ХР Смысл и значение понятия птица

ХР. 2.7.83.52. Смысл и значение понятия «птица».

Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 83.2. Первобытное словообразование. Смысл и значение понятия «птица».

Иллюстрация из открытой сети Интернет: Картина московского художника Андрея Алексеевича Шишкина, 1960 года рождения. Птица Сва-Слава — Великая Мать Слава, покровительница земель Русских, прародительница всех Родов Русских; ипостась Лады, Великой Небесной Матери. Посланница Бога Вышня. Родилась из золотого яйца, снесённого Мировой Уточкой. Покровительница Руси. Слава. Дух реки Славы (Волго-Дона). Часто принимает образ вещей птицы Гамаюн. В Индии она птица Матаришван. Изображалась в защитной броне, с крылом в виде щита. Её сила заключена в магическом слове, которым она вдохновляет воинов и сама набрасывается на врага, бьет крыльями и разит клювом. «Птица Матерь Сва ... это Огонь Веры, суть само Ведическое Знание». Птица Гамаюн – сказочная райская (ирийская) птица; вещая птица, ведающая людям божественные песни, веды (правду, знания, истины) и предвещающая будущее тем, кто умеет слышать сакральное, священное, тайное, истинное.


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
46 000 до н.э.

Земля. Евразия. Межледниковье. Похолодание климата. Уровень мирового океана. 46 000 до н.э.

Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Продолжение Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II С (Перигор VIII)» (46 500-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана ниже современного уровня на 65 метров.

Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Смысл и значение понятия «птица». 46 000 до н.э.

46. птица (зверь, летающий в небе)

Вот уж кого-кого, а птиц человекообразные обезьяны, человекоподобные приматы, гоминиды, архантропы, палеоантропы, питекантропы, неандертальцы и кроманьонцы, в том числе современные люди повидали на своём общечеловеческом веку великое множество. Пожалуй, ни одно из животных природы не было так на виду и так привычно для первобытных людей, как птицы. Поэтому этих зверей, летающих по воздуху и в небе, им представлять не надо было.

Птицы летали повсюду каждый день, каждый час, утром и вечером, днём и ночью. Они кричали, свистели, верещали, ухали, пели, издавали звуки и трели, порхали, парили, взлетали и садились, летали в одиночку, парами и стаями, прыгали с ветки на ветку деревьев и чинно шагали или скакали по земле и на мелководье. Часть птиц плавали по воде, ныряли, взлетали с воды и садились с лёту на воду.

Все птицы по-разному строили свои гнёзда, откладывали яйца, выращивали своих птенцов, «ставили их на крыло» и улетали куда-то в другие страны и места на зимовку или кормёжку. У птиц тоже были свои проблемы, но они имели явное преимущество перед всеми другими животными и людьми – они умели и могли хорошо летать. (По крайней мере, летали те птицы, которые были известны первобытным обитателям Ойкумены – обитаемого людьми мира).

Если на какое-то время люди могли задерживать дыхание, нырять в воду и плавать под водой как рыбы, то летать они могли только как брошенный камень или палка – по невысокой дуге во время бега или прыжка, или отвесно вниз как при падении. Вот почему птицы с их возможностью свободного полёта по воздуху и небу всегда и во все времена вызывали у людей чувства восхищения, зависти и мечтаний о полёте.

Катерина. Отчего люди не летают!
Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.
Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?

Монолог Катерины из пьесы «Гроза» Островского. «Отчего люди не летают!..». Действие первое. Явление седьмое. Источник: Сайт: «Мир русской литературы». https://www.literaturus.ru/.

Несомненно, птицы изначально и издревле были неотъемлемой частью и элементом жизни и жизнедеятельности самых первых гоминид, архантропов, палеоантропов, питекантропов, неандертальцев и кроманьонцев. Сами птицы, мясо птицы, птичьи гнёзда и яйца, птенцы птиц, птичьи перья – всё это было востребовано первобытными людьми, обеспечивало им жизнь, благополучие и выживание в окружающей среде и мире.

