Воля к власти. Продолжение

          См. начало:
Воля к власти.http ://proza.ru/2021/08/17/1177.
О сходстве нацистского и советского проектов.http://proza.ru/2021/08/15/931

     Ницше был непримиримым и яростным противником идей социалистического-коммунистического толка, как, впрочем. и вообще «демократических ценностей» (кстати, понятием «ценности», а также прогнозом, что войны будущего – это войны за ценности, мы обязаны ему же). Его философия  - «жизни», «воли к власти»,  «сверхчеловека», как её ни называй, предельно индивидуалистична и элитарно- аристократична (не в социальном, а в сущностно-человеческом смысле, хотя правда и то, что равнодушие Ницше к социальным вопросам имеет явный оттенок аристократичного высокомерия). Однако в одном пункте он все-таки сошёлся с классиками марксизма и их последователями.  Как и они, Ницше был убеждён в том, что человечество вступает в управляемый период своей истории. Даже больше – классики марксизма утверждали, что всё прошлое человечество – это на самом деле ещё не история, а пред-история. Подлинная история человечества начнётся тогда, когда человек, познав  её законы,  будет действовать на основании этого познания, т.е. сознательно как историческое существо. Эта же посылка – переход от бессознательной истории к сознательной -  намеренной, контролируемой и управляемой, лежала в основе философии Ницше. Его "сверхчеловек" - это человек, который достиг своей сущности, как именно исторического существа. Жизнь, протекая через человека, приобретает в нём форму истории, а в истории человек изменяется сам и изменяет саму жизнь. Согласно Ницше воля к власти, сущность жизни, её основная сила, действовала в человеке с момента его появления, с момента формирования в нём сознания. Но действовала, будучи  непознанной, и только сверхчеловек, постигнув её сущность, овладевает этой силой жизни и силой истории как своей собственной человеческой силой.
      Повторюсь - и классиков марксизма, и оппонирующего им Ницше объединяло понимание (уходящее, конечно,  корнями в историю философии Г.Гегеля), что человечество вступает в переломный момент своего существования, когда оно может взять под свой контроль свою судьбу. И ни упомянутые классики, ни Ницше не ошиблись. Во всяком случае, в том отношении, что 20-е столетие было отмечено «полномасштабными»  человеческими проектами, предполагающими и переустройство мира, и переустройство самого человека. Прогноз Ницше оправдался – полный прорыв воли к власти состоялся через человека 20-го века.
       Здесь пора сделать существенную оговорку. Необходимой предпосылкой этого прорыва, по Ницше, было осознание факта, что «Бог умер», что вера человека в Бога безвозвратно утрачена, и соответственно христианской религией утрачена её былая деятельная сила.  Поэтому человек (европейский) больше не может устраивать свои дела так, как будто ничего не произошло, так, как будто он по-прежнему исполнен веры в Бога. Это – ложь. Хотя, конечно, и сам «Бог», по Ницше, – это мистификация. Она была порождена волей к власти в её самопротиворечивом  виде реактивной силы, действовавшей на протяжении всей предшествующей европейской истории. Что и привело, в конечном итоге, к "смерти Бога" - мистификация раскрыта со всеми вытекающими отсюда последствиями для веры. Как уже говорилось, вся система идей и весь  пафос ницшевской философии сконцентрирован вокруг утверждения – есть только человек, стоящий перед лицом им же самим творимого будущего. Человек, преисполненный волей к власти (сверхчеловек).
      Аналогичными во многом были и марксистские  представления, хотя и базировавшиеся на принципиальной иной системе аргументации (социальный сущность человека, классовый подход и т.п.. )Вера в Бога соткана из человеческой слабости, прежде всего, слабости угнетённых эксплуатируемых классов, отчуждённых  от человеческой сущности. Человек в марксистском понимании тоже  – атеист по определению. Сбросивший ярмо социальной эксплуатации пролетарий возвращает себе свою человеческую сущность, а вместе с ней возвращает человеку вообще его подлинную творческую силу  - силу творца самого себя и своего будущего. 
       Как здесь не вспомнить завязку романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» - беседу Воланда с Берлиозом и Бездомным по поводу возможности человека знать своё будущее и управлять им!
                Продолжение следует. 


Рецензии