ХР Смысл и значение понятия отец

ХР. 2.7.83.49. Смысл и значение понятия «отец».

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 83.2. Первобытное словообразование. Смысл и значение понятия «отец».

Иллюстрация из открытой сети Интернет.

Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
46 000 до н.э.

Земля. Евразия. Межледниковье. Похолодание климата. Уровень мирового океана. 46 000 до н.э.

Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Продолжение Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II С (Перигор VIII)» (46 500-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана ниже современного уровня на 65 метров.

Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Смысл и значение понятия «отец». 46 000 до н.э.

43. отец (родитель, родоначальник, бог)

Понятие «отец» такое же древнее, как понятие «мать», но сами эти слова появились практически одновременно и сравнительно недавно. В глубокой древности понятие «отец» выражалось звукосочетанием-фонемой «та», возможно словом «тата» (тятя). Несомненно, первооткрывателями или первыми изобретателями этого слова-звукосочетания стали сами младенцы, детёныши, объективная необходимость назвать-позвать либо мать, либо отца. С отцом, вернее, с самцом-мужчиной, который после родов смотрел, кого и какого детёныша произвела на свет самка-женщина-мать, детёныш встречался и знакомился, а затем узнавал по запаху и виду так же, как узнавал свою родную или приёмную мать. Причём главным отличием такой встречи были: твёрдость, грубость и мужская суровость «отца» и мягкость, нежность, ласковость матери, мамы.

Если мама, мать всегда и в любую минуту была здесь, рядом, вместе с детёнышем, то отец-самец был где-то там, в стороне, далеко, но каждый раз, когда он появлялся, то волнение матери от встречи с ним неизбежно и естественно передавалось детёнышу и «включалось» какое-то странное собственное волнение, тяга, отношение к этому грубому, резкому, твёрдому, независимому, порывистому существу, которое притягивало к себе, как магнит, манило, влекло, звало за собой сердечным трепетом всего маленького тельца детёныша.

До сих пор современная наука не может объяснить истоки этого «зова родной крови», механизм связи детёныша и его родителя (биологического отца), мужской родительской привлекательности, первородной и младенческой привлекательности детёныша для его родного отца. При этом сам отец, не участвующий в рождении детёныша, далёкий и занятый взрослыми делами, может «заглушить» это своё родительское влечение к своему детёнышу, «не узнать» и не принять его, как своего, родного, «родную кровиночку»…

Что же это за феномен – отцовство? Как этот феномен возникает, как действует, на чём основан и как проявляется в жизни?

Юридически отцовство – это «факт биологического и (или) социального происхождения ребёнка от определенного мужчины» (Энциклопедия юриста. 2005). При этом социальное отцовство – это «усыновление ребенка мужем матери, который не является его биологическим отцом». Биологическое отцовство – это реальный и действительный факт существования самца-мужчины-человека, при содействии которого был зарождён (зачат) эмбрион, детёныш, ребёнок. Кроме этого отцовство может быть нарицательным (официальным, объявленным, общепризнанным) если на момент рождения детёныша-ребёнка самец-мужчина находился в брачном союзе (в браке) с матерью этого детёныша-ребёнка, добровольно признал своё отцовство или его отцовство признано всем обществом и доминирующей властью (вожаком, главарём, вождём, органом власти, судом и т.д.).

Биологическое отцовство с древнейших времён и до сих пор устанавливается сложно, трудно, хлопотно. Так называемый «зов родной крови» в основе своей имеет инстинктивное происхождение и часто является ошибочным. Специальная сравнительная экспертиза крови также не даёт достоверного положительного результата в установлении биологического отцовства. Почти 100% достоверность даёт только генетическая дактилоскопия – сравнение генов детёныша и предполагаемого биологического отца, родителя (метод генетической дактилоскопии открыт британским генетиком Алеком Джеффрисом 10 сентября 1984 года XX века н.э.).

До этого понятие «отцовство» означало:

ОТЦО;ВСТВО, -а, ср.
1. Кровное родство между отцом и его ребенком. Установить отцовство.
2. Свойственное отцу сознание родственной связи его с детьми; чувство, испытываемое отцом по отношению к своим детям.
- Старый холостяк, он давно уже махнул рукой на то, что не свил своего гнезда, не создал семьи, не знает радости отцовства. Павленко, Осенняя заря.
(Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека);

ОТЦОВСТВО, а, мн. нет, ср. (книжн. офиц.). Кровное родство между отцом и его ребенком. Установление отцовства.
(Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека);

ОТЦО;ВСТВО

1. кровное родство между отцом и детьми
- И он искренно возмущался тем, что французский закон запрещает устанавливать отцовство, чем и поблажает беспутству мужчин-соблазнителей. П. Д. Боборыкин, «Воспоминания», 1906-1913 г. (цитата из НКРЯ),
- Но там, где на фоне промискуитета уже создавался союз двух людей, где отцовство могло быть известным, отношение могло быть иным. В. Я. Пропп, «Исторические корни волшебной сказки», 1946 г. (цитата из НКРЯ);

2. душевное состояние мужчины, ощущающего себя, выполняющим роль, обязанности отца по отношению к детям
- В общем, сознание того, что при мысли или напоминании о предстоящем его отцовстве никакого чувства в нем не возникает, и было основным его по этому поводу чувством. Андрей Битов, «Образ», 1960-1980 г. (цитата из НКРЯ)

3. перен. душевное состояние ощущения отцовства по отношению к другим людям
- Благодать архиерейства ; залог еще более глубокого, искреннего единства, ибо она ; преимущественно благодать пастырства, отцовства духовного. митрополит Антоний (Блум), «Слово при наречении во епископа», 1957 г. (цитата из НКРЯ)

4. юр. статус, гражданское состояние мужчины по отношению к детям на предмет его кровного родства в качестве биологического отца, либо на предмет принадлежности в качестве отца, признанной судом, обществом, окружением и тому подобными институтами
- И именно тогда, когда стояла она с душистой крупной рубчатой желтой дыней в руках, бойкая девочка, освещенная стенною лампой, он в первый раз в жизни захотел быть отцом, а когда он женился на Ольге Михайловне, он уже прошел длинный путь отцовства, многое зная о Мушке. С.Н. Сергеев-Ценский, «В грозу», 1912 г. (цитата из НКРЯ),
- Муж горел нетерпением поскорей посвятить приятеля в глубокий смысл ещё не вовсе опостылевшего ему отцовства. Б. Л. Пастернак, «Воздушные пути», 1924 г. (цитата из НКРЯ)

5. совокупность тех или иных явлений, связанная с отцом
- К отъездам отца дети привыкли с самого рождения настолько, что в их глазах превратилось в особую отрасль отцовства редко обедать и никогда не ужинать. Б. Л. Пастернак, «Детство Люверс», 1918 г. (цитата из НКРЯ)
(Источник: Викисловарь)

По толкованию современных толковых словарей и энциклопедий отцовство – это «кровное родство между отцом и его ребенком», «кровное родство между отцом и детьми», «душевное состояние мужчины, ощущающего себя, выполняющим роль, обязанности отца по отношению к детям», «душевное состояние ощущения отцовства по отношению к другим людям», «гражданское состояние мужчины по отношению к детям на предмет его кровного родства в качестве биологического отца, либо на предмет принадлежности в качестве отца, признанной судом, обществом, окружением и тому подобными институтами» и «совокупность тех или иных явлений, связанная с отцом». Итак, отцовство – это кровное родство, душевное состояние мужчины, ощущение отцовства, состояние мужчины по отношению к детям в качестве отца и совокупность явлений, связанных с отцом…

Конечно эти ощущения отцовства, душевное состояние и отношения мужчин к детям знакомы им изначально, с самых древнейших времён и одинаковы как для человекоподобных приматов, гоминидов, архантропов, палеоантропов, питекантропов, неандертальцев и кроманьонцев, так и для современных мужчин-отцов. Только у человекообразных обезьян и человекоподобных приматов, а также, возможно, у гоминидов, архантропов, палеоантропов и питекантропов это изначальное «отцовство» было общим, как общее отношение самцов к любым и всяким детёнышам. У неандертальцев и кроманьонцев, весьма вероятно, отцовство уже было «адресным», то есть направленным на конкретного детёныша (детёнышей) конкретного самца-отца и конкретной самки-матери (самок-матерей).

