о русском терпении

О русском терпении

Мне было лет шестнадцать, когда я увидел эту сцену. И она навсегда врезалась в память и сознание. Со временем я понял, почему. Она многое объяснила мне и позволила понять свой народ, свою страну. Лучше любых исторических примеров, лучше любого университета или пространных объяснений умных людей, представителей самоназваной элиты. Иностранные эксперты и даже пресловутые «русисты и советологи» не в силах понять те или иные события в России или её действия на международной арене, объясняют это неким феноменом «загадочной русской души». Чаще всего это непонимание ведёт их к ошибочным суждениям и, в конечном итоге - к катастрофе, в случае попыток «покачать» ситуацию.

В общем, возвращаясь к тому памятному для меня событию. Случилось это на автовокзальной площади в городе Грязи Липецкой области, крупном райцентре. Глубинка России, самая что ни на есть настоящая русская земля с коренным населением, без всяких оглядок на федеративное устройство и многонациональность страны. Город примечателен тем, что является крупным транспортным пересадочным узлом, здесь сходятся железнодорожные и автобусные маршруты, и люди активно перемещаются с поездов на автотранспорт и в обратном направлении. Привокзальная площадь здесь плавно перетекает в автовокзальную.Она всегда была пульсом и нервом городской и транзитной жизни. Площадь в то время была заставлена многочисленными ларьками, «комками», игровыми залами и питейными заведениями. Естественно, как мотыльки на свет, сюда слеталась разная маргинальная и криминальная публика. По пищевой цепочки наверху над ними стояли местные бандиты, которые собирали дань с коммерсов и лохов, и следили за поддержанием некоего баланса и порядка. Милиция присутствовала скорее для виду, получая свою мзду и забирая наиболее буйных алкашей или проигравшихся в игровых автоматах недотёп. Когда случался настоящий «кипиш», их жёлтый «бобик», как правило, сразу уезжал в неизвестном направлении. Решали всё местные авторитеты. Но на вокзальных «гопников», которые изредка промышляли мелким разбоем и обиранием подвыпивших транзитных пассажиров, они закрывали глаза, если это не мешало их основной деятельности. Ведь кадры тоже надо растить и тренировать где-то. Вот криминальная рыбешка и заплывала иногда стайками пощипать планктон. Видимо тоже за «долюшку малую». Помню, как мы с братьями старались незаметно, сливаясь с местностью, проскочить на свой автобус. Не всегда удавалось, эти звери чуяли добычу за версту, им было за честь вывернуть карманы липецких пацанов. И драться приходилось, и безропотно отдавать имеющееся имущество, в зависимости от обстановки.

Как правило, в таких поездках лучше одеться попроще, «поколхозней» и наличности не держать, только на билет. Вот и в этот раз я с опытом «прошаренного» пацана старался слиться с местностью, ожидая автобуса до областного центра, возвращаясь домой от бабушки из деревни. Слиться с местностью означало бутылку дешманского пиваса в руке и натянутый на глаза кепсончик, желательно затерявшись в толпе возвращающихся дачников. При этом рыская взглядом по площади, оценивая обстановку.

Дело было в воскресенье под вечер, площадь как всегда в это время была оживлённой и галдящей на все лады. С транспортом было тогда туго и люди штурмом брали редкие подходящие автобусы, чтобы добраться до пункта назначения. Стаю «гопоты» в четыре хари я сразу заметил, как только они вывалились из ближайшего «шалмана». Они весело галдели, смачно сморкались и с ловкостью белки виртуозно лузгали сёмки, расплёвывая шелуху на несколько метров вокруг. Хотя по их виду, вечер был удачным, а они находились явно в благожелательном расположении духа, народ вокруг поредел, скучившись непосредственно возле остановок. Словно в фильмах «БиБиСи» про дикую природу, когда сытые гиены лениво играют друг с другом в саванне, но многочисленные травоядные на всякий случай сбиваются в стада, ожидая худшего.

