Последняя встреча, художник Валерий Шкарубо

        Попался на глаза на полке большой альбом репродукций белорусского художника Валерия Шкарубо. Открыл, увидел памятную надпись,  вспомнил нашу с ним встречу.  Кто же знал, что встреча будет последней. Горько. Ведь он  был моложе меня на 10 лет. Это уже история.
        Помню, как пришел в его студию. До этого там не бывал, картины видел только на выставках и в интернете*.  Однажды на его страничке в Фэйсбуке увидел изображение знакомой липовой аллеи. Я всегда называл ее графской. Она находится недалеко от Минска, когда-то здесь была усадьба графа Иодко. Деревня рядом называлась Цна-Йодково. Лет 40 назад там построили Цнянское водохранилище, остатки той усадьбы, деревья сада и эта аллея оказались на острове. А деревня лет 20 назад превратилась в большой  коттеджный поселок и стала называться Цна. Она уже почти слилась с  минским микрорайоном Зеленый Луг 6, где стоит мой дом. Когда писал про Минск, я рассказывал про эти места**.  Валерий Федорович с интересом прочел мой рассказ и подтвердил, что на картине та самая графская липовая аллея.
        Я попросил показать мне оригинал картины, да и хотелось увидеть, где работает художник. Сделав несколько шагов по студии, я остановился в изумлении и стал разглядывать выставленные картины. Те, кто знает этого художника, не удивятся:  его произведения часто вызывают легкую грусть, печаль, задумчивость, восхищение….   Ранняя весна, размытые пути, уходящие вдаль дороги, деревья в тумане, первый снег, блики на воде… В его работах мало ярких красок, зато сколько философии, глубины, лиризма! Пришли на ум поэтические строки Н.Рубцова***:
          Размытый путь. Кривые тополя.
          Я слушал шум – была пора отлёта.
          И вот я встал и вышел за ворота,
          Где простирались жёлтые поля...
 
