О русском уме
Емеля на печи в Мичуринске)
"Русский ум, запоздалый, задний"
Даль
Однажды одна московская коллега спросила меня: русский ум, может ли быть такое?
Я умолчал об общеизвестных, вошедших в поговорки еврейском уме, армянском уме, немецком уме, английском уме, но принялся было рассуждать, начав с теории Сепира—Уорфа о том, что система понятий и картина мира определяется языком, но был резко прерван:
- Да, но, что же, у русских иное мышление, получается? А как же мы друг друга понимаем? (Она имела в виду не только русскоговорящих, тех же евреев, армян и немцев, но и всех людей на свете).
- А разве понимаем?
1.
Вообще уже в фольклоре Владимир Даль (Dahl) зафиксировал наличие русского ума как отдельного – заднего – ума. Или говоря галантно: лестничного ума (перевод с французского). Впоследствии многие из писателей его пытались раскрыть и понять в ту или иную сторону.
У русских есть один железный аргумент, одна убойная поговорка: «Русский мужик задним умом крепок». Обычно ее произносят, начиная с вступления: «Ведь недаром русский мужик…». А почему, собственно, «недаром»?
Выясняется, в частности, что эта поговорка работает не на все случаи жизни и не везде. На Западе ее, мягко говоря, не поймут или даже встретят в штыки: «Снова вы, русские, оправдываетесь и сами себя превозносите». А так в действительности, скажет умник, это поговорка о дураках, и будет прав.
2.
На задний ум русского есть передний ум европейского умника.
И народ четко говорит: задний ум дурака противопоставлен переднему уму умника-немца или хитрого цыгана. (Примеры в научных работах). Здесь как бы понятно: задний ум обращен в прошлое, и в силу этого мифотворческий, а передний ум – предусмотрителен, предприимчив, предсказывающий.
Тут кроется и глубинная взаимосвязь: оба ума половинчатые, неполноценные. В целом они могут образовать некое единство. Но в этом симбиозе не все так просто. Задний ум в какой-то степени осознает свою ограниченность, видит и ценит достоинства переднего ума. Но передний ум знает о своих достоинствах и не знает о достоинствах заднего ума, критически относится к недостаткам заднего ума.
3.
Казалось бы, чего лучше – иметь передний ум, быть предусмотрительным и, главное, умным существом, которым можно гордиться: а вот он и «я».
Достоинства переднего ума очевидны: это целеполагание. Чего проще: поставь себе благие цели и действуй во благо. Еще его называют революционным. Если ситуация не поддается решению, ее нужно взорвать. Для этого тоже нужен ум – если хочешь идти вперед, то должен знать, что там, впереди, встретишь. А встретишь неизменно прекрасное бытие. Утопия? – Да. Но передний ум умеет коррелировать возможные ошибки на пути прогресса, поэтому уже долго, начиная с Нового времени, не сходит с этого пути.
В русском фольклоре передний ум также находит свое выражение, правда, не такое богатое, как в случае с задним умом. Передний ум выражается в разного рода директивах: семь раз отмерь, один раз отрежь; сначала думай, потом говори, и только потом делай. В них повелительное наклонение появляется неспроста. Передний ум это то, что ДОЛЖНО появиться, в настоящем же его нет. Это тот идеал, к которому мы, человеческая раса, должны стремиться.
4.
Так сказать, носители переднего – рационального, морально добропорядочного, юридически правомочного ума – упрекают задний ум в следующем:
- это всецело регрессивный ум, ум отсталого в развитии человека,
- это запоздалый ум, ум поздно спохватывающегося человека,
- это ум глупого человека, он не учится на своих ошибках,
- это ум недальновидный и нерациональный, то есть не может предвидеть последствия своих дел, не может допустить ошибочности в своих расчетах.
- это ум, в котором отсутствует вообще целеполагание,
- это ум кривого человека, ищущего обходных путей,
- это ум обманщика, для него действует ситуация: «это было давно и неправда», он избирательно подходит к некоторым фактам, забывает о существовании опасности, зла, преступления.
