Капсула времени
- Нам разрешили поработать тут пару часов, - мягко обратился к ученикам мужчина. – Вот тут вы можете взять звуковые «лопаты», - он указал на ящик, полный палочек с тарелочками на концах. – Все интересные вещицы несите в центр раскопа, мы вместе их изучим. Будьте осторожны и внимательны.
- Конечно, Учитель! – дружно отозвались дети, тут же рассыпавшись по котловану, весело, но спокойно обсуждая увлекательную работу.
Синие лучики засверкали то тут, то там, иногда слышались удивлённые и восторженные возгласы юных археологов, нашедших что-то интересное. Учитель сел на выступающий из земли бетонный блок, какие давно уже не использовались при строительстве, и с доброй улыбкой следил за оживлённым процессом. Некогда на этом месте стоял город старого человечества, в своём тупиковом пути почти полностью погибшего, и оно вымерло бы окончательно, не прибудь Сыны Звёзд и не спаси тех немногих, кого ещё можно было. Учитель много изучал историю прошлого, теперь в его задачу входило знакомство подрастающих поколений с теми временами.
Прошло около получаса, найдено было много вещичек из минувшей жизни, назначения которых малыши не знали. Наконец, один мальчик вскрикнул и понёс к центру ямы, где сидел Учитель, устройство размером с ладонь, запакованное в прозрачный футляр, за ним устремилась вся группа.
- Смотрите, Учитель! – с горящими от возбуждения глазами воскликнул мальчик, протягивая пластиковую коробку с плоским устройством внутри. – Что это?
- Похоже на диск, Ень, - заинтересовано ответил Учитель.
- Но он не круглый, - словно обидевшись, заметила девочка с длинной косичкой.
- Верно. Это устройство так называли в честь его предшественника, который был круглым. Это носитель информации, как наши кристаллы-накопители. Интересно, что на нём. Хорошо бы, чтоб он работал.
Легко раскрыв сильными пальцами почти сросшуюся упаковку, Учитель извлёк съёмный диск, который хорошо сохранился для вещицы, пролежавшей в земле сотни три лет.
- Похоже, его намеренно законсервировали для потомков, - сказал Учитель, доставая кристаллическую пластинку из складки тоги. – На этом месте располагалась крупная библиотека, и, хотя в конце эпохи Пятого человечества ими мало кто пользовался, были те, кто хранил знания. Нам редко попадаются рабочие диски, я вообще не видел ни одного. Похоже, нам сегодня крупно повезло! Давайте же взглянем, как выглядел мир прошлого.
Из кристалла вытянулся призрачный «шнур», подключившийся к разъёму диска и над пластинкой появился экран. Носитель содержал массу сведений обо всех аспектах жизни, детишки встали плотным кольцом вокруг Учителя, а тот приступил к изучению. Первым его заинтересовал раздел искусство. Открыв его, он начал открывать файлы. Увидев книги, наставник нахмурился. Одни из них были чересчур напыщенными и претенциозными, пытаясь взять скорее пафосом, а не содержанием, другие же – насмешкой над литературой.
- Почему на обложках столько много рисованных полуголых женщин? – борясь с неловкостью, спросил один мальчик. – Они про устройство тела?
- Нет… кажется они о молодых людях, которые своим незрелым поведением привлекают к себе толпы девушек. Давайте лучше глянем скульптуру и живопись.
Но скульптуры выглядели как странные уродливые существа, пожирающие друг друга, вырастающие одно из другого, с лишними конечностями и вывернутые в странные позы. Учитель невольно вздрогнул, а в группе зазвучали испуганные голоса: «Что это? Мне страшно? А где же совершенные пропорции Природы?». Среди картин дела оказались не лучше. Первым на глаза попались изображения непонятной мазни и человека, испражняющегося на холст разноцветными струями. Это само уже отбило желание смотреть дальше.