Птицы показали своим примером первобытным людям, как надо строить гнёзда на развилках ветвей деревьев. Птицы ибисы показали первобытным людям, как надо исследовать мелководье и добывать всякую водную живность. Они подсказали, как расщепить конец обычной ветки-палки надвое наподобие клюва ибиса, чтобы наколотая живность не спадала и не соскальзывала с острого конца палки. Беззащитные птицы фактичекски жертвенно «подарили» первобытным людям свои яйца и птенцов в пищу, практически спасая их от голода. Птицы своим тревожным клёкотом и спасительным вспархиванием не раз и не два предупреждали и спасали первобытных людей о нападении хищников или врагов. Птицы фактически помогали первобытным людям видеть и знать, где находится раненное или павшее животное, где много рыбы или иной пищи. Наконец, сами птицы, попавшие в силки, сети и ловушки, птичье мясо, добытое первобытными людьми на охоте, были, возможно, самыми доступными и необходимыми средствами жизнеобеспечения и выживания людей. Вот почему издревле первобытные люди всех времён и весей уважали, любили и боготворили птиц, желали быть такими, как птицы…

Несомненно, первобытные люди всех времён, рас и народов хорошо знали птиц, знали их повадки, видели их, наблюдали за ними, исследовали их внутренности, использовали их перья, крылья и яичную скорлупу. Поэтому изначально они знали, что птицы – это группа теплокровных яйцекладущих позвоночных животных с телами, покрытыми перьями. Они знали, что птицы способны к полёту в воздухе посредством взмахов передними конечностями-крыльями, что птицы имеют пустотелые трубчатые кости скелета, зоркие глаза и крепкие острые клювы.

Первобытные люди, несомненно, знали, видели и понимали, что птицы регулярно совершают сезонные перелёты из одних мест в другие, ведут кочевой образ жизни, постоянно перемещаются в пределах обитаемой ими территории. Они видели, что птицы взаимодействуют группами и стаями, что они образуют семейные пары, строят гнёзда, откладывают яйца, греют их своими телами, а потом кормят вылупившихся из яиц птенцов, кормят и оберегают их, учат самостоятельно питаться и летать, а потом все вместе улетают куда-то, но всегда возвращаются на родину, чтобы опять построить гнёзда, отложить яйца и вырастить новое потомство.

Очень вероятно, что среди самых ранних первобытных людей были особи, которые внимательно наблюдали за птицами, вольно, специально или естественно бессознательно брали пример с птиц, повторяли их действия, приёмы, повадки, потому что видели, что они помогают благополучно жить и выживать. Например, дружные стаи птиц устраивают свои гнездования совместно, колониями, что помогает им защищать своих птенцов, а также, громко кликая» совместно нападают на своих врагов-хищников. Возможно, приёмы тревожного поведения и предупреждающие клики птиц подсказали первобытным людям, как надо сигнализировать об опасности, как надо шуметь при загонной или облавной охоте. Несомненно, птицы практически «научили» первобытных людей, как надо переплетать гибкие веточки, чтобы строить из них «корзинки» гнёзд. Из этих «птичьих технологий» возникнут первобытные плетни, циновки, корзины, сети и ткани.

Птицы обитают во всех природных зонах Земли, даже в Антарктиде. Сейчас науке известно 10 806 видов птиц (19 990 подвидов), а также 158 видов птиц, которые вымерли после 1500 года по вине людей. На территории Евразии (бывшего СССР) обитает 789 видов птиц. Птицы, как и рыбы в Мировом океане, являются важнейшим возобновляемым естественным образом природным ресурсом жизнеобеспечения человечества. Некоторые виды птиц стали синантропными, то есть сопутствующими в жизни человеку и были им приручены и одомашнены.

Таким образом, человек и птицы всегда, во все времена и во всех местах его обитания сопутствовали человеку, были его современниками, учителями и сотоварищами, а также конкурентами и соперниками, а иногда противниками и врагами (хищные птицы). Вот почему, несомненно, птицы, в том числе конкретные виды птиц, так же, как рыбы и наземные животные, имели свои видовые наименования и конкретные индивидуальные имена или прозвища.