- это мифотворческий ум: боготворя прошлое, заднеумные люди создают мифы о прошлом, которое в их глазах всегда прекрасно, несмотря на уродливые и чудовищные перекосы.
Неполноценность заднего ума русского человека заключается в том, что пословичный русский мужик, учась на своих ошибках, ничему не может научиться, и постоянно наступает на новые и новые грабли. Его «ась», «авось», «небось», «брось» и т.д. полагаются исключительно на случай, и часто появляются только после того, как случилось непоправимое.
5.
А вот неполноценность переднего ума не так очевидна.
Передний ум западного единоличника, мирянина-практика тоже ограниченный, а без созерцательности, присущей русскому уму, к тому же просто плоский инструмент. Он и не понимает, насколько его разум плосок, хотя и остер. Одно другое, кстати, не исключает, а, наоборот, обе характеристики взаимозависимы.
Задний ум органически не переносит непогрешимость, которой страдают умники – носители переднего и, как они считают, единственного универсального ума. От непогрешимости родятся гордыня и чувство превосходства западного мирянина над русским. На каком бы интеллектуальном уровне ни пребывал западный обыватель, он непременно покажет свое превосходство каким-нибудь своим жестом: «А, Россия… У них зима восемь месяцев… У них медведи ходят по улицам…». Словно и Россия, и зима, и восемь месяцев это посмешище.
Тут и замшелый русский дурак зачешется от лицезрения западной ограниченности: «А ты, шваб, поди выживи восемь месяцев на вечной мерзлоте».
6.
Подобная ограниченность переднего ума привела к известному скандалу в философии. Суть его в том, что европейский интеллект полностью оторвался от языка, от почвы, от рода, и забыл о том, что все понятия и категории, которыми он руководствуется, не порождены самим изобретателем путем аналитического мышления, а пришли из прошлого, из заднего синкретического ума. Иначе говоря: западный ум был задан нам как задание – он сначала вырос, затем научился абстрагироваться, затем начал вещать абстрактные истины так, словно они появились изначально.
Это касается такого инструмента, как «ratio» (разум). Понятие «разум» (ratio), казалось бы, стало главным орудием производства рационального переднего ума. Но тут загвоздка. Слово «разум» значило «раса» и произошло от него, а не имело ничего общего с умом, мышлением. Вот так и интеллектуалы Нового времени превратились в отдельную касту, чуть ли не расу, которая далеко ушла в своем расизме, то бишь в интеллектуальной деятельности.
7.
В чем же положительные качества заднего ума русского человека?
Задний ум наделяет человека созерцательностью, мечтательностью. Сама по себе мечтательность, может быть, и вредна. Но в сочетании с практичностью ей нет цены, и русские это понимают больше, чем односторонние европейцы.
Задний ум это ум деятельного человека, ум творца. Это тот случай, когда человек, начиная творить, не знает, чем это кончится: может быть, получится шедевр, может быть, несуразность какая-то. В конце концов, человек не машина, в которую вложили программу. Человек не знает своего будущего: «Нам не дано предугадать, Как наше слово отзовется, И нам прощение дается, Как нам дается Благодать». Эти стихи – ярчайшая формула заднеумной словесной деятельности.
Связь заднего ума с деятельностью и творчеством горазда более глубока, чем может показаться на первый взгляд. Задумаемся о таком факте: Бог (или Кто-то) создал мир, сначала землю, а потом человека. Как бы не относиться к этому тезису, нас тут интересует логика. А логика такова, что сначала создается (и часто бездумно) мир, а затем человек, как существо, обладающее сознанием и самосознанием. Не наоборот. А мир создается не по плану какому-то, иначе бы человек осознал бы этот план, а вот так вот, ради самого чувства реализации. Это и есть логика заднего ума, логика творения. Мы практически не задаем вопроса, а зачем Бог создал твердь земную?
Заднеумный человек может ничего не делать (лежать на печи), но заднеумный человек может только и делать, что делать. Тут есть парадокс, который снимается одним правилом. Мы можем сначала говорить, а потом подумать. Человек способен сначала думать, а потом говорить. Но думать и говорить одновременно невозможно. Точно также и думать и делать одновременно исключено. Поэтому заднеумный человек или ничего не делает, и занят постоянной кипучей деятельностью.
