О путешествиях

Путешествие – единственная вещь,
покупая которую, становишься богаче.
Неизвестный автор



    Ещё в ХІХ веке путешественники обладали такой же славой и влиянием на общество, как сегодняшние певцы и актёры. Стоило тому же Александру фон Гумбольдту приблизиться на экипаже к какому-нибудь городу, как его жители выстраивались длинными шеренгами по обеим сторонам улиц, и встречали его бурными рукоплесканиями. А когда он находился в Париже, то его же современники писали, что этот знаменитый вояжёр «пользовался всеобщим восторженным признанием и среди знаменитых европейцев уступал первенство лишь Наполеону».


    Дневники путешественников были столь модным чтением, что ими зачитывались не меньше, чем любовными романами. Любознательных читателей неотступно манил к себе мир приключений, которые, в отличие от той же любовной беллетристики, были абсолютно подлинными и опасными, а их герои являлись не предметом авторского вымысла, а вполне реальными персонажами, действующими по велению железного сердца и мужественной души.


    В течение целых столетий короли и императоры лично принимали путешественников, подолгу слушали их рассказы о далёких морях и странах, нравах их жителей и несметных богатствах. Их ценили и берегли, вручали чины и титулы. Когда Наполеон направил свою армию на завоевание Египта, то взял с собой историков и географов, то есть тех, кто был призван изучить и описать его новые владения. Так вот, в самый опасный момент сражения он издал следующий, вошедший в анналы истории, приказ: «Ослов и учёных – на середину!» Без первых он не смог бы продвигаться по пустыне, а отсутствие вторых не вписало бы надлежащим образом его имя в исторические летописи.


    Каждое новое географическое открытие сопровождалось серьёзным риском и буквально смертельными опасностями. В частности, известнейший Фернан Магеллан, отправившийся в начале ХVI века по заданию испанского короля в кругосветное плавание, обнаружил названный впоследствии в его честь Магелланов пролив, расположенный у верхней оконечности Южной Америки. Однако поведать об этом открытии ему было не дано. Магеллан пал жертвой местных туземцев, и спустя три года после начала путешествия в Португалию вернулось всего несколько членов команды.


    Миклухо-Маклай умер в возрасте сорока двух лет с диагнозом «сильная изношенность организма».


    Голландский мореплаватель Виллем Баренц погиб от цинги.


    Джеймса Кука убили гавайские аборигены, расчленив (это считалось у них великой честью умершему) его тело. Принято считать, что его съели, однако жители Гавайских островов не были каннибалами и, скорее всего, факт его съедения является не более чем легендой.


    Один из первооткрывателей Америки, талантливый мореплаватель и картограф Хуан де ла Коса был убит отравленными стрелами индейцев.


    Известнейший норвежский полярник, покоритель Южного полюса, национальный герой Норвегии, удостоенный высшей государственной награды США – Золотой медали Конгресса, Руаль Амундсен  погиб в результате крушения самолёта, который так и не был найден, как и тело самого Амундсена. Точные обстоятельства его гибели так и остались неизвестны.


    Такая вот цена новых открытий. Но прошло время, у нас (пусть и не у всех) появились технические, финансовые, комфортабельные и почти безопасные возможности путешествовать, познавать для себя открытые с таким трудом новые страны и континенты, получать мощный заряд эмоций и подчас невероятных впечатлений. Однако знаете, что я заметил?..


    Люди в своём преимущественном большинстве не умеют, либо подчеркнуто не желают делиться этими самыми эмоциями и впечатлениями. Максимум, это выложить десятки фотографий в соцсетях. А когда спрашиваешь, дескать, ну как? – в ответ слышишь какие-то совсем уж несуразные фразы, пересказать которые довольно трудно. «Ничё, нормально… Жарко очень было… Холодно очень было… Сильно штормило… Очень дорого… Устали… Да задолбали эти дороги… А-а, ничего интересного…». Ну, вот примерно так.