Слово-понятие «птица» (птицы) в русском языке происходит от праславянского слова *ръtica, которое в свою очередь производится от краткого слова – *ръtа (птаха, птенец). При этом корневое звукосочетание, обозначающее в праиндоевропейском языке понятие «птица» имеет форму: *H;ewi- (им.п. *H;ewi-s, род.п. *H;wei-s) – «птица»: латинский язык - avis, авестийский - v;;, санскрит - vis, армянский - hav, валлийский - hwyad, греческий - aetos, литовский - vi;ta, латышский - vista, умбрийский - avif, ирландский - > aoi.

Таким образом, очевидно, что слово «птица» произошло в православянском языке самостоятельно, исходя из чего-то того, что было на слуху и на виду кроманьонцев 13 000-8000 лет до н.э. Корневое слово *ръtа произносится по-русски кратко – пта.

Сакральное значение звуков-букв, из которых составлено слово «пта»:

п -  покой, защита
т -  твердо, утверждённое свыше, уверенно
а -  ас, совершенный человек, начало

Пта – спокойно, защищённо, твёрдо, уверенно утверждённый свыше совершенный человек, начало (всех и всего), ас, аз есмь.

Сначала может показаться, что автор «притянул» и «сшил белыми нитками» аргументацию первичного сакрального, то есть скрытого, тайного происхождения слова-понятия «пта» (птица). Однако не торопитесь опровергать автора. Посмотрите, что будет…

Корень «пта» является основой имени Птах или Пта, одного из имён Бога-Творца в древнеегипетской религиозной традиции. (Здесь и далее данные из источников Википедии).

Птах, или Пта (егип. Pt; - «скульптор») – древнеегипетский бог, творец мира и бог мёртвых, бог правды и порядка, Имя Птах (Пта) сочеталось с именами «Татенен», «Сокар» и «Осирис». Как «Птах-Татенен» – это был «отец богов, творец людей, бывший изначала, создавший небо, основавший землю, море, бездну и дыхания». Как «Птах-Сокар-Осирис» он был главным образом богом преисподней и изображался в форме мумии с открытой головой и жезлом в руках, стоящей на иероглифе правды. У древних греков Птах назывался Гефестом, как демиург и создатель форм. Птах изображался в виде обёрнутой белым льном мужской мумии, держащей в руках посох «уас», с зелёной или жёлтой кожей и синим головным убором (все эти элементы были символами и имели сакральное значение).

Согласно древним преданиям (источник: «Памятник мемфисской теологии»), Птах — это демиург, бог-творец, создавший первых восемь богов (первичных качеств творения, или проявлений Своей божественной сущности), составлявших четыре пары: Нун и Наунет (бездна); Хух и Хухет (неисчислимость, обнимающая всё, бесконечность); Кук и Кукет (тьма, также обладающая потенциями творения); Амон и Амонет (безвидность, отсутствие определённого образа). От Птаха произошли Свет и Правда, также Птах — создатель царства (царственности как принципа организации жизни в природе и социуме).

Культ Птаха был распространён в Древнем Египте, Нубии, Палестине и на Синае (на Ближнем Востоке). При этом автор напоминает, что мужской бог Татенен – «поднимающаяся земля», рождённая из первозданных вод Нуна; демиург, бог земли и времени; лат. - Tatenen, Ta-tenen, Tatjenen, Tathenen, Tanen, Tenen, Tanenu, Tanuu отождествлялся с богом Птахом (Птах-Тотенен) и был воплощением первичного образа «всеобщего отца», создателя-творца всего сущего на земле, первородителя, прародителя, пра- прапредка всех богов, героев и людей, источником слова-понятия «та», «тата» - отец.

