Terra incognita-4

С тех пор прошло больше двадцати лет.
Мы родили двух сыновей и развелись. Дети: росли,кашляли,чихали,опять чихали и кашляли...
Я: меняла адреса, работы, прически, друзей... Не сосчитать сколько раз нервно вытряхивала из кошелька деньги - на билет в Россию. Но вот поди ж ты - живу здесь до сих пор.
Я люблю здесь - всё. Ну, почти всё. Ну, многое. Ну, кое-что.

Климат. Без холодных зим и пронизывающих ветров. Ранние вёсны с цветущими магнолиями и кружащими голову рододендронами. Жаркое, долгое лето, постепенно и нехотя впадающее в осень: щедрую, роскошную, тёплую.
И бродить: по тихому лесу - в дождь, по кривой узенькой улочке - в ясный день, по прохладным залам старого замка - в зной.

Язык. Родной-славянский, похожий, но совершенно иной - певучий, круглый, мягкий.

Транспорт. Нужный тебе автобус приезжает минута в минуту, и ты никогда никуда не опоздаешь. Проездной билет действует даже на канатной дороге, и я бесстыже пользуюсь этим. Впрочем,на трамваях и метро езжу гораздо чаще.Обожаю сидеть и смотреть в окно, любуясь божественным городом. А потом вскочить, метнуться к выходу, нажать кнопочку, чтобы дверь открылась, и продолжить свой путь пешком. Если есть лишние минуты, всегда так делаю: выхожу раньше или, наоборот, проезжаю лишнюю остановку, а потом иду - мимо храмов, дворцов, невероятной красоты парков и улочек, убегающих вдаль.

Кафешки, уютнее которых нет ничего на свете. На площадке, между домами, ставят три стола. Покрывают вышитыми скатерками, придвигают резные стульчики, протягивают НАД симпатичную гирлянду или вьющуюся ветку, сажают вокруг цветы - и такой получается райский уголок, что не присесть и не выпить кофе - невозможно! А уж если кафе располагается в готической башне или романском подвале, невольно ощущаешь вкус вечности.

Адвент. То есть - время перед Рождеством, период "ожидания Бога". Дело даже не в елках, стоящих на каждом углу, а в удивительной атмосфере тепла и покоя, которая нисходит на душу. Люди приходят на площадь и поют колядки. Просто так. Все вместе. Дети, родители, бабушки и дедушки. Первые годы я не пела - просто потому, что не знала слов. Но меня сразу же охватывало чувство единения, причастности, совместимости с маленьким народом и страной, приютившей меня. Оно греет меня в трудные минуты, как горячее вино, которое наливают на каждом шагу. Люблю его - с корицей, гвоздикой и ломтиком апельсина. Когда в промозглый декабрьский день бежишь по городу, пара глотков глинтвейна(это по-немецки, а по-чешски просто "горке вино") - именно то, что нужно для сохранения собственного внутреннего тепла. А в жаркий летний день - пиво, которое тоже люблю. Волшебное пиво, от которого не пьянеют.

Люблю кошек, лениво выглядывающих из окон, собак - добродушных, совершенно не лающих, и их хозяев, предупредительных и извиняющихся даже за то, что пес строго посмотрел в твою сторону. Люблю уток и лебедей на набережной Влтавы, ручных нутрий, стоящих на задних лапках и выпрашивающих хлеб у прохожих.

Люблю в горах - перила и лавочки. Вообще путешествовать здесь - приятно. В любой точке страны - все удобства. А потом - возвратиться домой, непременно вовремя, как указано в билете.

Но это же всё мелочи!
Главное для меня - другое. То, к чему, а вернее, к кому, я подбиралась все предыдущие абзацы.
Мой сын - аутист. Он поздно начал говорить,читать,писать и считать, и описывать все те сложности, с которыми нам с ним приходилось справляться, я здесь не буду. Скажу только то, что мы были не одни. Он учился в классе, предназначенном для таких детей, с ним были учителя, специально обученные и искушенные. Он был всеобщим любимцем и щедро платил окружающим той же монетой. Сейчас он свободно говорит на двух языках, плюс читает и пишет по-английски, играет на скрипке, с удовольствием готовит и обожает плавать. Государственная система Чехии с детства ведет таких детей буквально за руку и помогает устроиться в жизни: выучиться, найти работу и быть счастливым! Ведь это главное для родителей: счастье собственных детей. И я рада, что еще кому-то в этом мире небезразличен мой сын. Значит, я не зря сюда приехала. 





   


Рецензии
остается только за Вас порадоваться!

Петр Кондратьев   18.04.2022 23:20     Заявить о нарушении
спасибо вам!

Людмила Свирская   28.04.2022 00:43   Заявить о нарушении