8.
В конце концов, задний ум дарит людям и всему миру способность управлять своими воспоминаниями, добывать из даже мимолетных воспоминаний бесценный опыт чувствования: «Сердце будущим живет. Настоящее уныло. Все мгновенно, все пройдет. Что пройдет, то будет мило» (Пушкин). Заднеумный мужик не только обращен назад, но и погружен в прошлое – поэтому он и боготворит предков, то что было раньше, даже если это прошлое, откровенно говоря, отвратительное и чудовищное зрелище. Однако помимо этого, русский задний ум как бы очень быстро забывает зло вчерашнего дня и добывает из него только свет и добро.
Задний ум дарит еще одну очень способность – способность осмысливать. Есть вещи, которые можно осмыслить только с течением времени. Этого не понимают переднеумные умники. Ведь «мыслить» (то есть полагать, предполагать, смотреть вперед – как считал Гегель), это не то же самое, что «осмысливать». Поэтому при всей своей способности мыслить, Гегель просто патологически не мог что-либо осмысливать, или иначе окидывать взглядом все написанное, мыслимое, и его объективно оценивать. Его философию истории может разбить в пух и прах подросток (обладающий задним умом). Что и сделал Василий Ключевский, будучи студентом. Но не только Ключевский. И не только философию истории. Все русские великие умы как-то не приемлют немецкие витиеватые мудрствования, интуитивно догадываясь, что все эти высокоумные доктрины несут смерть и сеют ужас и войны. Что и произошло.
9.
А вот западноевропейцы думают, что схватили Бога за пятку и он им на голову надел невидимый венец Интеллекта, самому себе выписывающего Индульгенцию. Все великие западные умы для русских какие-то проходимцы, которых надо еще истолковать, интерпретировать, понять. Вот именно это и произошло с Марксом и Энгельсом. Ведь только невидимым усилием (нет, не ума, а скорее языка), огромной энергией организаторской деятельности можно было его перенести на русскую почву, все в нем исказив и извратив. Это так кажется умникам.
Наоборот, нет ничего более далекого и неорганичного для русского ума, как учение Маркса. Но русский ум, пытался сам на себя надеть хомут, обуздать себя и дисциплинировать, ухватившись за странные слова в экономических псевдонаучных трудах основоположников: «справедливость», «призрак революции», «партия», «рабочие», «стоимость», «эксплуатация» и т.д. Интересно, что пролетарий стал читать Маркса, не зная, кто такой Аристотель, Декарт, Кант. На этом и паразитировали революционеры. По-моему, был совершен титанический труд по интерпретации и локализации этого продукта, который и на Западе не очень-то стоил. Ему была придана невиданная ценность, исчисляемая миллионами человеческих жертв, русскими деревянными крестами или фанерными обелисками. «Капитал» был капитализирован только и только в России. Благодаря русскому уму талмудическое учение о западной экономике приобрело моральное и духовное измерение.
10.
Русскому уму просто-напросто претит европейский рационализм. Есть пословица на эту тему: «Что немцу хорошо, то русскому смерть». Но на самом деле, русский ум, перепахав Маркса, может перепахать и немецких философов-говорунов и что-то в них найдет для себя. Гораздо более противен русскому уму французский ум. Вот Декартово «Я мыслю, следовательно я существую». Я еще не читал ни одного философского труда, в котором эта максима рационализма положительно бы осмысливалась. Мамардашвили не в счет – он был все-таки грузин и большой галлофил. В этой максиме все претит русскому духу, но прежде всего какая-то странная логика. Можно сказать, что русский мужик тоже существовал несколько столетий, но в шелковых рубахах не ходил и шампанское если и пил, то только «Советское», а вот мыслить по-европейски так и не научился. Можно, например, поиздеваться над индивидуальностью, мол, именно так и есть: «Я существует», а «МЫ живет, бытийствует». Но прежде всего, как он, французский человек, может мыслить прежде, чем существовать? Мы понимаем, что французский философ хотел сказать, но вопрос – зачем он это сказал, оно же не очень коррелирует с его методом подвергать все сомнению и смыслом сказанного. Сказал, потому что должен был что-то сказать заумное? Не понимэ.