Словообразование у древнейших первобытных людей, несомненно, осуществлялось от простейших и односложных звуков, звукосочетаний, фонем, возгласов, окриков, криков, позывов и зовов, таких, например, как «ай!», «ой!», «дай!», «на!», «ма», «да», «не» (в смысле «нет»). Для усиления значения и адресности этих фонем-возгласов они удваивались и так возникали первые слова-лексемы, например, призыв «мама», возглас предостережения «цыц!», слова-позывы пописать «пс-пс» и покакать «ка-ка-ка». Слово-лексема «кака» стала обозначать нечистоту и из него образовалась лексема-слово «бяка», обозначавшее всё негодное, плохое, бросовое («Брось бяку!»).

Одно из самых первых, очень значимых и богатых на смысловое продолжение было слово-лексема «бо!». Бо – большое, богатое, болезненное; «бобо», значит, болит, больно. Продолжая следовать этому методу первобытного словообразования можно обоснованно предположить, что также складывались слова-понятия: ба-баба, та-тата, па-папа, дя-дядя, тё-тётя и т.д. Точно также возникло русское слово-понятие «тятя» в смысле папа, родной отец. Правда, произошло это уже в историческое время…

Если древнейшее слово-понятие «ма-мама» возникло изначально, практически само-собой, естественно, из стихийного младенческого звукопроизводства, то слово-понятие «па-папа», вероятно, возникло гораздо позже, потому что в изначальной древности в условиях первобытного промискуитета, когда самки человекообразных, человекоподобных, гоминид, архантропов, палеоантропов и питекантропов имели множественные половые контакты с самцами, понятие конкретного отцовства детёнышей не существовало. Все детёныши стаи, стада или иного зоологического объединения этих существ было общими, стадными и каждый детёныш, прежде всего, принадлежал родившей его самке, или самка, взявший детёныша на попечение.

При этом доминирующий самец, вожак стаи или стада распространял свою доминирующую силу и волю на всех членов своего зоологического объединения, стаи, стада, общины. В этом смысле доминирующий самец был «отцом» для всех самок, их детёнышей, а также для всех остальных немощных или молодых самцов и самок. Вот почему во всех современных странах главы государств, как бы они не назывались, инстинктивно, традиционно и общепризнанно считаются «отцами нации», «отцами народа».

Самым первым, самым распространённым, самым общепризнанным и общечеловеческим методом и способом познания окружающего мира и действительности во все времена и веси был и остаётся чувственный метод познания, опробования всего и вся на вкус, цвет, запах, вид, прикосновение и иные ощущения. То же самое относится к звукам окружающей природы и действительности, к производимым человеком звукам, звукосочетаниям, возгласам, звуковым знакам, фонемам и лексемам, то есть специально сконструированным знаковым звукосочетаниям-словам. При этом феномены, понятия, объекты и субъекты природы, окружающей среды и мира фактической действительности оцениваются, определяются и обозначаются своими наименованиями (названиями), прежде всего, звукосочетаниями (фонемами и лексемами) имитирующими эти феномены, понятия, объекты и субъекты природы, окружающей среды и мира фактической действительности.

Вот почему услышанное ухом человека любого возраста звукосочетание «пс-пс-пс» естественно и инстинктивно вызывает у него желание пописать, а звукосочетание «ак-к-к-ка-ка» - покакать. Все маленькие дети во всём современном мире практически одинаково реагируют на эти общечеловеческие первобытные звукосочетания. Так же, например, все дети, подростки, молодые люди и взрослые люди одинаково инстинктивно реагируют на звукосочетания: «Тс!», «Тс-с-с!» - звуковой знак понятия-окрика «Тихо!»; «Пс!», «Пст!» - звуковой знак понятия-призыва «Эй!»; «Стп!», «Стпт!» - звуковой знак понятия-окрика «Стой!» или «Стоп!».

Звуковой знак-фонема «ма» и «мама» изначально обозначал мать детёныша, так же как звуковой знак-фонема «ба» - бабушку, старшую мать, старшую женщину. Долго, очень долго в первобытном мире, вероятно, не было звукосочетания-фонемы обозначавшей понятие «отец» в смысле «родной отец», но, несомненно, было звукосочетание-фонема обозначавшая понятие «самец», а также главный или доминирующий самец (вожак, главарь, вождь, важный человек, начальник, руководитель, богач, барин, хозяин и т.д.).

Несомненно, изначально и естественно человекообразные обезьяны и человекоподобные приматы, гоминиды, архантропы, палеоантропы, питекантропы, неандертальцы и кроманьонцы знали, что для рождения детёнышей нужно, чтобы самец и самка совокупились, вошли в интимный контакт, соединились своими половыми органами. Вероятно, они хорошо ощущали, чувствовали, понимали и инстинктивно знали естественную истину – чтобы родился детёныш, самец должен излить внутрь самки своё семя, которое самка бы приняла и тем самым зачала в себе зародыш будущего детёныша.

Эту истину зачатия детёнышей через соитие, совокупление или половой акт (по-современному) не надо было никому объяснять и растолковывать, потому что этот феномен деторождения был повсюду в природе, в окружающей среде и мире, в которых непосредственно обитали, жили и действовали все животные и люди. Половые отношения человекообразных обезьян и человекоподобных приматов, гоминид, архантропов, палеоантропов, питекантропов, неандертальцев и кроманьонцев были такими же естественными как сбор, готовка и принятие пищи, бытовые и социальные отношения и взаимоотношения, исполнение врождённых инстинктивных потребностей и функций. При этом только грубые, насильственные или необычные (извращенческие) половые отношения, несомненно, воспринимались всеми негативно, осуждающе, агрессивно.

Так как главная детородная функция самцов осуществлялась либо сезонно, либо редко, либо периодически, а всё остальное время жизни их главной функцией самцов была добыча пищи для беременных самок и матерей рождённых детёнышей, то самки пользовались самцами для того, чтобы гарантированно забеременеть и получить в стае, общине и стаде соответствующий статус, гарантирующий им защиту, помощь и относительно полноценное питание. Вот почему по закону подобия («Всё подобно всему»), вероятно, первым звукосочетанием обозначающим понятие «самец-отец» была фонема «та» или «тата» (будущее славяно-русское слово-понятие «тятя» - отец).

Скрытый, тайный или сакральный смысл, суть, сущность и содержание слова-понятия «та» и «тата»:

т -  твердо, утверждённое свыше, уверенно
а -  ас, совершенный человек, начало

Та – твёрдый ас (первый человек), утверждённый свыше совершенный человек, уверенное начало (всего сущего, существующего). Тата – дважды первый человек, наипервейший, наиглавнейший, изначальный, самый первый и самый главный.

Не зря люди, утверждая твёрдо, обоснованно, отчаянно и однозначно, твердят и повторяют: «Да-да-да!». Повторение фонемы «та» в слове-лексеме «тата», несомненно, означает признание или объявление кого-то своим отцом, главным мужчиной, родителем, изначальным человеком в своей жизни. Проверим, так ли бездоказательны эти наши утверждения?

