруг это изображено семейство жаб в период брачных игр?! Тогда этому гов… то есть, произведению, самое место на Болотной!!!».

Защитники этого творения пишут в  Instagram философские размышления о сути творения: «Большая глина № 4» посвящена осмыслению акта созидания и преображения материи в руках человека. Это движение олицетворяет саму суть творчества, в процессе которого художник придает новый облик не только материи, но и миру вокруг. Произведение апеллирует к тому непреодолимому импульсу, который все мы испытывали с детства, сжимая в ладони кусок пластилина, — импульсу к трансформации податливого материала и приданию ему определенной формы.

Вы что-нибудь поняли из этого трактата? Я — нет.

В защиту этого «шедевра» выступила Милена Орлова - главный редактор российской версии издания об искусстве, заявив, что для понимания этого памятника нужно обладать «минимальной креативностью» и воображением.  «Это такой образ скульптуры как таковой: есть какая-то масса, из нее должно что-то родиться», — объяснила Орлова.

Не прошла мимо этого события и светская львица(?) и журналистка(?) «Ксюша - юбочка из плюша» - Ксения Собчак. Она пошла ещё дальше заявив, что некрасивые ассоциации скульптура может вызывать только у тех, «кто имеет проблемы с восприятием мира».

В свём микроблоге она написала: «Есть такая революционная мысль у меня, что если ты вокруг видишь г…, и во всем видишь г…, и во всех видишь г…, то это проблема явно имеет какое-то отношение к тебе». И дальше сделала вывод, что виной всему дремучее сознание людей, которые не хотят никаких преобразований и негативно реагируют на все новое и революционное.

В завершение Ксюша сказала: «И им памятник дедушке Крылову на Патриках или картины Шилова всегда будут нравиться больше, чем вот эта вот классная крутая штука. Вензеля на гипсокартоне, французский замок в русской деревне, шутки про тещу, «Голубой огонек» с оливье и вот это вот все».

Нашелся ещё один защитник дерьма - директор музея «Гараж» Антон Белов. Он сказал, что этот арт-объект должен вызывать дискуссию. Сам он высоко оценивает «Большую глину № 4» и считает, что она может привлечь внимание москвичей и туристов к современному искусству.

Пишут, что, якобы, это произведение искусства с философским смыслом установлено на частной территории и не на бюджетные деньги. Это как понимать?! Значит земля в центре Москвы продается и любой наш олигарх может купить, например, кусок Тверской улицы и установить там «революционное произведение искусства»? Например,  фалос из алюминия высотой 12 метров! Приехали, блин!

Мой вопрос к московским властям и тем, кто отвечает за установку памятников в столице:
— Вы совсем офанарели, господа?! Уберите это кучу дерьма! Не позорьте лучший город земли!
— — —
*Швейцарский художник, создаёт инсталляции, живописные работы и скульптуру, используя глину, фрукты, воск, дерево, стекло, пластик, хлеб и повседневные предметы.
Википедия

P.S.В эфире телеканала «Москва 24» Урс Фишер, отвечая на вопрос о его реакции на споры по поводу скульптуры, сказал, что он удивлен реакцией москвичей на свою работу. «Это не то, что я хотел создать что-то уродливое или красивое, это просто выражение жеста, желание удержаться. И это точно не имеет какого-то политического контекста. Это просто мое мнение и обычный человеческий жест. В моем понимании это создает какую-то форму, форму какого-то облака», - пояснил скульптор.

P.S. Литераторы не остались в стороне от дискуссии по поводу этой, простите за выражение, скульптуры.
На Прозе.ру в рубрике «Современная литература» поэт Александр Переверзин пишет:
«...Таким образом московские власти убивают сразу трех зайцев: и пиарятся на весь мир на ровном месте, и прислушиваются к возмущению москвичей, и в плане современного искусства Москва будет впереди планеты всей. По-моему, гениальная комбинация…»

Литератор Николай Подосокорский усмотрел политическую подоплеку в этой глине:«...А по-моему, этот памятник вполне можно оставить, дабы он зримо указывал на то, во что превращают жизнь москвичей, да и всех россиян, нынешние правители. К тому же, у нас какому только говну памятники в стране не ставят…»

А вот музыкант Андрей Макаревич заявил, что ассоциации с фекалиями от бедности ума: «...Удивительно, сколько вони поднялось по поводу этой скульптуры. Я и раньше особых иллюзий насчёт массового вкуса наших жителей не питал. Но уровень безграмотной агрессии зашкаливает. К сожалению, если в голове у человека одно говно, то других ассоциаций эта голова родить не может…»

Литературовед и профессор НИУ ВШЭ Олег Лекманов: «А скульптура-то хорошая…».  Поэт и куратор премии «Поэзия» Виталий Пуханов тут же намекнул в своем комментарии к посту Лекманова на популярное сравнение скандальной скульптуры с экскрементами: «...Ждем в полный рост скульптуру героя, навалившего этот памятник…»

P.S. Мэр столицы Сергей Собянин на форуме «Российская креативная неделя» назвал «Большую глину» объектом мирового уровня и заявил, что через девять месяцев она будет востребована в другом городе. По его словам, это уникальный объект мирового уровня, ничего подобного ближайшие десятилетия не вводилось в Европе. «Мне сложно провести грань между креативным и не креативным музеем. «Третьяковка», вот, например, креативная или нет? Или у нас только «Гараж» креативный? Или, например, Петр I, который стоит с рулем, это креативный памятник или это только глина — креативный памятник? Что из них креативнее? Я думаю, что глина. Потому что, как мне сказали, глина через девять месяцев будет востребована в другом городе мира, а Петр I так и будет плыть на своем корабле».
 


Рецензии
Макаревич прав: если зрители видят в скульптуре, например, Кановы экскременты, то с головой у них непорядок. Но если скульптор представляет искусство преображения материи в виде кучки неоформленного кала, то у него "особый взгляд" и специфическое мировоззрение.
Нет такой бредятины, под которую невозможно подвести искусствоведческую базу.

Нико Галина   27.12.2021 19:57     Заявить о нарушении
Согласен с вами, уважаемая Галина.
С уважением -

Анатолий Комаристов   27.12.2021 20:09   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.