        Рассматривая картины, неожиданно на полотне увидел яркий солнечный луч, падающий  на лесную дорогу. Я не великий знаток живописи, этого не скрываю, но тут не выдержал и высказал свое восхищение картиной. Сказал Валерию, что мне очень нравится, может, потому, что я в жизни оптимист.
        - Эта картина моей дочери. Она тоже работает в студии.
        Я долго рассматривал полотна, часть была подготовлена к упаковке для отправки на выставку. Валерий охотно отвечал на мои вопросы. Потом выставил на стол любимое им грузинское вино, закуску, и мы пару часов посидели, поговорили. Жаль, меня еще ждала другая встреча, а так бы сидели допоздна. Все было интересно для меня. Он мне рассказывал и про выставки, и про семью. Про успехи в живописи дочери Ольги, ее мужа Вадима Богдана. Я еще подумал, что яблоко от яблони недалеко падает.  Ведь именно картина Ольги привлекла мое внимание.  Когда я рассказал про своих внуков, он почему-то опечалился, пожаловался, что вряд ли дождется внуков. Вспомнили общих друзей. Мой рано ушедший друг еще со студенческих времен Витя Дербан был и его близким другом.  Тамара – жена Виктора, оказалась близкой родственницей Валерия Федоровича.   Сам Валерий был родом из г. Борисова, где родился и Виктор.  Сейчас в Борисове есть художественная галерея Валерия Шкарубо, там собраны многие его картины.
        Оказалось, он дружил с художником А.М. Кищенко – автором уникального Гобелена Века, попавшего в книгу рекордов Гиннеса. Студия Александра Михайловича находилась на следующем этаже.  Мне когда-то приходилось там бывать, даже помогал заносить тот огромный гобелен после первой его демонстрации****. Валерий рассказал про участие в выставках в Японии и Китае, как на одной из выставок в Париже  известный коллекционер, имеющий традицию приобретать одну картину с каждой выставки, выбрал его работу. К сожалению, имени покупателя я не запомнил. Я поздравил и сказал, что белорусы могут гордиться этим, в мире теперь больше знают о нашей стране, её природе, культуре.  Но он ответил, что, к сожалению, не всех это обрадовало, хватает и завистников.
        О той встрече в студии я рассказал своей жене. Она мне говорит:
         - Я хорошо помню Валерия, это был высокий худой молодой мужчина, работал в нашем институте  художником-дизайнером. Занимался компоновкой и дизайном электронных устройств. Но картины рисовать любил, на стенах в институте часто их видели.
        Валерий когда то работал в институте НИИЭВМ, где работала и моя жена, у нас были общие знакомые.  Мы изредка встречались с ним на мероприятиях НИИЭВМ. Вместе с сотрудниками этого института примерно 35 лет назад Валерий побывал в экскурсионной поездке по Восточной Германии. Мне жена потом рассказывала, что Валерия интересовали не только достопримечательности и красоты  Дрездена, других городов, но и, к ее удивлению, непарадная сторона жизни ГДР: задние дворы, узкие улочки, свалки…
        Когда он работал в НИИЭВМ,  картины писал в свободное от работы время, немного зарабатывал на их продаже. Иностранцы с удовольствием покупали картины  с изображением природы Беларуси, печальных деревушек,  старинных церквей...  Тематика картин была грустная, что не соответствовало идеологическим установкам того времени. Однажды, когда он нарисовал портрет подруги моей жены,  он ей не понравился. Вероятно, не такой ожидала себя увидеть. Нужно сказать, что та подруга жизнелюбива, часто улыбается. А на картине она выглядела скорее несчастной. «Оставь ее себе», - сказала Алла Валерию.  Кто знает, что бы она ответила сегодня, когда художник стал знаменитым.
        Реальный успех и признание появилось лишь в 1998 году, когда живущая в Париже правнучка Марка Шагала купила его картину и преподнесла в подарок родине её  прадеда.  Так картина «Белые сумерки» Валерия Шкарубо появилась в Белорусском Национальном художественном музее. Теперь там имеется ряд его картин.

        Нет уже Валерия Федоровича Шкарубо, его не пощадил коронавирус. 19 ноября 2020 года художника не стало.  Смерть всегда нелепа. В христианстве душа человека не умирает, она лишь переходит в мир вечности и неразгаданных тайн. Хочется верить, что душа Валерия не умерла. Она живет в шорохе листьев любимых аллей, в отражениях на талой воде, в магии предзимнего пейзажа, в разбитой колее и лужах проселочной дороги, в букетах осенних цветов, в грациозных крыльях журавлей и белых аистов над родной землей, в полотнах продолжателя его дела дочери Ольги... А я подумал: «Кто знал, что наша встреча будет последней? Мы же договаривались встретиться через год, когда опять буду в Минске». Печально, он так и не увидел появившейся на свет внучки с красивым именем - Доминика, хотя уже ожидал ее рождения. Неужели еще тогда в нашем разговоре чувствовал, что не дождется?
        Как же дорога память многих наших встреч, как надо ценить и хранить наши воспоминания об ушедших друзьях и  любимых. И даже такими небольшими историями о встречах с известными людьми, наверное, стоит делиться. 

          На фото Валерий Шкарубо в студии возле картины с графской липовой аллеей. Наша последняя встреча.


       * Репродукции В.Шкарубо можно найти с помощью поисковика Google 
       **http://proza.ru/2015/10/18/636
       ***Николай Рубцов. Отплытие. 1967 г.
       ****http://proza.ru/2020/10/31/250


Рецензии
Царствие Небесное Валерию Шкарубо! Судя по картине на фотографии, отличный был художник! Оставил яркую память о себе - картины! Р.Р.

Роман Рассветов   08.01.2022 14:29     Заявить о нарушении
Спасибо! Замечательный талантливый художник, своеобразный, немного грустный... И добрый человек. Царствие небесное!

Владимир Кожин 3   08.01.2022 19:03   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.