Одной из древнейших мировых религиозных мировоззренческих систем считается Древнеегипетская религия — «система религиозных верований и ритуалов, практиковавшихся в Древнем Египте, начиная с додинастического периода и до принятия христианства». Додинастический период (конец V тыс. — ок. 3100 до н. э.) — последний доисторический период на территории Египта, эпоха окончательного разложения родоплеменных отношений (до сер. V тыс.), складывания социально дифференцированного общества и возникновения первых древнеегипетских рабовладельческих государств (2 пол. IV тыс.). Это также период появления в Египте письменности (самые ранние памятники датируются, может быть, даже ок. 3400 г.). Додинастический период принято делить на два больших подпериода — амратский (Негада I, первый додинастический; 1 пол. IV тыс.) и герзейский (Негада II, второй додинастический; сер. IV тыс. — ок. 3100 до н. э.). Завершает его правление так называемой «нулевой династии» Негада III, когда территории Верхнего и Нижнего Египта вплотную подошли к своему объединению (завершённому Нармером). (Данные из Википедии).

Именно из Додинастического периода Древнего Египта до нас дошли первые зафиксированные в письменных источниках слова-понятия с конкретными звукобуквенными сочетаниями (фонемы-лексемы). Несомненно, самыми древними и «долгоживучими» фонемами-лексемами устной речи древних людей (первобытных людей), были имена, прозвища и наименования самых главных и почитаемых обожествлённых предков-родоначальников, божеств, богов. При этом животные имели свои наименования-имена, люди или человекообразные существа – свои. Одним из самых ранних и главных божеств Древнеегипетской религии был бог, которого звали «Татенен».

Татенен (егип. T3 ;nn, T3-nn, Tnn: «поднимающаяся земля») — в древнеегипетской мифологии бог земли и времени, демиург, сотворивший из первобытного хаоса мир, богов и людей. Ему принадлежат глубины земли, минералы, растения. (Здесь и далее данные из Википедии).

Обратите внимание на то, что этому богу принадлежат «глубины земли, минералы, растения», то есть всё то, из чего самцы-мужчины добывают сырьё для производства орудий труда, украшений, пищи. Функционально бог Татенен – хозяин земли, то есть окружающей среды и мира, природы, всего сущего и существующего на земле. Именно Татенен «сотворил», то есть упорядочил, создал порядок, дал наименования и названия всем и всему и превратил стихийный хаос окружающего мира в обитаемую среду, создал мир, лад, спокойствие, уверенность и порядок, установил память о предках-богах, упорядочил жизнь, общение и взаимодействие, а также прямо и конкретно своим семенем сотворил (зародил) людей, то есть детёнышей.

Татенен был не только хозяином земли, но и времени, потому что он решал, кому быть (жить), а кому не быть (не жить). Помните знаменитое выражение: «Я тебя породил, я тебя и убью»? С этими словами казак Тарас Бульба обратился к своему сыну Андрею, перед тем как убить его за предательство. Запорожские казаки объявили войну полякам (казаки называют их как "ляхи"), а Андрей, из-за любви к польской девушке, встал на сторону поляков.

— Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

— Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.

— Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! — сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.

Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев — это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил…

(Цитата из повести «Тарас Бульба» (1835 г., входит в книгу "Миргород") русского писателя Николая Васильевича Гоголя (1809-1852), глава IX).

Что стало выше родительского чувства, родительской любви, родительского инстинкта и долга? Предательство сына. Сын продал свою честь казака, продал православную веру, обратившись в чужую, продал своих родных и близких, свой род-народ. Да, Андрий полюбил польскую девушку больше своей жизни, сильнее страха смерти, но он не просто полюбил, а встал на сторону врага, поляков, с которыми в этот момент была война его народа, то есть совершил военное преступление, предательство; не просто дезертировал, а стал врагом своему народу, братьям, отцу. Такое предательство не принимается и не прощается всеми людьми, всем человечеством, во все времена и веси.

Поступок Тараса является не выдумкой писателя, а горькой правдой, истиной, господствующей в генетической врождённой памяти человека, мужа, мужчины и в этом смысле Тарас поступил как древнеегипетский бог Татенен – хозяин жизни и смерти, хозяин времени и всего сущего на земле.

Имя Татенена переводится как «поднимающаяся земля» и означает «уста сотворения мира»: «Он — первый холм (бенбен) средь первозданных вод, кто создал всё сущее в своём сердце и дал названия», благодаря Татенену появляется еда, подношения и «все хорошие вещи», «в священных гимнах Он называется отцом солнечного божества, которое рождается поутру, поднимаясь из земли Татенена» (Данные из источников Википедии).

Татенен – бог в образе мужчины с двойным султаном на голове или в короне «атеф». Султан (от тур. sultan) — украшение на головном уборе человека в виде вертикально укреплённого перьевого или волосяного пучка. Кроме функции украшения султан является знаком статуса возвышающего человека, хозяина султана.

Древнейшее предназначение возвышения человека над землёй, над хищниками, над всеми – это проявление инстинкта самосохранения и выживания, так как все хищники, звери и животные инстинктивно опасаются тех, кто выше их ростом. Вот почему кони, медведи, коты, суслики встают на дыбы, поднимают вверх лапы и т.д. Вот почему офицерские и солдатские каски, шляпы и фуражки украшались высокими и пышными султанами. Двойной султан удваивает знаковый статус его хозяина, делает его особо значимым, важным, главным.

Атеф – это вид божественной или царской короны, белая корона с двумя окрашенными в красный цвет перьями страуса по бокам (атеф – корона древнеегипетского бога Осириса). Между двумя страусиными перьями расположена похожая на вытянутую луковицу полый таквообразный головной убор белого цвета. Перья страуса, пышные у основания, сверху образуют небольшой завиток. Те же самые перья (только по одному) носила богиня мудрости Маат. Перья короны «атеф» чем-то похожи на перья хвоста сокола, также они похожи на перья короны Амона, только у него они более узкие, прямые и сверху не завиваются (данные Википедии).

Корона «атеф» является «своего рода символом управления загробным миром; его перья олицетворяют истину, справедливость и баланс». По внешнему виду корона «атеф» похожа на корону «хеджет», которую носили фараоны Верхнего Египта. Отличие двух корон в том, что на короне «хеджет» не было перьев по бокам. Ещё одна древнеегипетская корона – «хемхемет» –  также именуется «тройной короной атеф» (данные Википедии).

Короны «атеф», «хеджет» и «хемхемет» по форме повторяют знаменитые удлинённые черепа первобытных людей распространённые по всей Ойкумене (обитаемому людьми миру). Люди с удлинёнными или «треугольными» черепами естественно отличались от обычных людей и не только формой черепа, но, вероятно, и поведением, здоровьем, умственными и иными способностями и возможностями. В любом случае человек с большой головой инстинктивно, традиционно и априори (без приоритетов) считается «умным человеком», «большим человеком», значимым человеком. Вот почему древние люди древних цивилизаций повсеместно искусственно удлиняли черепа своих детёнышей, таким образом, выделяя их среди остальных, делая их чуточку главнее, чем другие.

О древней традиции удлинения черепов и придания им необычной формы автор поведает в последующих главах «Хронологии…», а сейчас вернёмся к древнеегипетскому богу Татенену, который чуть позже отождествлялся египтянами с богом Птахом и почитался ими, как «бог, дающий пищу». А кто из особей мужского пола добывает, подаёт и даёт пищу в первобытной семье, стае или стаде гоминид, архантропов, палеоантропов, питекантропов, неандертальцев и кроманьонцев? Это делает самец, вожак, глава, главарь, демиург, доминирующая личность, отец, глава и хозяин семьи, рода, племени.

Мужской бог Татенен – «поднимающаяся земля», рождённая из первозданных вод Нуна; демиург, бог земли и времени; лат. - Tatenen, Ta-tenen, Tatjenen, Tathenen, Tanen, Tenen, Tanenu, Tanuu; отождествляемый с богом Птахом (Птах-Тотенен) – это и есть воплощение первичного образа «всеобщего отца», создателя-творца всего сущего на земле, первородителя, прародителя, пра- прапредка всех богов, героев и людей. Вот почему в начале его имени древнейшее звукосочетание «тата», что изначально значило и имело суть и смысл понятия «отец».

