Карачун

Эпохе ИГО  карачун. – Что значит слово «карачун»? – Это русское слово - пришла  погибель. – О чём так круто начинаешь говорить?  - О последней главе романа, или повести, «Князь Серебряный». Заглавие  его  – «Посольство Ермака».  – Пока не понимаю курса нашей новой беседы! Поясняй.
- Потерпи, всё поймёшь: будет тебе белка, будет и свисток. ИГО – Иоанна Грозного опричнина. Так вот, много времени протекло с того дня, как Серебряный выехал из СЛОБОДЫ во главе прощённых   царём станичников. Разбойников.  Иоанн  то предавался подозрениям и казнил самых лучших граждан, то приходил в себя, каялся всенародно. Из прежних его любимцев не уцелел ни один.   Сотни и тысячи русских людей, потеряв всякое терпение и надежду, уходили в Литву и Польшу.
Одно только счастливое событие произошло: Иоанн постиг всю бесполезность разделения  земли на две части, из которых малая терзала большую, и, по внушению Годунова, уничтожил ненавистную опричнину. Он возвратился на жительство в Москву, а страшный дворец в Александровой слободе запустел навсегда.
 Между тем, много бедствий обрушилось на нашу родину. Голод и мор опустошали города и селения. Несколько раз  хан  вторгался  в наши пределы, шведы нападали на нас с севера, возобновилась литовская война, были отняты все наши западные владения.
  После убийства сына, в мрачном отчаянии, Иоанн созвал ДУМУ, объявил, что хочет идти в монастырь, и приказал приступить к выбору  другого царя. Но, по просьбе бояр, остался на престоле. Не сразу, но  начались казни. Пример, - он осудил на смерть две тысячи триста человек за то, что они сдали врагам разные крепости, хотя и сражались   мужественно.
Теряя свои владения одно за другим, теснимый со всех сторон врагами, видя внутреннее расстройство государства, Иоанн был жестоко поражен в своей гордости. В это время он был ещё страшнее, чем в дни своего величия. Никогда ещё Москва не находилась под таким давлением уныния и боязни.
- Что дальше было?!
-  Иван Кольцо, как делегат Ермака,  прибыл к царю с известием о присоединении Сибири.
Ликованье в городе было неслыханное. Во всех церквах служили молебны, как в светлое Христово воскресение.  Царь назначил торжественный приём Ивану Кольцу.
Речь Ивана: «Великий государь! Казацкий  твой атаман Ермак Тимофеев, вместе со своими твоими опальными волжскими казаками, осуждёнными твоею царской милостью на смерть, старались заслужить свои вины и бьют тебе челом новым царством. Прибавь,  великий государь, к завоёванным тобой царствам  и это Сибирское». Царь: «Встаньте, добрые слуги мои! Кто старое помянет, тому  глаз  вон, и быть той прежней опале не в опалу, а в милость. Подойди сюда, Иван!»
И царь протянул руку, а Кольцо поднялся с колен и, чтобы не стать прямо на червленое подножие престола, бросил на него  свою баранью шапку, вступил на неё одною ногою и, низко поклонившись, приложил уста свои к руке Иоанна, который обнял его и поцеловал в голову.
И сказал: «Благодарю преблагую троицу, вижу над собою всемогущий промысел божий, ибо в то время, когда теснят меня враги мои, и даже ближние слуги с лютостью умышляют  погубить меня, всемилостивый  бог дарует мне  победу,  и славное приращение моего  государства!»  Примерно так сказал. 
Короче, читай сам эту главу, но  вдумчиво. Так вот.   В. Лоб.    
   
   


Рецензии