    Возвращаясь к началу этого повествования, наверное, короли и императоры не за схожие блеяния награждали чинами и титулами. Хотя, может, в присутствии сильных мира сего язык по-другому начинает поворачиваться, и мы имеем дело с банальной чванливостью и превосходством, мол, кто ты такой, чтоб тебе ещё рассказывать. Нет-нет, цель данного очерка не осудить людей со средними и большими возможностями, отнюдь! Хочется лишь разобраться, почему мы прячемся внутри собственных раковин, и не очень-то спешим делиться достигнутым и пережитым. Ну, кажется, съездил в какую-то там Анталию, да ещё и впервые, сколько эмоций должно быть?! Ан нет, не допросишься ни эмоций, ни завораживающей эпопеи, ни даже кратенькой констатации самого факта путешествия. Нет, есть, конечно, зубры, так сказать, повествовательной прозы, когда человек буквально часами рассказывает тебе о своих впечатлениях, и в таких красочных подробностях, что приходится лишь удивляться этому воистину таланту, смешно сейчас прозвучит, удивляться.


    Мне можно возразить, что, мол, не все умеют красиво говорить, грамотно выстраивать ход своих мыслей, не хватает словарного запаса и прочее. Так ведь человек, семь-десть дней пробывший на отдыхе, суживает длину своих ощущений до размера одного-единственного, в лучшем случае нескольких, предложений. И даже когда он никуда не торопится, и ты в спокойной обстановке гоняешь с ним этот чаёк-кофеёк, каждый новый кусок этой описательной одежды нужно выдирать жесточайшими пытками древнего Китая, вынув для наглядности из-под стола ещё и клещи. Потому я говорю, что проще выложить в «фейсбуках» и «инстаграмах» фотки себя любимых, и наслаждаться «большими пальцами», «сердечками» и «комментариями» без лишних рассказов и пояснений. Но вот ещё какая любопытная вещь! Выложить для ВСЕХ ПОДРЯД подчас сугубо интимные фотографии считается вполне нормальным и адекватным, а рассказать об этом – исключительно нежеланным, а то и вовсе личным делом. Странно, всё-таки.


    А, может, всё проще. Мы привыкли к этим навороченным игрушкам с маленьким, но таким завораживающим экраном, крадущим у нас живое общение, живые эмоции, желание видеть близких людей не только по ту сторону современных возможностей, просто общаться и просто наслаждаться друг другом. И, правда, привыкли. Вспомните, сколько раз Вы заглядываете в этот так жадно манящий Вас экран при любой встрече с любым человеком. И даже самые яркие эмоции самых удивительных и необыкновенных экскурсий не могут отвлечь нас от этого маленького прямоугольничка. Понятно, современные технологии диктуют свои правила и законы, но давайте честно: так ли мы стремимся им сопротивляться, даже сознавая их пагубное на нас влияние. Но, как же! – мода, ничего не поделаешь. 


    Мы слепо топаем за технологиями, уверенно удаляясь друг от друга, ещё и убеждая себя в том, что у нас так много «друзей», целые сотни и даже тысячи. Но и они скоро могут стать нам не нужны. Миру уже известны робопчёлы на солнечных батареях, роботы-утки, роботизированные собаки-курьеры, роботы-няни, «умная» мебель, роботы-официанты и роботы-танцоры. Можно с уверенностью предположить, что этот список будет только увеличиваться, а мы и дальше с безумной радостью будет встречать каждое из этих изобретений, уверенно и невозвратимо погружаясь в такой привлекательный и любимый нами экран.   


    Но зачем тогда великие первооткрыватели и путешественники, рискуя здоровьем, личной жизнью и, собственно, жизнью, отворяли для нас всё это великолепное разнообразие нашей чудесной планеты? Зачем умирали раньше времени, гибли в опасных экспедициях, подвергались непрерывному риску?..


    Почему-то нам совсем не интересно делиться их открытиями. А, может, наше столь частое нежелание обмениваться впечатлениями (когда, действительно, что есть какими) обличает в нас опытных гроссмейстеров в положении «цугцванг», при котором самый полезный ход – никуда не двигаться?..


Рецензии