Следующим по хронологии демиургом-богом мужского рода древнеегипетского пантеона был бог Тот – (иначе Теут, Тут, Туут, Тоут, Техути, Джехути, др.-греч. – ;;;, ;;;;; от егип. ;;wty, возможно произносится так – ;i;aut;) –«древнеегипетский бог мудрости, знаний, Луны, загробного мира, покровитель библиотек, учёных, чиновников, государственного и мирового порядка; является одним из самых ранних египетских богов» (данные источников Википедии).
Бог Тот изображался, как правило, в виде человека с птичьей головой птахи – птицы ибиса; в руках бог Тот, как и бог Тотенен, держал посох и «анх». Кроме этого, бог Тот изображался также во множестве иных форм, чаще всего в облике человекообразного примата - павиана и птицы ибиса (они были его священными животными, тотемами, тотемными знаками). Характерно, что древнеегипетская богиня женского рода Маат «была женским дополнением Тота», его супругой (данные из источников Википедии).

О значении в истории развития человечества человекообразных обезьян павианов автор уже поведал в главе ХР. 2.7.83.46. Смысл и значение понятия «жена» (http://proza.ru/2021/08/06/1502). Вероятно, с них, с их повадок и методов передвижения по африканской саванне и лесостепи, с их способов охоты и собирательства брали пример первые прямоходящие гоминиды, архантропы и палеоантропы, африканские австралопитеки. Поэтому они остались в генетической врождённой памяти древних египтян, как животные-тотемы, как первоистоки их животного, то есть естественного (зоологического) поведения.

Обратите внимание на то, что первообразом первого «интеллигентного», то есть разумного, мудрого, человечного древнеегипетского бога мужского рода Тота была человекообразная обезьяна с мордой собаки – павиан. Характерно, что на роль бога мудрости и правосудия древние египтяне выбрали не собаковидную гиену, которая была их злейшим и подлейшим врагом, конкурентом и соперником в выживании...

Вторым характерным образом бога Тота была птица (птаха) ибис. Чем же приглянулась и отличилась эта птица-птаха, заняв в древнеегипетской цивилизации место воплощения божества мудрости и правосудия? Иероглифический знак (рисунок) птицы ибиса являлся знаком имени бога Тота. Возможно, эту птицу древние египтяне так и называли – «тот», «тот, который…» или «та, которая…», и эта птица-птаха (ибис – это современное название) изначально была священной птице Древнего Египта.

Дело в том, что во времена истоков и расцвета цивилизации Древнего Египта ибис или «священный ибис» (лат. Threskiornis aethiopicus – птица из подсемейства ибисовых отряда аистообразных) обитал практически на всей территории Африки, кроме пустыни, так как питался рыбой, лягушками, насекомыми и иной водной живностью. В те времена различных видов ибисов в Африке было неисчислимое количество.

Ибисы ростом от 50 до 110 см. Священный ибис белого цвета. У него голая в старости голова и шея (без перьев). Концы широких белых крыльев ибиса, его маховых перьев, а также длинный изогнутый клюв и ноги чёрные, длинные, рассученные. Чёрные с фиолетовым блеском кроющие перья покрывают концы крыльев и хвост ибиса. Длина тела священного ибиса составляет в среднем 75 см. Всех ибисов «отличает длинный, тонкий и изогнутый клюв, с помощью которого они могут обыскивать илистую землю или дно мелких водоёмов». Ибисы, обитающие в скалистых и сухих местностях своим клювом «могут отыскивать пищу в расщелинах между камнями». Широкие крылья ибисов обеспечивают им практически мгновенный взлёт, быстрый и сильный полёт. (Данные из источников Википедии).

Как и прежде, современные ибисы «населяют тропические, субтропические и умеренно-тёплые широты; их типичной средой обитания являются берега озёр или медленных рек в открытых местностях или густых тропических лесах». «Некоторые виды живут также в степях и саваннах. Сохранившиеся популяции лесного ибиса живут даже в каменистых полупустынях. Зависимость от водоёмов у этого вида выражена меньше всего». (Здесь и далее данные из Википедии).

«Многие виды (ибисов) питаются водными насекомыми и их личинками, а также небольшими ракообразными, моллюсками, изредка небольшой рыбой и земноводными. Те немногие виды, которые живут вдали от воды в более сухих местностях, питаются саранчой, жуками, пауками и улитками, иногда ящерицами, змеями и мышами. Все ибисы пользуются своим длинным клювом для того, чтобы копаться в земле или в иле» (Википедия).

Вот и разгадка значимости птицы-птахи Ибиса в истории первобытного человечества и доисторической древнеегипетской цивилизации! Длинные изогнутый двойной и острый клюв ибиса и то, как ибис ловко и целеустремлённо пользовался своим клювом в поисках пищи, стали примером, образцом, эталоном для использования и изготовления африканскими гоминидами, архантропами и палеоантропами (древнейшими австралопитеками) деревянных или костяных палок-копалок, острог и копий.

По закону подобия («Всё подобно всему») неизбежной естественной необходимости африканские гоминиды, архантропы, палеоантропы и австралопитеки весьма вероятно точно так же, как ибисы, копались в речном и озёрном иле, накалывали острой и раздвоенной (расщеплённой) веткой-палкой тех же самых мелких и снулых (дохлых) рыбёшек, мальков, лягушек, жуков, кузнечиков, саранчу, пауков, улиток, ящериц, змей и мышей, которыми, несомненно, питались.

Изобретение первобытными людьми палки-копалки подобной клюву ибиса было неизбежным, потому что они видели, как своими длинными изогнутыми клювами ибисы добывают пищу практически везде: в мелкой воде, в иле, в песке, в камнях, в остатках древесной растительности и т.д. Вот почему ибис стал для древнейших первобытных людей первым «учителем», демиургом, тотемом, божеством, богом Тотом, то есть тем, кто научил их добывать пищу, иначе «дал им пищу». Вот почему птица-птах ибис стала для древних египтян «священным ибисом», божеством, богом их древнеегипетского пантеона древнейших богов.

Однако, кроме водной и иной живности, палка-копалка, подобная клюву птицы-птахи ибис, давала возможность доставать, выкорчёвывать или выкапывать из илистой почвы съедобные корни или клубни водных растений, в которых очень много крахмала. Например, древнейшие гоминиды и архантропы, палеоантропы и питекантропы, а также австралопитеки всех времён и весей Ойкумены (обитаемого людьми мира), добывали клювообразными палками-копалками съедобные корневища: «сусака зонтичного», «рогоза широколистного», «стрелолиста обыкновенного», «тростника обыкновенного», «камыша приморского», а также семена «водяного ореха» (Trapa natans) и «зерновки манника». Эти водные растения были изначальными ценнейшими источниками питания для первобытных людей во всём обитаемом людьми мире.

Таким образом, птица-птаха ибис, лесной или священный ибис действительно, фактически, реально и натурально был настоящим природным учителем, демиургом, научившим африканских австралопитеков умению копаться в речном и озёрном иле, в земле, добывать из земли калорийное и обильное пропитание. Была ещё одна природная характерная особенность этой птицы-птахи, которую также заметили древнейшие первобытные разумные люди и восприняли её как божественный дар.

Священный ибис подарил древним египтянам календарь – календарное мировоззрение и мышление, так как ежегодно к началу разлива вод Нила по обширным территориям миллионы птиц ибисов прилетали в долину этой величайшей реки Северо-Восточной Африки и кормились на обширных территориях, залитых нильской водой.

