Русский нигилистический роман 19-го века
Среди многообразия тем, мотивов и героев русской классической прозы важное место принадлежит изображению нового человека России того периода – революционера или, по более распространённой тогда терминологии – «нигилиста», отрицателя устаревшей, лживой, лицемерной морали и проповедника нового общества, где не будет несчастья, страдания, несправедливости и угнетения человека человеком. Не все классические русские прозаики с одобрением изображали нигилистов. Гончаров, Лесков, Достоевский в определённые периоды своей литературной активности выступали с резко антинигилистических позиций.
Главным певцом революции и революционеров, нигилизма и нигилистов в русской классической прозе стали Тургенев (ввёл в оборот само понятие «нигилист») и Чернышевский. Значительно позднее одобрительно изобразил революционеров в своих произведениях Толстой. Чехов по отношению к нигилистам проявил некую нейтральность, не приняв ни нигилистической, ни антинигилистической точки зрения. Несмотря на очевидно радикальную политическую позицию писателя, нет следов изображения нигилистов в сочинениях Салтыкова-Щедрина.
Воспеванию нигилистов посвящены романы Тургенева «Отцы и дети» (1862) и «Новь» (1877). Подробно описаны новые люди России в романе Чернышевского «Что делать?» (1863). Значительно позднее этих трёх главных манифестов нигилизма появился роман Толстого «Воскресенье» (1899), где нигилисты стали одной из важных, но второстепенных тем романа. Нигилистические романы Тургенева никогда не запрещались в России. Роман Чернышевского был запрещён почти сразу после его опубликования. Нигилистический роман Толстого выходил в России со значительными купюрами.
Не следует думать, что все антинигилистически настроенные русские классические прозаики всегда строго придерживались этих своих реакционных воззрений. Увлекался идеями гуманизма и даже социализма в своих ранних произведениях Достоевский. Лесков, начав с острой критики нигилизма, впоследствии выпустил антицерковный роман «Соборяне» (1872), который можно считать за косвенное одобрение нигилизма, поскольку критикуемая им официальная русская церковь считалась одним из самых антинигилистических официальных институтов Российской империи. Гончаров ещё до публикации своего главного антинигилистического романа «Обрыв» (1869) написал наиболее известное своё произведение «Обломов» (1859), где подверг донигилистической, резкой критике помещичий строй и общую отсталость тогдашней России.
Таким образом, можно сказать, что русская классическая проза подробно интересовалась русским революционным (нигилистическим) движением и отнеслась к будущей русской революции остро полемически, с некоторым тяготением к оправданию нигилизма, несмотря на наличие таких мощных антинигилистических памфлетов как «Преступление и наказание» (1866), «Бесы» (1872) и «Братья Карамазовы» (1880) Достоевского, «На ножах» (1870) и «Некуда» (1864) Лескова и «Обрыв» Гончарова.
Нет сомнения, что русский революционный роман, представленный пержде всего такими столпами русской классической прозы, как Тургенев, Чернышевский и Толстой, сыграл в прошлом и играет в наше время важную роль в пропаганде идей революции, нигилизма, обновления общества, пропаганде нового, общественно активного человека, преобразующего своей революционной, нигилистической деятельностью общество на основах разума, гуманизма, справедливости и всеобщего счастья.
Свидетельство о публикации №221083101626
Автор совершенно необоснованно ставит равенство между понятиями революционности и нигилизма.
Во-первых, нигилизм - вполне конкретное, хотя и достаточно широкое идеологическое течение. Он конкурирует с другими революционными идеологическими течениями и достаточно быстро проигрывает анархизму, популизму (народничеству), социал-демократии.
Во-вторых, нельзя интерпретировать нигилизм как однозначно революционное течение. Значительная его часть нацелена на бытовые преобразования и неполитические социальные преобразования.
Отсюда явно ошибочная интерпретация Лесковских "Соборян" как произведения пронигилистического.
Столь же ошибочна оценка "Преступления и наказания" как мощного антинигилистического памфлета. Это произведение написано с позиций религиозной этики и на аудиторию переставшую мыслить в христианской парадигме воздействовать не способно. Более того, на атеистическую аудиторию это произведение оказывает воздействие прямо противоположное тому, которое задумывал автор.
В тоже время, от внимания автора ушли действительно прогремевшие антинигилистические произведения: "Анна Каренина" Л.Н.Толстого и "Душечка" Чехова.
Беднарский Константин Викторович 16.09.2021 04:13 Заявить о нарушении
Именно так! В России времён русской классической литературы (1862-1910 гг.) нигилистами называли именно революционеров! Да, в современном мире термин "нигилист" имеет несколько иное, более сложное значение, но речь-то в моей статье идёт о временах русской литературной классики.
"Преступление" Достоевского в момент его выхода тогдашние русские нигилисты (в основном - бедные студенты!) восприняли однозначно - ПАСКВИЛЬ НА РУССКИХ НИГИЛИСТОВ-РЕВОЛЮЦИОНЕРОВ. Конечно, вы можете интерпретировать сей опус, как вам угодно, однако, сам автор и его тогдашние читатели считали "Преступление" именно антинигилистическим памфлетом.
Вячеслав Анатольевич Тихонов 04.01.2022 21:21 Заявить о нарушении