Об иконах, святых угодниках и покойниках

От еретиков, различного рода сектантов и не очень образованных людей часто можно услышать следующие упреки в адрес  Православной Церкви:
1. Молимся на «деревяшки».
2. Молитвы святым угодникам=идолопоклонство и многобожие.
3. Общаемся с умершими=духами=бесами и справляем по ним заупокойные службы.

В Православной Церкви нет правила молиться на какие-либо материальные объекты, каковыми являются, в том числе, иконы. Если очень хочется, молитесь в пространство, или глядя в окно, на стену, голый угол. Это не будет ошибкой, кощунством, или надругательством при обращении к Богу.  Ибо Он везде!

Но древняя традиция православных христиан такова: при молитве смотреть на образ Господа, Богородицы и Святых угодников. Именно на образ, а не на дерево, пластик и другой материал, на который нанесены дорогие сердцу лики, следует акцентировать свое внимание, а не на что иное.

Во-первых, созерцание образа позволяет сосредоточить внимание и победить рассеянность, во-вторых, собрать в кучу мысли, которые разбегаются в стороны, особенно у неопытных и новообращенных людей и сконцентрироваться на словах молитвы. И в-третьих, просто даже приятнее смотреть на любимые тебе изображения, нежели разглядывать пустоту.

Это все равно, как, допустим у многих в офисе на рабочем месте, можно заметить фотографии близких родственников:  ребенка, жены, мамы. Это то же самое, как солдаты во время войны в свободное от боевых действий время на привале вынимали из кармана гимнастерки фотографии и с любовью всматривались в снимки любимых и родных им людей. Им был мил и дорог не сам фотографический снимок, не бумага, на которой были запечатлены люди, а сами эти люди, их лица, фигуры.

И при взгляде на фото и на иконы мы вспоминаем реальных людей, которые есть, или когда-то существовали в реальности, а не выдуманных из головы, вырезанных по дереву, или сделанных из иного материала идолов. Сын Божий,  воплотившись в человеческое тело, ходил по нашей бренной земле, Богородица, Пророки, Апостолы, Святые Отцы, праведники и мученики тоже когда-то жили.

Святых угодников мы просим о нашем заступничестве перед Богом, передаем через них свои просьбы, молитвы и пожелания Творцу. И просим их молиться Господу за нас недостойных и грешных. Так же и Богородицу молим, чтобы она походатайствовала за нас перед Сыном, и гнев Его праведный отвратила от нас. И все чудеса и исцеления происходят и исходят от Вседержителя через этих святых угодников, их частиц мощей, положенных в гробы и ковчежцы, ликов, изображенных на иконах, к которым мы припадаем и прикасаемся, и на которые мы глядим, а не именно от них самих. И если внимательно перечитать  все эти молитвы, то в них сквозной мыслью, или в конце имеется непременное обращение к Богу. Где же тут многобожие и идолопоклонство, в котором обвиняют нас некоторые?

Отсюда плавно вытекает третий пункт. Православные общаются не с покойниками, а тем более духами или, боже упаси, бесами, а с живыми людьми, жившими в разные исторические периоды времени, среди нас земной жизнью, а потом обретших вечное блаженство на Небесах. В подтверждение этому есть слова Спасителя: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у него все живы» (от Луки: 20:38).
Чего не могли уразуметь садуккеи, отрицающие воскресение мертвых, а теперь не могут понять и нынешние сектанты с безбожниками.

То есть, и Богородица, и  пророки, и святые угодники, блаженные, праведники, мученики, наши родственники, и все жившие когда-либо на Земле живы и по сей день, но находятся в ином месте и в ином качестве. С ними-то живыми, мы и общаемся, к ним обращаемся, их поминаем и заказываем различные службы, подавая, тем самым, им помощь и нас просим не забывать.


Рецензии
Многие святые, умирая, говорили: "Приходите ко мне на могилку и рассказывайте всё как живому, и я помогу". Даже здесь на Прозе читала как умершие святые помогали в опасных ситуациях, являясь телесно. А Нектарий Эгинский даже службы проводил в церкви.))

Верить или не верить каждый решает сам и спорить с ним не стоит.

Апостол Павел : "Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны. Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден".

Всего хорошего! Татьяна

Георгиевна   02.09.2021 19:21     Заявить о нарушении
Ага, а тут один товарищ мне на полном серьезе говорил, что почитать святых угодников не надо, потому что в Евангелии об этом ничего на сказано. Чудны дела твои, Господи! Когда я спросил его:православный ли он, он мне ответил - да. И в храм он тоже ходит.

Эдуард Тубакин   03.09.2021 04:50   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.