Обратите внимание на конструктивную фонетическую общность слова-понятия «пта-» и понятия «пра-«, которым общепризнанно обозначаются всё прародительское, предковое, чрезвычайно давнее, а также на суть, смысл и содержание слова-понятия «прах», при замене звука-буквы «т» на «р». Прах – это многозначный термин. Прах может означать: пыль; то, во что всё превращается после смерти, разрушения; истлевший труп или пепел человека.

А теперь, обратите внимание на древнеегипетское изображение бога Птаха: мужская фигура с лицом жёлтого или зелёного цвета (цвет кожи умершего человека, трупа), завёрнутая в белый льняной саван в форме мумии, с посохом «уас» в руке – символом силы и власти (копьё, палица, палка с раздвоенным концом, как клюв птицы ибис и навершием в виде головы животного – трубкозуба) и открытой головой, без высокой шапки с перьями, но в синем парике (или синими волосами).

В 647 речении «Текстов Саркофагов» содержится речение от имени Птаха: «Я Тот, Кто к югу от Моей стены, повелитель богов, царь небесный, творец душ, правитель обеих земель (неба и земли — прим.), творец душ, дарующий душам венцы, существенность и бытие, Я творец душ и жизнь их в руке Моей, когда Я желаю, Я творю и живут они, ибо Я творящее слово, которое на устах Моих и премудрость, которая в теле Моём, достоинство Моё в руках моих, Я — Господь».

Таким образом, Птах — это бог «по ту сторону творения», «Тот, Кто в вечности», «Бог Сам в Себе», «Творец за пределами Своего творения», «Свет и Правда мира», «Царь мира и Созидатель всего и вся», одновременно «Отец и Сын, начало и конец, альфа и омега совершенного человека», «Самовластный Невыразимый Бог», «Богочеловек». Кто же это? Кто может быть таким существом? Кто может быть одновременно богом и человеком? Кто может одновременно сочетать в себе прошлое, настоящее и будущее? Кто может быть одновременно предком и потомком? Догадались?..

Конечно, это птенец. Птаха. Маленький, беззащитный и беспомощный, вылупившийся из яйца птенчик. Детёныш. Ребёнок. Сын или дочь. Они одновременно являются носителями генов, генетической и врождённой памяти давно умерших предков и созидателями новых генов, новой памяти, новой жизни своих потомков. Вот почему изначально, издревле и априори (без приоритетов), то есть истинно, все детёныши, независимо от их животного или человеческого происхождения, являются божественными существами, а человеческие детёныши – богочеловеками.

Первая и характерная примета и отличие любого птенца, детёныша, ребёнка в том, что они все – маленькие, крохотные, небольшие по размеру, по облику и по значению. Недаром в русском языке существуют родственные, но всё же, отдельные слова-понятия: «дитё» (со значением «ребёнок» с первого года жизни) и «детёныш» (со значением «младенец» до первого года жизни).

Поэтому имя «Птах» - это имя взрослого богочеловека, бога – улетевшего в вечность существа, а «птаха» - это название маленького живого существа, который также разнится как человеческий детёныш-дитя на «птенчика» (со значением только что вылупившегося из яйца) и «птенца» (со значением не оперившейся ещё птицы). Вот почему возникло, развилось, окрепло и стало традицией давать потомству прародительские, прародовые имена-прозвища, приобщая и подчёркивая генетическую, врождённую, наследственную физическую и духовно-энергетическую связь и, родство и единство с богами, божественными сущностями, с духами и памятью предков, первопредков, прародителей.

