Женитьба Бальзаминова
Ну что за прелесть эта "Женитьба Бальзаминова" ! В который раз бы ее не пересматривала (а фильм -то 1964 года !), не устаешь потрясаться ее удивительной органике, естественности , мягкой иронии , ненавязчивой сатире, и великолепию актерских работ. Причем всех, от исполнителей главных ролей,и заканчивая работами эпизодическими - все они хороши необыкновенно ! Смотришь , и ,право, удивляешься - и как они так умели ? Ведь именно актерский ансамбль, в конечном итоге, обеспечивает зрителю полное погружение в картину, словно бы он тоже оказался вместе с героями по ту сторону экрана , среди милых сердцу суздальских пейзажей . Суздаль, чудом сохранившийся с древности в почти неизменном облике, вообще был необыкновенно популярен у киношников - например, в городке одновременно снимались "Андрей Рублев" , "Женитьба Бальзаминова",и "Выстрел" по повести Пушкина.Благодаря прекрасным естественным декорациям, картина получилась необыкновенно атмосферной и воздушной, хоть опытный глаз и углядит ,что действие всего фильма происходит всего в двух -трех простовато выстроенных , практически театральных интерьерах. А атмосферу удалось создать удивительную - с ленцой,с полуденной , разлитой в воздухе ,наполненном мерным жужжанием назойливых мух и работящих пчел липкой духотой(помните сопревших на уличном сне братьев -" Эй, просыпайся! Пойдем в дом спать ." А две сестрицы , изнывающие от скуки и неудовлетворенного молодого естества ,кокетничающие с сапожником Мишенькой , пока братья не видят , а то : "Анфиска, Раиска! Кончай сидроль!" ? Да и весь этот старорусский паноптикум -все эти пьяненькие сватьи ("А я никогда не отказываюсь! Мне в одном доме керосину налили, так я выпила и спасибо сказала!),юродивые старушонки,босоногие дворовые девки с подоткнутыми подолами,глуповатые кухарки , закосневшие в суевериях и толкованиях снов, изнывающая от тоски и томления плоти купчиха,Домна Евстигневна Белотелова, вдова лет тридцати шести,словно сошедшая с картины Кустодиева ("Мы дамы тучные. Далеко ли до греха, оборвется сердце и конец!)-все они исключительно колоритные и узнаваемые персонажи. Хотя бабы - чего их разглядывать ?Говорит ведь один из героев картины : "Курица не птица, женщина не человек!" Бабы -они и есть бабы, хитрые ,или глуповатые, а чаще и то и другое.Мужики их частенько поколачивают -да и поделом -"Чем я только ни битая! Кочергой — битая, поленом — битая, об печку — битая! А вот печкой — не битая." Да и поколачивают -то не за дело, а так- скуки. А как за советом, то в сумашедший дом , к Ивану Яковлевичу, как же без совету-то...
Отдельно стоит сказать об исполнителе главной роли.Георгию Вицину, который играл двадцатипятилетнего Бальзаминова (а это была одна из немногих его главных ролей) , во время съёмок актеру было уже не много ни мало 46 ! Людмила Шагалова, сыгравшая роль его мамаши, была моложе его на шесть лет. Актера перед каждой съёмкой долго и тщательно гримировали и завивали , чтобы придать ему вид помоложе.Он даже шутил: "Женитьба забальзамированного".Но как актер невероятно пластичен , как легки и игривы его движения , как он естественен в образе своего глуповатого, мечтательного , и наивного героя !Порой в его движениях , особенно с тросточкой ,мне угадываются повадки Чарли Чаплина.
Вы скажете ,лубок ? Возможно.Ведь что есть лубок -"народные картинки с подписью, отличающиеся простотой исполнения и лаконизмом", как определяет его википедия. Вот и этот, ставший всенародно любимым фильм , прост и лаконичен , а уж картинки русской глубинки, нарисованные им ,пусть и аляповаты , как и положено лубку , но столь живописны , ярки ,реалистичны и бесхитростны,а повествование столь динамично , что его с легкостью можно причислить к истинно народному достоянию. И пусть женитьба на пышнотелой Домне Евстигнеевне не обещает Бальзаминову той идиллии, о которой он грезит,он не готов распрощаться со своими мечтами. Мишенька Бальзаминов -он ведь тоже наш народный герой, как и Ванька -Дурак.Бальзаминов хоть и заикается о денежках :" С деньгами-то мы и дураками проживем" , при этом совершенно лишен подлости , хитрости, и уж тем более , модного нынче альфонсизма.Ну не получится из него богатея, да и бог-то с ним !"Проснешься, хвать - ан нет ничего." Да и разве виноват он, что привык мыслить, как бедный человек, "вот богатство в голове и не помещается"? Не получится -залезет снова на печку , нырнет в уютную духоту своей, пропахшей вчерашними щами спаленки , и лишь молвит : "Не надо огня! В потёмках, маменька, мечтать веселее".
Свидетельство о публикации №221082001585
Александр Старостин 3 12.11.2022 06:42 Заявить о нарушении
Лена Мюрат 12.11.2022 17:15 Заявить о нарушении
Однажды я видел Меркурьева в "Последней жертве"!
Всего Вам доброго!
Александр Старостин 3 12.11.2022 18:08 Заявить о нарушении
С пожеланиями творческих успехов-Лена.
Лена Мюрат 12.11.2022 20:46 Заявить о нарушении
Удачи Вам!
Александр Старостин 3 12.11.2022 20:56 Заявить о нарушении