Но один «кадр», явно неместный, а какой-то транзитник, пошатываясь продолжил стоять на пути «сытых гиен». Мужик среднего неопределённого возраста, для меня тогда все старше двадцати казались стариками, жадно пил пиво из большой двухлитровой бутыли, не обращая внимания на окружение. Из ушей виднелись провода от наушников, видимо он слушал плеер, и на всё ему было плевать. Похож он был на вахтовика, возвращающегося с заработков с северов. Одет был даже богато по местным меркам: кожан, джинсы, коцы белые, котлы блестящие на руке, да еще наушники из ушей торчат! Гопники слегка опешили от такой наглости и дикого богатства. Пару минут они, молча лузгая сёмки, присматривались к этому пассажиру, силясь понять, не залётный ли «правильный бродяга» иль жиган этот незнакомец? Но опытным взглядом скоро срисовали, что пассажир - простой мужик, возвращающийся с «шабашки», оттого и богато разодетый. Пацаны расслабились, заулыбались от такого «подгона» судьбы. «Заряженный фраерок» сам в руки падает спелым яблоком. О чём ещё мечтать им этим осенним воскресным вечером? Через минуту мужик был окружён и грубо подавлен авторитетом и нахрапом «санитаров леса». Он пытался некоторое время словесно сопротивляться, что то тихо и спокойно объяснял, но в итоге сам снял часы, плеер, кожанку, модный махеровый свитер, даже коцы стянул и поставил на асфальт рядом. Гопники весело гоготали и подбадривали бедолгау. Он развёл руками и показал мол всё, больше забирать нечего. Но рядом стояла небольшая спортивная сумка, которую он не торопился открывать, явно оберегая и придвинув к своим ногам поближе. Старший жестом показал, мол, открывай, доставай барахло. Мужик вздохнул, открыл сумку. Один из «рэкетиров» суетливо повыбрасывал из сумки немногочисленные вещи, достал портмоне, кинул старшему. Затем вытащил со дна красивый яркий платок, видимо подарок матери или жене. Мужик выхватил его из рук досмотрщика и прижал к груди, показывая, мол, забирайте всё, но его не отдаст. Старший гопник заорал что-то матерно, и дважды врезал по лицу мужика. Он отшатнулся, носом обильно пошла кровь. Дальше произошло необъяснимое преображение. Словно в мужике очнулся дремавший бес. Он чётко одним ударом наповал сбил старшего, следующим ударом сбил второго, третьего повалил с левой руки, четвёртый попытался убежать, но был пойман и стукнут головой о стену «комка», возле которого и отключился намертво. Затем медленно с достоинством он собрал свои вещи в сумку, забрал портмоне у поверженного противника, не спеша надел часы, свитер, кожанку, коцы на ноги, воткнул наушники в уши, вытер подтекавший нос рукавом.

В это время из "шалмана" выглянула тётка барменша и заорала про беспредел и хулигана, избившего мальчишек. Мужик молча наклонился, поднял кусок валяющегося бордюрного камня и силой запулил его в стеклянную витрину заведения. Витрина с грохотом осыпалась, тётка испуганно спряталась внутри. Из "шалмана" больше никто не выглядывал. Лишь старший «гопников» застонал и попытался приподняться, но увесистый футбольный удар ногой в голову от недавней жертвы оборвал его попытки. Мужик вытащил из своего портмоне несколько купюр, смял их и презрительно ухмыляясь бросил в разбитую витрину, типа «вот вам твари на ремонт». Затем накинул сумку на плечо, допил поставленное ранее на асфальт пиво и ловко заскочил в подошедший кстати автобус. Толпа ожидающих пассажиров уважительно расступилась, пропустив его внутрь, когда он шёл к дверям. Надо сказать, что всю эту сцену наблюдал не только я, но и все вокруг. Никто из них: ни взрослые мужики, ни активные дачницы не попытались вмешаться, все с интересом исподтишка наблюдали и «грели уши». Наверное, времена такие были и нравы. Когда автобус увёз «героя» куда-то в сторону Тамбова, оставшаяся на другие рейсы масса одобрительно загудела, обсуждая его крутость и лихость. На побитых и отползающих теперь «гопников» никто не обращал внимание. Их аура успеха растаяла как дым.

Мне кажется, это история многое объясняет о нас. Как бы новые поколения не пытались стать «гражданами мира» и подражать глобальным тенденциям, они останутся внутри тем самым мужиком. Как и были тысячу лет наши предки. Мир меняется, но это неизменно. Это что-то на генном и подсознательном уровне: терпеть до предела, а когда предел наступает, разорвать всё вокруг. Долго запрягать, быстро ехать. Русский бунт и прочее. Страшная сила, если умело ею управлять. Русское терпение.

Конец
28 августа 2019 года
ilay


Рецензии
Интересный мемуар , ставлю " зелёную " ( т.е. положительную ) оценку .

Однако :

Претензии к стилю ( к грамотности , разбивке на абзацы , растянутости ,
малопонятным и вовсе непонятным жаргонным словам ) писать не буду , хотя они есть .

Более существенно :

Произведение заявлено как публицистика , хотя на самом деле мемуар .
Публицистика — рассуждизмы , мемуар — описание реального случая .
Мемуар ценнее и интереснее публицистики ( я предпочитаю читать мемуары , а не публицистику ) .

Ещё более существенно :

Мемуар — научный труд , описание наблюдения ,
и должен содержать указание на место и время случая , хотя бы приблизительное .
Место указано , время — нет .

По конкретике обстановки и действия ,
полагаю , что описанный случай случился в " короткие 90-е " , с 1992 по 1999 .
Однако это только предположение .

Вы помните Ваш возраст , когда Вы это наблюдали .
Следовательно , можете указать год ( с точностью до одного в ту или другую сторону ) .

Иван Шмаков 3   31.01.2024 17:43     Заявить о нарушении
Иван, спасибо Вам за отзыв!

Илай Илимар   31.01.2024 20:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.