Вот почему, например, верховные жрецы бога Птаха (Пта), обладавшие высшим статусом и титулом среди всех остальных жрецов древнеегипетского бога Птаха – «Верховный руководитель мастеров» (или ремесленников) Мемфиса, носили имена:
- Птахдуауу – Верховный жрец духа Пта, Глава ремесленников Храма Пта Белой Стены. Начало XXV века до н.э. (при фараоне Микерине);
- Птахшепсес I («Птах благородный») – Глава ремесленников в Двойном Доме Великого Храма Пта, Жрец Ра — воплощённого «Хора на горизонте» (Хор-эм-акхет). 1-я пол. XXV века до н.э. (при фараоне Шепсескафе);
- Птахшепсес II («Птах благородный»). 1-я пол. XXV в. до н.э. (при Усеркафе — Сахура);
- Птахшепсес III («Птах благородный») кон. XXV-1-я пол. XXIV века до н.э. (предп. при Ниусерра — Менкаухоре);
- Птахшепсес IV («Птах благородный»). Конец XXIV века до н.э. (при царе Тети);
- Птахшепсес V Импи («Птах благородный»). XXIII век до н.э. (в конце VI династии);
- Птахемхеб. Ммежду ок. 2046 и 1959 до н.э. (при Ментухотепе II);
- Птахемхат I. Между кон. XVII и кон. XVI до н.э.;
- Птахемред. 4-я четв. XVI до н.э., при Джосер-ка-Ра (Аменхотепе I);
- Птахмос I. 2-я четв. XV до н.э., при Хатшепсут и Мен-хепер-Ра (Тутмосе III) «Наследный князь и правитель, носитель печати царя Нижнего Египта, великий жрец Пта». Префект Мемфиса, казначей царя, визирь Нижнего Египта;
- Птахмос II. Нач. XIV до н. э., при царях Аа-хеперу-Ра (Аменхотепе II) и Мен-хеперу-Ра (Тутмосе IV). Сын Тутмоса (Джехутимеса) I, визиря царя Мен-хеперу-Ра (Тутмоса IV), и Тауи. Брат Мериптаха, управляющего храма Неб-Маат-Ра. «Глаза царя в Верхнем Египте и уши царя в Нижнем Египте». «Тот, кто в Двойном Доме». Глава пророков Верхнего и Нижнего Египта. Префект Мемфиса, казначей царя.
- Птахмос III. 1-я пол. XIV до н.э., при царе Ниб-маат-Ра (Аменхотепе III). Сын Менхепера. Дети: Тутмос (Джехутимес) II, визирь царя Ниб-маат-Ра (Аменхотепа III);
- Пахемнетжер I. 1-я пол. XIV до н.э., при царе Ниб-маат-Ра (Аменхотепе III). Сын Птахмоса;
- Птахемхат II Ти. 2-я пол. XIV до н.э., при царе Неб-хеперу-Ра (Тутанхамоне) и/или Хепер-хеперу-Ра (Эйе). Казначей царя. «Глаза царя в Верхнем Египте и уши царя в Нижнем Египте». Сын жреца Птаха Хори. Дети: Саи, жрец храма Бастет;
- Мериптах («Любящий Пта»). Кон. XIV до н. э., при царе Хепер-хеперу-Ра (Эйе) и/или Джосер-хеперу-Ра Сетепен-Ра (Хоремхебе) «Благородный». «Глаза царя в Верхнем Египте и уши царя в Нижнем Египте». Префект Мемфиса, казначей царя, глава царской судебной коллегии 30-ти;
- Птахемхат III. Верховный жрец при фараоне Рамсесе III. Крайний Верховный жрец, носивший имя с упоминанием бога Птаха. Усермаатр Мериамун Рамсес III (Рамсес или Рамсес) – второй фараон Двадцатой династии в Древнем Египте. Считается, что он правил с 1186 по 1155 год до н.э. и был «последним великим монархом Нового царства, обладавшим какой-либо существенной властью над Египтом». (Все данные из источников Википедии).

Таким образом, несомненно, в основе слова-понятия «птица», как представителя летающих существ, парящих в небе – обиталище духов-душ умерших предков и людей – находится фонема-лексема-морфема «пта» или «пт» - покой (и) защита, твердо (и) уверенно утверждённые свыше. (Морфема (греч. «morphe» – форма) – это образ, грамматический вид и лексическое смысловое значение корневого слова-понятия).

В контексте данной главы представлены слова-понятия русского языка, начинающиеся на морфему (корень) «пт» (исключая современные производственно-технические и технологические слова): птиц, птаха, птица, пташка, птенец, птицам, птицах, птичий, птичка, птенцов, птенцом, птенчик, птицами, птицеед, птичник, пташечка, птицевод, птицелов, птичница, птенцовый, птерозавр, птеранодон, птиценожка, птеродактиль, птицеобразный, птицеподобный, птичка-невеличка.