11.
Да, западный ум повел борьбу против западных дураков, братьев по разуму. Этот период называется Просвещением, когда глупость заднего ума объявлялась темнотой, а разум переднего ума – светом, просветительский разум. Похожую борьбу устроили и большевики, принесшие разные умные теории и декреты, против религии, опиума народа (в скобках замечу, что опиум воспринимался не как наркотик, а как лекарство). А вот русские люди просвещения не знали, даже Православие их не просветило. Более того, все великие русские писатели совершали регресс и обращались к народному творчеству – не к своим предшественникам, не к древнерусской литературе, а к своим современникам – бабкам и нянькам, которые умели сказки сказывать. Отсюда тот самый эффект, что русская литература XIX века полностью оторвалась от литературы XVIII века и ее не продолжает, а пришла из говорящего и поющего народа.
Вот в этом непонимании русских и неприятии русского ума и сказывается потрясающая односторонность западного интеллекта. Без русского заднего ума, передний ум европейца просто плосок и односторонен. В нем нет мудрости, но есть хитрость – типичная Одиссеева хитроумность, которая есть ничто иное, как превосходство вооруженного конкистадора перед аборигенами. Да, немцы очень любят абстракции и любят абстрактно мыслить. Но кто, скажите на милость, эти абстрактные конструкции и многочисленные технические поделки, которые выдумали себе потомки готов, швабов, баваров, алеманов, саксов, маркоманов и т.д., будет применять. Какой русский выдумает электронож для разрезания выпечки (похоже, так это называется), чтобы отрезать себе ломтик-другой бородинского хлеба? Я когда увидел такую пилу 1970-х, с крупными неострыми зубчиками, работающую от электричества, впал в тоску. Кому она нужна? А главное – какого хрена выдумана? Так сказать, электрический нож-хлеборезка сам-для-себя или сам-в-себе для разрезания праздничного пирога. Чтобы помочь германским фрау буханки и торты резать: себе и мужу, двадцать семь ломтиков слева и столько же справа! Брр! Просто непрактический инструмент, извращение ума настоящее. И таких вещиц много я видел на восточноевропейских барахолках.
12.
Русский ум способен придать уму западного человека глубину, созерцательность, мечтательность, способность глубоко осмысливать свою и чужую историю, перспективу прошлого. Дело переднего ума – рассчитывать и прокладывать дорогу вперед, дело заднего ума – не только обманывать и вилять, когда прижмет, но и – мыслить глубоко, с пониманием, толкованием, интерпретацией.
И тут в очередной раз поражаюсь провидческому дару Достоевскому. Он, по сути, обоготворил Пушкина, на его примере показав, что русский человек (не только Пушкин, но и всякий русский человек) – всечеловек по своей способности понять другого, для русского каждый становится всепонятен. Русский писатель, говорил Достоевский, способен выразить так, чтобы испанец выглядел испанцем, а англичанин – англичанином. Таким даром обладали на Западе только титаны Шекспир и Сервантес.
А вот у плоских западных людей все наоборот – они не умеют ни изображать русского человека, не понимают русскую историю. Классический пример из последних – фильм «Смерть Сталина» (2017) с кучей западных звезд, у которых ничего не было русского и советского в характере или словах. И шутки у них какие-то дебильные. И обращения какие-то марсианские, непонятно к кому обращенные: «Скажи, товарищ». По-русски следовало бы добавить фамилию: «Скажи, товарищ Хрущев».
09.08.2021
Заездом в Мичуринск (Емеля на печи из Мичуринска)
Свидетельство о публикации №221090601031
может что-то ещё соображу.
Сам-то я предпочитаю исследовать русский ум
непосредственно в действии, примерно так:
http://proza.ru/2019/01/31/1859
Виктор Золя 01.01.2022 18:54 Заявить о нарушении
Аполлон Григорьев 01.01.2022 20:29 Заявить о нарушении