Блок. Усталость. Прочтение

.                Александр Блок
  .          .           том II
      « Р а з н ы е      с т и х о т в о р е н и я »

69.«Усталость»







                У С Т А Л О С Т Ь

                Кому назначен темный жребий,
                Над тем не властен хоровод.
                Он, как звезда, утонет в небе,
                И новая звезда взойдет.

                И краток путь средь долгой ночи,
                Друзья, близка ночная твердь!
                И даже рифмы нет короче
                Глухой, крылатой рифмы: смерть.

                И есть ланит живая алость,
                Печаль свиданий и разлук...
                Но есть паденье, и усталость,
                И торжество предсмертных мук.
                14 февраля 1907



 



А.А. Блок.  «Полное собрание сочинений и писем в двадцати томах» . ДРУГИЕ РЕДАКЦИИ И ВАРИАНТЫ:

«
            Заглавие –  отсутствует
            Эпиграф  – Noli me tangere, Maria
 »

Википедия:
     «Не прикасайся ко Мне (лат. Noli me tangere, греч. ;; ;;; ;;;;;) — евангельский сюжет, описывающий первое после Воскресения явление Христа Марии Магдалине, которая, таким образом, первая увидела воскресшего Спасителя. Он же сказал ей: «не прикасайся ко Мне, ибо Я ещё не восшёл к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин. 20:11—17).»

     Напомню, что эпиграф у Блока – это не разъяснения текста, а ссылка на сценку, разъясняющую текст – чаще всего на сценку, непосредственно предшествую ему.
     Исходя из этого, текст читается так: Герой, закончив предыдущий круг, оглядывается на весь этот “хоровод”, который крутился вокруг него: какие-то женщины, какие-то ученики… Он вздыхает, глядя на Магдалину – скорее с отрешенностью, чем с усталостью, с ещё острой памятью о прошедших мучениях:

                …есть ланит живая алость,
                Печаль свиданий и разлук...
                Но есть паденье, и усталость,
                И торжество предсмертных мук.

     Что ж, здесь, внизу, всё закончено, он отсюда уходит. И всё-таки, как же он устал от всего этого, от всех них… И с некоторым изумление констатирует: “небо”, “смерть”, как всё это, оказывается, просто:

                … краток путь средь долгой ночи,
                Друзья, близка ночная твердь!

     Но на такое лобовое сравнение своего героя (себя, то есть) с Христом автор не решился и убрал эпиграф.

*

Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «

      - «Кому назначен темный жребий ... - Реминисценция из стих. "Я в дольний мир вошла, как в ложу ... " (1 янв. 1907 г.): "Темный жребий вам назначен". Мотив "темного жребия" связывает стихотворение с кругом поэтических текстов Блока, навеянных образом Н.Н. Волоховой.
        [
        Христос после своего воскресения, в новой жизни - уже не человека, а Бога первой встречает Марию... (Хм... а персонаж книг Блока с именем Мария (Мэри) - может быть отсылкой не к Деве Марии, а к Марии Магдалине?..) встречает Марию Магдалину, и Блок встретив Волохову (Из воспоминаний Веригиной: «Блок принял второе крещение и как бы преобразился, но теперь он и Н. Н. Волохову обрек на снежность, на вневременность, на отчуждение от всего жизненного. Он рвал всякую связь ее с людьми и землею, говорил, что она «явилась», а не просто родилась, как все, явилась, как комета, как падучая звезда. «Вы звезда, ваше имя Мария», — говорил он») после своего "служения", после своей любви, после Л.Д. встречает её в своей новой жизни. 
]
     - «... Над тем не властен хоровод. - Образ хоровода был связан для Блока во времянаписания стихотворения с идеями соборного, "дионисийского" творчества, которые развивались в кругу Вяч. Иванова (стихотворение было опубликовано в альманахе "Цветник Ор", фактическим редактором которого был Иванов). О том, что в сознании Блока тема хоровода сопрягалась с "дионисийской" проблематикой, свидетельствуют и наброски неосуществленного драматургического замысла "Дионис Гиперборейский" (декабрь 1906); ср. реплику Деда: "Кто это пляшет передо мною? Какой юный! Дитя мое, с кем ты водишь хоровод?" (ЗК. С. 90)
     Полемический смысл слов Блока проясняется и в сопоставлении с "программным" стих. С.М. Городецкого "Беспредельна даль поляны ... " (посвященного Вячеславу Иванову):

     В хороводы, в хороводы,
     О, соборуйтесь, народы,
     Звезды, звери, горы, воды!
     Вздымем голос хороводный
     И осеем свод бесплодный
     Цветом радости народной.
           (Городецкий С. Ярь. Стихи лирические и лира-эпические. СПб., 1907. С. 119)
»


Рецензии