Крайнее слово-понятие «птичка-невеличка» характерно для изначального определения понятия «птица», как маленького, небольшого, невеликого, но невероятно юркого, быстрого, трудно ловимого существа. Кстати, точно так же, как со словом-понятием рыба, которую так же трудно словить руками, острогой или на рыболовную снасть, изначальное древнее праиндоевропейское слово-понятие *H;ewi- – «птица» не произносилось праславянами из-за суеверной боязни помешать охоте и ловле птиц, потревожить их дух.

Отсюда древняя традиция не произносить «всуе», то есть в бытовой суете, в быту, в обыденной жизни, между делом, имена бога (богов), херувимов и падшего ангела, а также умерших предков, родных, близких и вообще – людей. Недаром существует общепринятое правило-табу: «О мёртвых либо хорошо, либо ничего, кроме правды» (изречение древнегреческого политика и поэта Хилона из Спарты (VI в. до н.э.), приведённое историком Диогеном Лаэртским (III в. н.э.) в его сочинении «Жизнь, учение и мнения прославленных философов»).

А теперь о главном, что первобытные люди всех времён, весей, рас и народов соотносили с птицами – о душе. Дело в том, что огонь и дым от костра, жертвенного костра, вместе с духом и запахом приготовляемой вкусной пищи, устремляется всегда кверху, в небо, туда, где летают свободные птицы – порхают весело воробьи и синицы, стремительно чиркают по голубому небу стрижи и ласточки, величаво машут крылами журавли, аисты и гуси-лебеди, а ещё выше, в безбрежной глубине небесного океана, среди глыб белых облаков-гор, распластали свои огромные крылья соколы, беркуты и орлы. Вот почему птицы являются символами дневного неба, голубого царства небесного, духа-души, превращения земного человека в небесное духовное существо, которое обретает божественное бессмертие в ночных звёздах и созвездиях.

Именно птицы, а не какие-то иные животные, стали символами и носителями образов духов, ангелов, сверхъестественных сил, души, мысли, мечты, сказочной фантазии. Несомненно, в определённом детском возрасте люди мечтают и видят во сне, как они летают как птицы. Причём эти полёты во сне кажутся им вполне реальными, детальными, «всамделишными».

Незакрытые отверстия в покрытиях первобытных жилищ для выхода дыма от костра и очагов, позже специальные отверстия-окошки в стенах и крышах землянок и домов первобытных людей воспринимались как «окна для души». В европейских деревенских домах тоже устраивали в родительских спальнях маленькие окошки, которые открывались тогда, когда кто-то умирает, чтобы душа умершего могла через это окошко улететь на небо.

Традиционно считается, что душа умершего человека мается в грудной клетке, ищет выход на свободу, стремится занять своё место в царстве небесном и в момент смерти порхает, как птица в клетке. Также давно замечено, что душа умершего человека в виде стремительной, но дружелюбной птички, прежде чем окончательно улететь на небо, возвращается и навещает родной дом, родных и близких после смерти.

Автор этой книги сам был прямым свидетелем такого чудесного события. Вскоре после ухода его мамы ранним утром 25 мая 2005 года, в тот момент, когда он наводил порядок в комнатах родительского дома, убирался и наводил в доме чистоту и порядок, так любимый его мамой, в открытую форточку стремительно залетела ярко цветная синица и уселась на створку рамы окна. Она бойко вертела головой, наклоняла головку набок и совершенно не боялась того, что говорил ей автор этой книги. Только после того, как он робко спросил синичку: «Мама, это ты?», она вспорхнула с места, разом облетала всю комнату и выпорхнула в форточку…

Издревле считается, что птичьи перья также обладают чудесной магической силой, поэтому даже одно перо часто заменяет всю птицу, представляет её образ, дух и значение. Например, лебяжий пух и перо являются незаменимым средством для создания необычайно мягких, пышных и чудесным перьевых подушек и перин для сна. Яркие и статусные перья страусов, павлинов, соколов, орлов и других знаковых птиц используется не только для украшения, но и как символы статности, геройства, мужества, благородства. Северные и южные американские индейцы часто имеют имена собственные с добавлением названий птиц.