Ежегодный природный периодический разлив Нила фактически регулировал и упорядочивал всю жизнь всех живых существ, обитающих в пределах Нильской речной равнины. Сегодня мы знаем, что «разлив Нила является результатом ежегодного муссона в период с мая по август, вызывающего огромные осадки на Эфиопском нагорье, вершины которого достигают высоты до 4550 м (14 928 футов)». Дождевые осадки с гор стекают в Нил через Голубой Нил и реку Атбара, а через Собат и Белый Нил поступает дополнительная речная вода. За время муссонных дождей эти реки приносят в Нил огромное количество воды и речных наносов почвенных и минеральных наносов, делающих заливные поля вокруг Нила невероятно плодородными.

Древние египтяне, так же, как их ещё более древние предки, вероятнее всего, не знали о причинах нильских наводнений, но они хорошо видели и знали, что ежегодно вода в Ниле поднимается и затапливает огромные пространства земли. В этот период сюда массово прилетают миллионы птиц, и по мелководью, в котором кишмя кишит рыба, земноводные и всякая водная живность и растительность, ходят и кормятся ибисы. Вот почему изначально птицы-птахи ибисы воспринимались древними египтянами как вестники периода сытости, массовой охоты и удачного собирательства разнообразной пищи. Вот почему ибисы – бог Птах, Птах-Татенен, Тот - «бог, дающий пищу», «поднимающаяся (после наводнения) земля», «уста (клюв) сотворения мира», «тот, кто сотворил мир и мировой порядок (сезонные наводнения Нила)».

Естественно сезонные ежегодные разливы Нила были не в воле и власти древних египтян, происходили сами по себе, стихийно, без участия человека и людей, причём не всегда одинаково, но всегда обязательно, поэтому люди неизбежно придали этому феномену, этому судьбоносному для них природному явлению божественную силу, значимость и происхождение. Так как тот кто запускал и начинал эти ежегодные разливы Нила, дающие всем животным и людям Древнего Египта обильную пищу, благополучие и счастье сытой жизни, был невидим, неосязаем и непознаваем, то древние египтяне, несомненно, «назначили» самую типичную и массовую птицу-птаху ибиса олицетворением и воплощением того самого бога, кто давал им сытую жизнь и пищу. Этим богом был сначала Татенен, потом Птах (Птах-Татенен), а с зарождением земледелия – бог Тот – тот, кто дарует нам ежегодный разлив Нила, дарует всем пищу, счастье, жизнь, ум, разум и мудрость.

Вот почему древние египтяне берегли и оберегали ибисов, давали им возможность жить свободно в их поселениях, не трогали их, а наоборот, приручали, почитали и даже хоронили (мумифицировали) миллионы ибисов для продолжения их жизни в загробном мире. Кстати, скорее всего, реально «священным» ибисом древних египтян был вид лесных ибисов (Geronticus eremita), которые впоследствии были замещены видом священных ибисов (Threskiornis aethiopicus). Лесной ибис обитал в древности на огромных территориях Африки, Средиземноморья и Европы (вплоть до XVI века в Альпах и других горных регионах Европы), но постепенно исчез, вероятно, из-за охоты на него, изменения климата и экологии среды обитания.

Кстати, именно ибисы (лесные горные ибисы) в библейской истории о Потопе и Ноевом ковчеге привели Ноя после окончания Потопа от подножия горы Арарат к верхнему течению реки Евфрат, где семья Ноя и поселилась. С того времени в регионе турецкого города Биреджик на реке Евфрат ежегодно устраивается праздник в честь ибисов. Ныне лесные (горные) ибисы встречаются только в Турции (Биреджик), в Сирии, в Марокко, а другие виды ибисов  - в большом количестве в восточной части Австралии и в австралийском штате Квинсланд. К подсемейству ибисы относятся 13 родов и 29 видов, один из которых – Xenicibis xympithecus – нелетающая птица, обитавшая на Ямайке, вымер около 10 000 лет назад, потому что был полностью истреблён человеком.

Все виды подсемейства ибисов:
Threskiornithinae:
- Черношейные ибисы (Threskiornis),
- Священный ибис (Threskiornis aethiopicus),
- Мадагаскарский ибис (Threskiornis bernieri),
- Черноголовый ибис (Threskiornis melanocephalus),
- Молуккский ибис (Threskiornis molucca),
- Австралийский ибис (Threskiornis spinicollis),
- Threskiornis solitarius (вымер).
Pseudibis:
- Бородавчатый ибис (Pseudibis papillosa),
- Ибис Дэвисона (Pseudibis davisoni).
Thaumatibis:
- Гигантский ибис (Thaumatibis gigantea).
Лысые ибисы (Geronticus),
- Лесной ибис (Geronticus eremita),
- Лысый ибис (Geronticus calvus).
Красноногие ибисы (Nipponia):
- Красноногий ибис (Nipponia nippon).
Украшенные ибисы (Bostrychia):
- Зелёный ибис (Bostrychia olivacea),
- Саотомский ибис (Bostrychia bocagei),
- Пятнистогрудый ибис (Bostrychia rara),
- Хагедаш (Bostrychia hagedash), великолепный ибис,
- Украшенный ибис (Bostrychia carunculata).
Белошейные ибисы (Theristicus):
- Свинцовый ибис (Theristicus caerulescens),
- Белошейный ибис (Theristicus caudatus),
- Чернолицый ибис (Theristicus melanopis).
Острохвостые ибисы (Cercibis):
- Острохвостый ибис (Cercibis oxycerca).
Кайеннские ибисы (Mesembrinibis):
- Кайеннский ибис (Mesembrinibis cayennensis).
Гололицые ибисы (Phimosus):
- Гололицый ибис (Phimosus infuscatus).
Вид ибисов Eudocimus:
- Белый ибис (Eudocimus albus),
- Красный ибис (Eudocimus ruber).
Каравайки (Plegadis):
- Каравайка (Plegadis falcinellus),
- Очковая каравайка (Plegadis chihi),
- Тонкоклювая каравайка (Plegadis ridgwayi).
Чубатые ибисы (Lophotibis):
- Чубатый ибис (Lophotibis cristata).

Лесной ибис (Geronticus eremita) и священный ибис (Threskiornis aethiopicus) считались в Древнем Египте «символами утра, рассвета», разлива Нила, бурного и щедрого развития природы, «предвестникам и наступающего изобилия» (счастья). Ибисы прилетали каждый год к началу разлива Нила, и «без ибисов разлив не начинался» (так считали и верили египтяне). Вот почему птица-птах ибис отождествлялся с египетским богом мудрости богом Тотом. В зодиакальном созвездии ибису-Тоту соответствует созвездие Водолея. В Древнегреческой мифологии египетскому богу Тоту соответствовал Гермес Меркурий Трисмегист (Hermes Trismegistos) – «Гермес Трижды Величайший»), легендарный основатель алхимии. У древних римлян египетский бог Тот ассоциировался с Меркурием.

Древнеегипетский бог Птах, Пта или Питах (егип. Pt; - «скульптор») – это тоже «творец мира и бог мёртвых, бог правды и порядка». Город Мемфис, в котором был храм бога Птаха, назывался изначально по имени этого бога – «Ha-ka-ptah» («храм духа Птаха») или по-древнегречески «;;;;;;;;» («Египет»). Имя бога Птаха сочеталось с именами Тотенен, Сокар и Осирис. Так бог Птах-Татенен — это «отец богов, творец людей, бывший изначала, создавший небо, основавший землю, море, бездну и дыхания». Бог Птах-Сокар-Осирис – бог преисподней, он изображался в форме мумии с открытой головой и жезлом в руках, стоящей на иероглифе правды (данные источников Википедии).

