Конечно, можно жить и без философии
Поражаюсь трезвому и ясному уму Василия Осиповича Ключевского. У него, историка, не было никаких иллюзий относительно истории России. Не было иллюзий относительно «светлого будущего» и «особой миссии» Руси.
Во-первых, он считал, что на Руси нет и не было никакой философии, что русская история развивается не по чьей-то задумке, не согласно каким-то схемам или предначертанному плану:
Ключевский: «Мы прожили 1000 лет. Выработали ли мы что-нибудь, нажили ли хоть сколько-нибудь своего добра, это вопрос другой, но только очевидно — мы жили, действовали, не спали же, а вечер еще далеко от нас и долго не настанет, может, время свести полные и ясные счеты с своим прошлым; следов[ательно], философия у нас не действовала, потому что ее нет на Руси и доселе, т. е. нашей, нами добытой философии».
Во-вторых, он считал, что эти 1000 лет русской истории (теперь уже 1200 лет) – это темный, период инстинкта, а не мысли. Мы понимаем историю на уровне инстинкта. Поэтому история нас ничему не учит, а если и учит – то с большим опозданием:
Ключевский: «Сколько времени нужно людям, чтобы понять прожитое ими столетие? Три столетия. Когда человечество поймет смысл своей жизни? Через 3 тысячи лет после своей смерти».
Третье. Обреченность жить задним умом, учиться на своих ошибках, жертвах, драме и трагедии. Задний ум – это последствие нашей истории:
Ключевский: «Великорус — историк от природы: он лучше понимает свое прошедшее, чем будущее; он не всегда догадается, что нужно предусмотреть, но всегда поймет, что он не догадался. Он умнее, когда обсуждает, что сделал, чем когда соображает, что нужно сделать. В нем больше оглядки, чем предусмотрительности, больше смирения, чем нахальства».
Четвертое. Но это не значит, что не надо мучиться интеллектом. Вместо класса интеллектуалов (как на Западе), у нас появилась прослойка интеллигенции, в умственных способностях которой у Ключевского были основания сомневаться. Тем не менее русский историк с ужасом наблюдает, что у нас, русских по уму, нет способности предвидеть, предчувствовать, предусмотрительно и рационально рассчитывать свой завтрашний день, прогнозировать, проецировать, а эта способность ой как нужна. Поскольку, как полагает Ключевский, нас от наших предков отличает нравственность.
Ключевский: «Не ищите в нашем прошедшем своих идей, в ваших предках — самих себя. Они жили не вашими идеями, даже не жили никакими, а знали свои нужды, привычки и похоти. Но эти дедовские безыдейные нужды, привычки и похоти судите не дедовским судом, прилагайте к ним свою собственную, современную вам нравственную оценку, ибо только такой меркой измерите вы культурное расстояние, отделяющее вас от предков, увидите, ушли ли вы от них вперед или попятились назад».
Ибо – если в истории есть цель, есть смысл, есть прогресс – то он в том, чтобы мы учились видеть напротив человека:
Ключевский: «…способность человека правильно понимать и осуществлять свои отношения к человеку. Все в истории служило этой главной цели».
И еще раз Ключевский: «Конечно, жить можно и без философии; мы жили же тысячу лет, но где есть она, выработалась, там она не может остаться без влияния на дальнейшую судьбу народа и человечества».
Свидетельство о публикации №221082101013