В культуре человеческой цивилизации очень много священных птиц, ставших либо спутниками божеств, либо сами являющиеся духами-божествами. Например, птица ибис является воплощением древнеегипетского бога Тота; белый голубь – Иисуса Христа и Духа Святого; праславянская священная птица Сирин поёт чарующие веды-сказания; легендарная птица Феникс – предчувствуя свою скорую смерть, сжигает себя в своём гнезде, чтобы возродиться вновь из пепла в виде птенца; Синяя птица-горлица является символом и воплощением счастья, злато-серебряная Жар Птица – света и озарения, аист приносит к роженице души младенцев, а журавль в небе – символ недосягаемого богатства…

Автор ещё поведает множество верований, суеверий, примет, пословиц и поговорок, знаков и символов,  связанных с птицами, а пока вернёмся к истокам происхождения, сути, значения, смысла и содержания слова-понятия «птица».

Согласно Энциклопедии Энциклопедия знаков и символов (Источник: http://www.symbolarium.ru/index.php/Птицы) птица представляют:
• божество, создателя, творца, демиурга;
• космологический верх, небо, Солнце, солнечное божество;
• воздух (элемент воздуха), ветер, облака, тучи, грозу, гром, огонь небесный (молнию);
• божественного посла (посланника, вестника), (возможность) общения с богами, связь с небом, способность достичь небес;
• дух, душу, духов (неба, воздуха, мёртвых)
• психопомп, проводника (переносчика) душ;
• непреходящее, бессмертие;
• женскую основу, родительскую заботу, ребёнка (всех или отдельных детёнышей);
• рост, жизнь, плодородие, изобилие;
• мысль, воображение, вдохновение, вхождение в высшее состояние сознания, быстроту духовных процессов и связей;
• мудрость, божественное знание, пророчество, предсказание;
• скорость, быстроту, стремительность, свободу, лёгкость (воздушность), полёт;
• высоту вообще, высоту духа, подъём, восхождение;
• желание, стремление освободиться, мечту о полёте;
• зрелище, радость, приятность, счастье, чистоту;
• время;
• безумство, измену, ад;
• единение духа и материи, символ бога солнца — птицу на столбе (петуха на спице);
• магические, сверхъестественные силы, связанные с богами и героями — стаи птиц.

Проверим, насколько коррелируют (взаимно обуславливают) эти значения из Энциклопедии знаков и символов с сакральным значением звуков и букв, входящих в слово-понятие «птица»…

Птица
п -  покой, защита
т -  твердо, утверждённое свыше, уверенно
и -  союз, равновесие, единство
ц -  ци, высшая структура определяющая что либо, целостность
а -  ас, совершенный человек, начало

Птица - спокойно, защищённо, твёрдо (и) уверенно установленный свыше союз, равновесие (и) единство высшей, определяющей что либо целостности (энергии жизни) «ци» начального совершенного человека
(которым, как известно, является новорождённый младенец, детёныш, птенец, - чистый и совершенный как бог, как альфа и омега, как одновременно предок и потомок, который реально родился, существует, живёт, есть, который «аз есмь»).

Таким образом, праславянское (русское) слово-понятие «птица» - это духовное слово-образ, слово-дух, слово-душа, отличное от праиндоевропейского слова-термина *H;ewi (ави), объясняющего только физическую суть «зверя, летающего в небе». Почему зверя?

Потому что птицы «в натуре», в жизни, в физическом взаимодействии друг с другом, с жертвами и с хищниками, с друзьями и врагами, как и любые другие животные и звери (как и люди), могут быть разными, в том числе хищными, злыми, хитрыми, коварными, жестокими и беспощадными…


Рецензии