Женой бога Птаха была богиня Сехмет (Сехет) и вместе с их сыном Нефертумом они составляли типичную «божественную триаду» отца, сына и богоматери. Бог Птах был демиургом, творцом, прародителем «первых восьми древнеегипетских богов, первичных качеств своего творения, или проявлений своей божественной сущности». Эти божественные воплощения бога Птаха составляли четыре пары мужской и женской сущности, имена которых точно указывали на их способность порождать и рождать жизнь, детёнышей, новые поколения богов-людей:
Нун и Наунет (бездна),
Хух и Хухет (неисчислимость, обнимающая всё, бесконечность),
Кук и Кукет (тьма, также обладающая потенциями творения);
Амон и Амонет (безвидность, отсутствие определённого образа), из которых бог-творец Амон творит мир и всё в нём существующее (животных, растения, людей, города, храмы, ремёсла, искусства и так далее) «языком и сердцем».

Кстати, метод божественного творения таков: бог-творец Амон, задумав творение в своём сердце, произносит Слово, то есть вслух называет своё творение, даёт ему имя-наименование, вдохновляет в то, что он сотворил, смысл, значение, дух, мысль, энергию, то есть – жизнь. Так бог Птах сотворил свет и правду, ум и разум (царя в голове), господство разума, логики, здравого смысла, систему доминирования разума над чувствами и царственность (систему статусного доминирования в сообществе людей), как принцип организации жизни богов и людей (данные из источников Википедии).

Вот пример изречения от имени бога Птаха, Птаха-Татенена, Тота в 647-м речении «Текстов Саркофагов»:
«Я Тот, кто к югу от Моей стены («Моя стена» - южная стена города Мемфиса, местонахождение храма бога Птаха; юг – образ вечности – прим.), повелитель богов, царь небесный, творец душ, правитель обеих земель (неба и земли — прим.), творец душ, дарующий душам венцы, существенность и бытие, Я творец душ и жизнь их в руке Моей, когда Я желаю, Я творю и живут они, ибо Я творящее слово, которое на устах Моих и премудрость, которая в теле Моём, достоинство Моё в руках моих, Я — Господь».

Тексты саркофагов – это коллекция древнеегипетских погребальных заклинаний, высеченных на поверхности саркофагов. Время текстов саркофагов – «Первый переходный период в истории Древнего Египта» - середина XXII — середина XXI века или 2250-2050 гг. до н.э., VII-XI династии.

Причём бог Птах ещё имел такие эпитеты: «Тот, Кто за южной стеной», «Бог по ту сторону творения», «Тот, Кто в вечности», «Бог Сам в Себе», «Творец за пределами Своего творения», то есть по сути безликий, образный, незримый, но всё равно близкий и понятный, потому что имя бога Птаха часто использовалось древними египтянами для наименования своих детей (для придания им божественной сущности, связи с богом). Например, так звали известного древнеегипетского мудреца Птаххотепа.

Если в древнейших первобытных цивилизациях потомков африканских австралопитеков для родовой и родственной связи с миром духов предков использовались специальные амулеты – чуринги (расписные узорчатые камни-галька), то в древних цивилизациях, обладавших уже развитым языком и иероглифической письменностью, имена людей с участием имени бога (богов) использовались одновременно для почитания богов и для приобщения человека к богам. Так создавались не только прозвища-имена людей, а сакральные (священные, тайные, смысловые) имена, а также родовые, племенные и этно-национальные наименования людей.

Таким образом, в системе первобытного мировоззрения первоисточником жизни как таковой был некий мужского рода прародитель или первотворец (праотец) всего сущего на земле, который своими воплощениями в облике богов, птицы ибиса и обезьяны павиана с их влиянием на судьбы людей упорядочил их жизнь, обеспечил их не только пищей, но и знаниями, в первую очередь, жизненным опытом и примером (уроком). Вот из этого образа первотворца и прародителя всего и всех возникло понятное всем и каждому изначальное понятие отцовства, причём отцовства божества, бога-творца, мифического первопредка или героя демиурга.

Конкретно человеческое понятие отцовства, вероятнее всего, возникло гораздо позже, почти в историческое время, потому что в древности в условиях промискуитета, то есть случайных, стихийных или неупорядоченных половых связей практически невозможно было точно установить причинно-следственную связь и факт отцовства конкретного самца с конкретным детёнышем.

Объяснение этому феномену очень простое: между фактом события полового совокупления самца и самки (мужчины и женщины), в результате которого зарождается будущий детёныш, и фактом события рождения этого детёныша проходит минимум 7-8 месяцев (в идеале 9 месяцев). За это время в жизни гоминид, архантропов, палеоантропов, питекантропов, неандертальцев и кроманьонцев происходит масса разнообразных важных, судьбоносных или обычных событий, приключений и совокуплений.

Таким образом, несомненно, долго, очень долго первобытные люди, зная, что без совокупления самцов с самками детёныши не рождаются, не могли точно определить кто отец какого детёныша. До сих пор отцовство неожиданно, внезапно или после развода супругов рождённых детей подвергается сомнению и гарантированно подтверждается только генетической экспертизой…

Кроме этого, с самых древнейших первобытных времён существует и бытует всем известная, немного хулиганская, но истинно верная мужская поговорка: «Наше дело не рожать, сунул, вынул и бежать». Именно по такому принципу жили, действовали, живут и действуют все самцы-мужчины всех времён и весей во всей Ойкумене (обитаемом людьми мире). Поэтому только в парных семьях, в системе моногамных брачных отношений, в жёстких условиях личностного (семейного или родового) выживания, с возникновением первичных прав собственности и наследственности понятие отцовства конкретизируется и становится адресным. «Выжить в суровых условиях жизни могут не все, поэтому выжить, дать потомство, принять моё наследство и продолжить мой род должен мой детёныш, мои детёныши, мой ребёнок, мои дети» – вот архи типичное мышление типичного самца-мужчины…

Одна их причин, почему человекообразные обезьяны с трудом перенимают относительно сложные трудовые или социальные действия заключается в том, что их оперативная, то есть немедленная, событийная, фактическая чувственная память очень коротка, всего 5-10 секунд. Для того, чтобы обезьяны и приматы запомнили что-то сиюминутное нужно, чтобы они не отвлекались на другое в момент события, сконцентрировали своё внимание на этом событии, а самое главное, объединили свои ощущения происходящего события с удовлетворением своих инстинктивных и благоприобретённых потребностей. Лучше всего обезьяны быстро и коротко (на некоторое время, надолго или навсегда) запоминают события связанные с получением пищи, острой или жгучей боли, приятного удовольствия или панического страха. Точно такая же оперативная память доминирует у человеческих детёнышей, детей и подростков (отроков и молодиц в возрасте от 10 до 14 лет).

Дети, особенно современные дети, знают, что совокупление мальчика и девочки может привести к беременности, но когда это произойдёт и произойдёт ли это, они не знают, потому что совокупление ещё не гарантия наступления беременности. Половозрелые самцы и самки человекообразных обезьян и приматов обычно совокупляются с целью получения удовольствия или с желанием зародить детёныша довольно часто, например, в молодом возрасте 1-2 раза в неделю (возможно, чаще). Вероятнее всего, с такой же частотой совокуплялись гоминиды, архантропы, палеоантропы, питекантропы, неандертальцы и кроманьонцы. При этом время совокупления, обычно, не превышает 3-4 минут.

В первобытное время (как и сейчас) первыми предположительными признаками беременности, которые ощущают самки и женщины, были:
- рвота или тошнота (особенно в утренние часы), изменение аппетита и пищевых пристрастий, извращение вкуса (желание употреблять в пищу глину, мел, известь и т.п.);
- функциональные изменения нервной системы: частые смены настроения, плаксивость, головокружение, замкнутость, раздражительность, обострение слуха, обоняния;
- учащённое мочеиспускание;
- нагрубание молочных желёз, их повышенная чувствительность;
- изменение пигментации кожи на лице, в области сосков и околососковых кружков, по белой линии живота;
- появление рубцов (полос) беременности на молочных железах, бёдрах, коже живота;
- метаболические изменения: увеличение живота в объёме (в связи с отложением жира в подкожном слое);
- диспепсия, ощущение тяжести в эпигастральной (подложечной) области.

