Часть - 9. От Куинджи до Сурикова

        http://proza.ru/2021/09/02/911
        Айвазовский знал, что талант и возможности — это куда больше, чем просто талант, и старался создавать эти возможности для других. Нередко он хлопотал о талантливых художниках перед петербургским начальством.
Среди тех, кого Айвазовский учил, опекал или просто вдохновлял на расстоянии, найдутся и громкие имена.

9.1. Лев Лагорио — первый ученик Ивана Константиновича.

         Один из самых известных русских художников-маринистов, Лев Феликсович Лагорио, родился в Феодосии 9 декабря 1826 года в семье купца, негоцианта, масона Феликса Лагорио (1781—1857), вице-консула королевства Обеих Сицилий, происходившего из аристократического генуэзского рода. После окончания Феодосийской гимназии в 1839—1840 годах занимался в Феодосийской мастерской И. К. Айвазовского. Многие моменты его жизни, совпадают с моментами жизни на разных её этапах с самим Айвазовским. Море и корабли он рисовал с десяти лет. Как и самому Айвазовскому, Лагорио при поступлении в Петербургскую Академию художеств оказал протекцию Казначеев. Подобно своему учителю, Лагорио постигал тонкости живописи в мастерских Максима Воробьева и Александра Зауервейда, а в последующем – у Б.П. Виллевальде.

       С особой страстью молодой художник писал море и морские пейзажи. С целью совершенствования мастерства, как художник-маринист, отправился в большое плавание на военном фрегате «Грозящий», купил собственную парусную лодку и путешествовал по Финскому заливу. В 1845 году Лев Феликсович открывает для себя Старую Ладогу и Валаамский монастырь – места, в которых величественная архитектура церквей и святых обителей слилась с красотой природных ландшафтов. После Валаама Лагорио пишет серию работ о окрестностях Петербурга и за картину «Вид болота на Лисьем носу» получает Большую золотую медаль, звание классного художника Первой степени и право на пенсионерскую поездку в Европу.

        В этот же период времени художник подружился со столичными живописцами братьями Жемчужниковыми, П.А. Федотовым и А.Е. Бейдеманом. Результатом совместной работы Льва Жемчужникова, Александра Бейдемана и Льва Лагорио стал знаменитый портрет Козьмы Пруткова. Гений русского пейзажа Лев Лагорио, перед европейским турне, был отправлен академией на Кавказ «для написания тамошних видов». Кавказ просто поразил и пленил художника. Он вернется в этот край ещё не один раз и будет писать кавказские виды с такой же огромной любовью, с какой всегда писал море.

        С 1853 по 1860 годы Лев Феликсович работает за границей. Из пенсионерской поездки Лагорио привезет на суд Академии более тридцати готовых картин. И получит (минуя звание академика) чин профессора Академии. Профессорское звание открывает для художника двери аристократических салонов Петербурга.

        В 1861 году Лев Феликсович в свите великого князя Михаила Николаевича отправляется на Кавказ. Два года художник пишет кавказские виды и волею судеб оказывается вовлеченным в войну с горцами. За участие в боях получает мечи к ордену Св. Анны (орден был получен за виды Кавказа, а мечи – за военные достижения).

        А Крымские море и горы остались основной темой в его творчестве. Самым интересным и вдохновенным занятием для него было писать различные состояния моря, переносить на холст зыбкую границу, разделяющую сушу и воду, воспроизводить морской воздух. С началом русско-турецкой войны (1877 – 1878 годы) Лев Феликсович становится российским корреспондентом на этой войне, а свои впечатления от увиденного и пережитого он выразил в батальных полотнах.
После войны художник продолжил писать крымские пейзажи, внезапно увлекся акварелью.

        Лев Феликсович был популярным художником, однако эта популярность не способствовала материальному достатку – художник часто обращался с просьбой о выдаче авансов в счёт будущих картин и для финансирования его творческих поездок, т.к. писал картины буквально годами, что совсем не способствовало финансовому благополучию.

       В 1900 году Лев Феликсович Лагорио становится почетным членом Академии художеств. А в 1905 году художника не стало. Прах художника похоронен в Петербурге.
(Продолжение следует. http://proza.ru/2021/09/07/212 Полностью можно прочитать в Литрес, набрать Александр Смольников)


Рецензии
Александр, добрый день или вечер!

Спасибо за новое имя, когда бываю на художественных выставках различных художников, часто встречаются совсем незнакомые имена. Теперь, встретив это имя, Л.Ф.Лагорио, буду знать, что он- один из талантливыз учеников И. Айвазовского.

"Из пенсионерской поездки Лагорио..."- не очень понятно употребление прилагательного "пенсионерской", може быть, спонсорской?
Продолжаю чтение книги.

С уважением,

Светлана Весенняя   05.02.2022 16:39     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, Сетлана! Загляну... С уважением - Александр.

Александр Смольников   06.02.2022 09:35   Заявить о нарушении
Посмотрел. Пенсионерами в 18 - начало 20 в. называли лучших в Р. Империи выпускников Императорской академии художеств. Они получали деньги и обычно их использовали для совершенствования за границей... С уважением- АВС.

Александр Смольников   06.02.2022 09:48   Заявить о нарушении
Добрый день, Александр! Спасибо за комментарий. Смысл мне, конечно, был понятен сразу.
Воскресного отдыха,

Светлана Весенняя   06.02.2022 11:55   Заявить о нарушении