- Зачем этот мужчина… какает на холст? – покраснев спросила девочка с золотистыми волосами, спускающимися ниже пояса. – Это ведь надо делать в туалете?
Учителю нечего было на это ответить. Он решил послушать представленную музыку. Сперва какой-то бесполый тип в ярком наряде заголосил так, что все позатыкали уши, тогда Учитель нажал на изображение покрытого рисунками парня, обвешанного золотыми побрякушками, уже не ожидая ничего хорошего. И он угадал. Под какие-то бурчание и стук дикарских барабанов, парень начал ухать что-то настолько непристойное и грязное, что пришлось моментально это отключить.
- А что это такое? – вытаращив глаза, спросила девочка с длинной косой. – Разве такое можно хотя бы слушать… или наслаждаться?
- Ох, Зорушка, - только и вздохнул седой, - я вот как скажу: то человечество погибло по причинам. И одна из важнейших, когда вместо настоящего искусства появляется такое. Давайте-ка ещё что-нибудь глянем, может не везде так.
В разделе с историческими хрониками попадались в основном описания войн и конфликтов во всех частях света, что шли почти без продыху, видео с танками, палящими по сёлам, и рвущимися бомбами. Дети недоумевали, зачем люди убивают друг друга, но и Учитель не знал, что тут ответить.
- Было время, когда войну пытались оправдать естественными причинами, - развёл он руками. – Это считалось нормальным и даже почётным, хотя в основном нужно было, чтобы наладить расшатанную экономику.
- А что это такое? – спросил маленький Ень.
- Эх, как вам объяснить-то? Раньше, до вымирания и возрождения, люди пользовались деньгами. Дескать, так удобнее обмениваться продуктами труда. Но в итоге лишь подменили ценности. Делали не как сейчас – ради блага других, а ради выгоды. Ресурсы покупали и продавали.
- А кому за них деньги платили, Матушке Земле они ведь не нужны? – удавилась одна из девочек.
- Конечно, не нужны. И людям были не нужны, но так проще. Чтобы для других работать, надо Человеком стать, а это ох как сложно. А так всем заменитель дали, чтоб можно было себя считать важным, просто имея деньги, а не таланты и мораль. Ну да ладно, не стоит вам в это вдаваться. Глянем-ка лучше на жизнь в их городах, так всё же должно остаться нечто достойное.
В хрониках предстали перед удивлёнными зрителями громадные мегаполисы, залитые светом рекламных щитов и вывесок, с редкими чахлыми деревцами, которые продолжали резать и резать, с искусственной травой, уймой машин, люди, катящиеся на самокатах и велосипедах с бездумными лицами, компании, сидящие в парках с бутылками пива и сигаретами, заглушая громкими криками и смехом пение птиц. Посыпались тут на Учителя вопросы: «Зачем все на колёсах, разве они не знали, что ходить куда полезнее, особенно малышам?», да «почему эти люди намеренно вдыхают смертельный дым и других травят, хотя известно, что это и к чему приводит?». А что ту ответить? Всегда можно себя оправдать.
Много нашлось причин, почему погибло прошлое пятое Человечество. Но вдруг попалась группе запись, где маленькие мальчик с девочкой подошли к бездомному котёнку и насыпали ему корма в пластиковую крышечку, затем, как крепкий парень в тельняшке и военных штанах помог бабуле спуститься с лестницы, как мужчина вытаскивал из воды упавшую туда собаку. Тут Учитель улыбнулся и сказал:
- А вот почему мы всё ещё существуем.
Дети обрадовались даже этой маленькой искорке и весело побежали дальше копаться в земле, надеясь найти что-нибудь столь же приятное и светлое, ведь времени оставалось не так много, а седой Учитель встал и спрятал диск у себя за пазухой, подумав:
«Хорошо. Но лучше убрать это подальше, а то вдруг кому-то снова станет интересно, до каких глубин может провалиться человек-бог. А добру мы и сами научим».
Свидетельство о публикации №221082401270