Все эти первичные признаки беременности ощущаются, прежде всего, самими самками (женщинами) и только многоопытные старшие самцы-ведуны могут заметить их. Остальные самцы, в том числе и вожак стаи, глава гаремной семьи, рода, общины или стада замечают состояние беременности самок только тогда, когда их живот и поведение внешне меняются, это происходит, обычно, через 3-4 месяца (циклов изменения формы луны от новолуния до новолуния) от момента совокупления самки и самца (самцов). За это время может произойти столько судьбоносных, неожиданных и важных событий, что память о них «начисто» стирает ощущения, чувства и память о каком-то случайном совокуплении.

Кстати, лунный месяц – это период времени между одинаковыми фазами Луны – новолуниями и современный «лунный месяц» составляет 29 суток 12 часов 44 минуты и 2,9 секунд. Несомненно, вероятнее всего, первобытные люди издревле знали и вели счёт дням (восходам и заходам солнца) и лунным месяцам, так как эти природные феномены были одинаково ощущаемыми всеми живыми существами на Земле. Также несомненно, что лунные месяцы и дни лунных месяцев в их приметных изменениях форм лунного диска (фаз луны) соотносились первобытными самками, прежде всего, со сроками беременности, вынашивания плода и рождения детёнышей.
Например, дни августа 2021 года н.э. так соотносятся с фазами луны: Убывающая Луна – 1-7 августа; Новолуние – 8 августа; Растущая Луна – 9-21 августа; Полнолуние – 22 августа; Убывающая Луна – 23-31 августа. Дни сентября 2021 года н.э. и фазы Луны: Убывающая Луна – 1-6 сентября; Новолуние – 7 сентября; Растущая Луна – 8-20 сентября; Полнолуние – 21 сентября и Убывающая Луна – 22-30 сентября.
Первобытные самцы (биологические отцы), вероятнее всего, не ощущали себя творцами-отцами «своих» детёнышей. Однако доминирующие самцы хорошо знали, что детёнышей рожали в муках самки-матери их гаремных семей, групп, стай, общин. Вот почему первобытные самцы-мужчины от архантропов древнейших истоков человечества (человечеств) до кроманьонцев Каменного века считались «отцами» всех детёнышей, независимо от их «отцовского авторства». В частности, «духовными отцами» первобытных людей становились памятные образы (духи) зачинателей родов – прапредки рода по мужской линии, прародители; первые вожаки и вожди родов, общин и племён; герои-демиурги, божества и боги.

Конечно, инстинктивно все самцы и мужчины издревле стремятся узнать, кто из родившихся детёнышей является их отпрыском, потому что «зову родной крови» подвержены все – и самки (женщины) и самцы (мужчины). Однако до сих пор самым распространённым, первичным и обычным способом определения «отцовского авторства родившегося детёныша» является внешнее сходство облика, врождённых повадок и характерного поведения детёныша в сравнении с отцовской внешностью, отцовскими повадками и отцовским поведением.

Таким образом, издревле изначально существуют общечеловеческие обычаи и традиции: признания отцовства; признания и объявления детёныша своим, родным, кровным; усыновления или удочерения, а также признания, выбора, назначения или объявления доминирующим самцом, вожаком, вождём, главой семьи, рода, общины или племени своего прямого наследника или наследников.

Несомненно, понятие «отец» получило своё звуковое, словесное и речевое определение позже понятия «мать». Оно изначально было неадресным, не персональным, скорее всего, видовым, например, как понятие «человек». Правда, при этом изначальное первобытное понятие «отец» всегда было и остаётся признаком доминирования, главенствования, начальственности, изначальности.

Первым известным точно словом-определением понятия «отец» было слово «pht;r» праиндоевропейского (праславянского) языка, которое обозначало статус мужчины, его социальное положение, но не биологическую, кровную или отцовскую связь с кем-либо. Конкретно слово-понятие «pht;r» в праиндоевропейском языке обозначало – «находящийся при хозяйстве», управляющий, хозяин. Кстати, в латинском языке, возникшем 3500 лет назад, биологическое отцовство определялось словами-понятиями «parens» и «genitor», а древнее понятие «отец», которому не менее 10 000 лет, так и оставалось в выражениях словом-понятием «pater», что обозначало только социальный статус главы дома, хозяйства («pater familias»).
 
Кстати, впоследствии латинское слово «pater» трансформируется в слово «father», а во французском языке к социально-статусному значению латинского понятия «pater» добавится понятие биологического отцовства и возникнет слово-понятие «pere» - отец-родитель, батюшка, папа, папаша, papa, pr;tre, дед, дедушка, дядюшка, a;eul, papi, tonton, родитель, m;re. Обратите внимание, французское слово «pere» произносится очень кратко – «пеэр» (звук «р» скрадывается при произношении) и созвучно со словом-понятием «пэр», -а, м. – званием представителей высшего слоя дворянства в Англии и (до революции 1848 г.) во Франции, а также лицом, носящим это звание.

В русском языке, который является «стволовым», то есть прямым продолжателем праиндоевропейского (праславянского) языка, синонимов слову-понятию «отец» множество, что свидетельствует о древности и богатстве выражений (понятий) языка. Например, в международной системе измерения частотности лемм (слов языка) русское слово-понятие «отец» имеет частотность применения 484,1 единиц (ipm) и 192 ранг.

Ipm (instances per million words) – это показатель общей частоты (частотности) слов-лемм языка, которая характеризует число употреблений на миллион слов корпуса (базы текстов, например: бытовая речь и фольклор, художественная литература, профессиональные тексты, научные работы и иные тематические подборки текстов). При этом частотность – это показатель частоты встречаемости букв, буквосочетаний, слов, словосочетаний и других элементов в определенном массиве текста и для измерения частотности используют корпусы (базы данных, состоящие из подборок текстов). Частотность сильно зависит от тематики базы текстов, в которой ее измеряют.

Определить суть, сущность, значение и содержательность слова-понятия «отец» помогают 59 синонимов к русскому слову-понятию «отец» с указанием ранга и частотности слова в корпусах речи и текстов (Источник: ЛИТМИР, электронная библиотека, https://sinonim.org/):

1 бог (31) 425.4
2 брат (30) 203
3 род (41) 165.5
4 родитель (23) 160
5 папа (38) 143.4
6 священник (70) 39.7
7 папка (27) 29.7
8 предок (16) 29
9 самец (29) 26.8
10 монах (85) 22.8
11 Святой Отец (14) 22.2239
12 батюшка (26) 18.9
13 старец (15) 16.9
14 основатель (20) 12.1
15 папаша (17) 9.9
16 шнурок (25) 7.5
17 покровитель (41) 7.2
18 папочка (17) 6.6
19 отчим, отчий (40) 5.5
20 родимый, родить (28) 5.4
21 батон (10) 5.3
22 батя (22) 4.6
23 основоположник (11) 4.4
24 батька (21) 4.2
25 тата, тат (13) 4.1
26 благодетель (22) 4
27 па (10) 3.9
28 попечитель (10) 3.3
29 опекун (8) 3.2
30 пахан, паханый, пахать (8) 2.8
31 инок, инока (7) 2.8
32 родоначальник (18) 2.2
33 авва (4) 1.3
34 папаня (24) 1.3
35 папенька (18) 1.2
36 прародитель (10) 1.2
37 зачинатель (14) 0.8
38 тятя (16) 0.7
39 родимый батюшка (3) 0.6453
40 тятька (13) 0.6
41 папуля (13) 0.6
42 батяня, батянить (17) 0.5
43 виновник дней моих (1) 0.02625
44 тятенька (10) – (минус означает исчезающе малую величину частотности употребления слова)
45 кровник (6) -
46 старик-отец (2) -
47 корынец (1) -
48 Праджапати, праджапатить, праджапать (5) -
49 фазер (3) -
50 папундер (6) -
51 черноризец (7) -
52 папашечка (17) -
53 папашенька, папашенький (17) -
54 папанюшка (21) -
55 папусенька (12) -
56 папуся (12) -
57 папуленька (12) -
58 папулечка (12) -
59 Ману (9) мана - .

