Однажды в Америке. Погружение в Ван Гога

Наконец-то знаменитая инсталляция "" (Погружение в Ван Гога) прибыла в Миннеаполис после триумфального шествия по 20 городам Америки. Билеты поступили в продажу в июне и в первые 3 дня все самые дешёвые ($40) были распроданы, да и дорогих оставалось не так много и не в самое удобное время. При всей любви к искусству платить $100 за билет мы не можем - нас шестеро, так что купили "неудобные" билеты на 9 вечера по $60. Нам повезло - инсталляция обрела пристанище совсем рядом с нами, в районе, известном как  Художественный квартал Миннеаполиса, где ещё просто найти парковку. У нас в силе все меры предосторожности - соблюдение дистанции, обязательные  маски, так что несмотря на  очередной всплеск ковида, мы чувствовали себя в безопасности.  К тому же огромные размеры залов позволяли держаться  в нескольких метрах от других посетителей.


Это не просто художественная выставка; нет табличек, на которых указано, какая картина в каком году была написана. Инсталляция сочетает в себе изобразительное искусство, кинематографию и музыку,  создавая плавное и завораживающее шоу. В первом зале  пол и потолок  абсолютно черные и фильм проецируется только на стены, второй зал побольше, освещён, и изображения появляются и на полу, и на потолке. Полотна и рисунка Ван Гога проявляются, меняются, пульсируют под жужжание цикад, журчание воды, и музыку.  Саундтрек скомпонован  композитором Лукой Лонгобарди, и любителям классики легко узнать варианты отрывков из Генделя и Моцарта, адажио Барбера для струнных, фрагменты из «Картинок с выставки» Мусоргского. Кто-как, но музыку я стала распознавать только во время второго просмотра  - в первый раз она была просто фоном для изображений


Все начинается с цикад -  три цикады с рисунка Ван Гога множатся, двигаются, как бы танцуют, а  заканчивается падающими звёздами и автопортретами художника. На первый взгляд картины и рисунки появляются  совершенно произвольно, но если знать хоть немного историю, то понимаешь, что это рассказ о непрекращающейся и всеобъемлющей борьбе художника с реальностью, болезнью и бременем таланта.  Авторами сценария являются итальянский кинопродюсер и креативный директор  Массимилиано Сиккарди и писатель Ричард  Узуниан. Изображения взяты с десятков картин. Некоторые из них узнаваемы сразу: «Подсолнухи», «Ирисы», «Звёздная ночь», "Едоки картофеля". Другие менее известны - после посещения, я посмотрела их названия и историю создания на интернете. Ни разу не видела "Череп с горящей сигаретой" и не знала, что "Цветущий миндаль" был написан в подарок новорождённому племяннику и тёзке.


Все "превращения" заставляют пристально следить за оживающими образами - язычки пламени свечей на автопортрете  в шляпе колеблются, вороны летают над полем пшеницы, корни травы извиваются, переплетаются, пробиваются навстречу солнцу, ирисы раскрываются. Но больше всего запомнились "Едоки" - сначала загорается лампа над столом, потом постепенно проявляются лица, фигуры, руки и, наконец, мы видим всю картину.


Час, отведённый на встречу с Ван Гогом пролетает мгновенно. Пожалуй, я могла бы провести там ещё час или два. Эмоции захлёстывают, всех по-разному. Младший внук был тронут до слёз, а я была как под гипнозом, совершенно в другой реальности.


Рецензии
Дорогая Елена, я так рада встретить человека, тоже побывавшего на этой выставке. У нас в Чикаго она до сих пор идёт. Но мы были ближе к началу - в конце мая. Попали только потому-что добавили билеты и мы смогли купить тоже по 60 дол, но на удобое время (правда фиксированное). Были только мы с мужем. Муж не знает Ван Гога и его картин. Не представляла, какое впечатление он получит. Но он воспринял и даже очень. Обо мне и говорить нечего.
Я написала об этом рассказ " Погружение ".
Кое-какие ваши наблюдения оказались для меня очень интересными и даже неожиданными.
Спасибо.
С теплом,

Лора Зелдович   09.11.2021 14:40     Заявить о нарушении