Дополнительные синонимы к слову-понятию «отец»: отче, тесть, свёкор, братия, возлюбленный, друг, семья, дом, семейство, постриг, монашество, дед, прадед, пращур, пресвитер, святитель, иерей, ктитор, праотец, пророк, Христос, кардинал, прелат, ересиарх, поп, священнослужитель, духовенство, патриарх, любимец, заступник, благотворитель, жертвователь, меценат, господин, толстяк, начальник, дело, адвокат, толкач, палка, полено, пассия, щур, буханка, орляк, зазноба.

Среди этого множества слов-синонимов к слову-понятию «отец» обратите внимание на его древнейшую первобытную форму - тата, тат (13 ранг, частотность в современном русском языке 4.1 ipm, которое созвучно с другим древнейшим словом-понятием «тать» - вор, мошенник, грабитель, похититель. Слово-понятие «тать», связанное с понятиями «тайна, тайное, таю, таить, прятать», происходит от праслав. *tatь, от кот. в числе прочего произошли: др.-русск. тать, ст.-слав. тать (;;;;;;;; Остром., Супр.), сербохорв. та;т (род. п. та;та), словенск. t;t (род. п. tа;tа, tat;). Праслав. основа на -i, родственная др.-ирл. t;id м. «вор» (*t;tis), греч. ;;;;; «лишаю», дор. ;;;;; — то же.

Так вот, соитие или совокупление самца (мужчины) и самки (женщины) – это тоже своего рода тайное, сокрытое, интимное похищение невинности. Соития или совокупления часто сопровождаются обманом, флиртом, обещаниями, посулами, мошенничеством или насилием, то есть преодолением сопротивления, боязни, страха. Первобытные охотники вообще почти всегда действовали как охотники-тати, либо, возвращаясь с добычей с охоты и на радостях овладевая всеми доступными самками-женщина, либо, совершая, как охотники-разбойники, набеги на первобытные соседние стоянки и стойбища и овладевающие тамошними самками-женщинами, как своей охотничьей добычей. Вот почему древнейшие слова-понятия «тат» и «тать» - почти одно и то же…

Так же примечательно количественно-качественное совпадение слова-понятия «отец» со словом-понятием «бог» (первое место в списке, 31-й ранг и 425.4 единиц частотности ipm в русском языке). Очень прочно в генетической врождённой памяти людей сохранено это равенство понятий отец, как «родной, родитель», и бог, как «прародитель, праотец»; недаром того и другого называют «предком». Вот это ключевое понятие «предок» мы и будем использовать в дальнейшем исследовании понятия «отцовства» и слова-понятия «отец».

Дело в том, что, как ни странно, но понятие «отцовство» стало использоваться в научной терминологии и научных исследованиях по психологии только в 80-е годы XX века; до этого всё внимание было материнству, роли материв воспитании ребёнка и детской психологии. При этом никто не оспаривал роли отцов в воспитании и социализации детей (приобщении их к миру взрослых). Традиционно (с первобытных времён) маленькие дети были в ведении матерей и бабушек, а подростки и молодёжь – в ведении отцов, дядек, вожаков, начальников, командиров и вождей-царей.

Так же с изначальных первобытных времён сформировалось традиционное отношение самцов-мужчин к тому, чтобы быть отцом своего детёныша как к своему продолжению в будущем, как к источнику статусной отцовской гордости, радости и удовольствия, а так же как к осознанию и пониманию своей наследственности, продолжения своего рода, дела, миссии. Возможно, истинной причиной вступления самцов-мужчин в брачные отношения с самкой-женщиной заключается в удовлетворении потребности продолжения своего рода, потому что брачные отношения с самкой-женщиной, рождение, содержание и воспитание детёнышей – это испытание, трудная и напряжённая жизнь, полная стрессов, конфликтов, препятствий, опасностей и т.д.

Как правило, все самцы-мужчины с древнейших времён и до сего дня традиционно плохо представляют себя в роли отца и постигают отцовство и искусство быть хорошим отцом только на практике, в жизни, совместной семейной жизни с детьми. Рождение детёныша – это стресс, момент самоопределения самца-мужчины в новом статусе «родителя», переоценка его личных ценностей жизни и жизненных потребностей, создание новых ценностей-потребностей (семейных, родительских), перемена взаимоотношений с женой-подругой на отношения с супругой-матерью детёныша (ребёнка), изменение социального статуса и роли в семье, роде, сообществе родителей, обществе в целом.

Принципиально и характерно различие в понятиях материнства и отцовства – первое естественное, природное, изначальное, врождённое, а второе – приобретаемое, возникающее с момента рождения только своего детёныша-ребёнка. При этом отцовство, как доминирование всего взрослого мужского над всем детским, имеет изначальные первобытные корни. Истоки первобытного понятия «отцовства» – в системе отношений доминирования, властного главенства сильного над слабым, старшего над младшим, начальника над подчинённым. Об этом свидетельствуют приведённые слова-синонимы слову-понятию «отец».

Таким образом, конкретно слово-понятие «отец» (родительское отцовство) является:
- выражением инстинктивной генетически врождённой потребности иметь своих детёнышей (детей);
- системным элементом брака, брачных, семейных, родовых, общественных и статусных отношений;
- длительным процессом физического и психологического возникновения, развития и закрепления;
- проявлением инстинктивных врождённых чувств заботы, ответственности, любви и дружбы к матери детёныша-ребёнка;
- трудным делом, обязанностью, ограничивающей обузой, ответственностью, долгом;
- качественным совершенствованием личности самца-мужчины, достижением нового или особого уровня в системе отношений доминирования;
- обретением или продолжением миссии родоначальника или родопродолжателя, духа предка или предков, семейного божества или бога (легендарного предания).

Автору остаётся только поведать о сакральном, тайном, священном смысле слова-понятия «отец», выраженном в значении звуков-букв его составляющих:

о -  он, оболочка, основа
т -  твердо, утверждённое свыше, уверенно
те - дух,
е -  есть, это, связующий образ, сила
ц -  ци, высшая структура, определяющая что либо, целостность, ценность

Отец – он, оболочка, основа, твёрдо, уверенно утверждённый свыше дух, энергия жизни тела, существования, он есть связующий образ, сила и это (данность) высшей структуры, ци (жизненной энергии, жизни), определяющей целостность, ценность что (чего) либо (всего). Отец – основа утверждённого свыше духа силы, связующий образ определённой, целостной и ценностной высшей структуры жизни, жизненной энергии (ци, цикла рождений и смертей, продолжения жизни, родового бессмертия предков).

Каждый современный мужчина-отец повторяет и продолжает изначальную миссию любого и каждого первобытного самца, гоминида, архантропа, палеоантропа, питекантропа, неандертальца и кроманьонца, своего прапредка, предка и родителя, зарождая в женщине своего будущего детёныша, своего ребёнка, своё дитя, своего наследника, своё продолжение, своё генетическое бессмертие своего духа и человеческий памяти. Вот почему каждый мужчина одновременно потомок своих предков и предок своих потомков.

А вы говорите: «Секс! Секс!»…


Рецензии