История бухарской общины города Худжанда

История бухарской общины   города Худжанда
               
Худжанд до 1936 года назывался Ходжент, а с1936 года Ленинабад, после 1991года-Худжанд. Этот город в древние времена назывался Александр Крайний (Александр Эсхата) в честь Александра Македонского, построившего этот город.
Худжанд – сегодня областной центр(Согдианской области), второй по величине город после Душанбе. По переписи 2012 года, в городе проживает 182 тысяч человек, в Таджикистане же -7 миллионов жителей.
Сегодня бухарская община в Худжанде отсутствует, если не считать двух бухарских евреев, имеющих жён- мусульманок, и обслуживающих еврейское кладбище.
Это результат развала СССР  и массового выезда евреев в Израиль, США, Германию и
в другие страны проживания. Выезжали евреи в Израиль и в другие годы существования СССР, после 1990 года это явление приняло массовый характер.
Мне дана возможность  рассказать об истории общины бухарских евреев города Худжанда за периоды конца 20 и начала 21 веков.
появления в этом древнем городе, занятий, об известных бухарских евреях, участии в ВОВ и т.д. и о дальнейшей судьбе общины.      
О городе Худжанде и бухарских евреях города в последние годы появились несколько интересных книг Ализер Бадалов «Коротко об истории бухарских евреев города Ходжента», 2001год,Нью-Йорк, Роберт Пинхасов «Бухарские евреи в странах мира», 2014г.Нью-Йорк. «Бухарские евреи города Ходжента» Мишоэля Мататова, «Семьдесят удивительных лет» Ефраима Мушева и другие.
Если кто-то не прочитал эти книги, наверно, будет интересно прочитать ниже.
Бухарские евреи Худжанда(Ходжента, Ленинабада) в основном приехали из города Бухары по просьбе жителей Ходжента, которые обратились к правителю Ходжента попросить Эмира Бухары направить для работы и проживания в Ходженте специалистов- красильщиков и по производству ковровых изделий из числа бухарских евреев, славящихся тогда по всему миру, что было сделано бухарским Эмиром.
В 1866 году Ходжент вошёл в состав Туркестанского края, как уездный город, в 1871 году здесь уже проживало 317 евреев, а в 1885 году - 450 евреев.
«Первыми(в Ходжент)прибыли из Бухары, пишет в своей книге Роберт Пинхасов «Бухарские евреи в странах мира» семьи Махсума Пинхасова(1803г.), Арона Салема,Симходжана Симхаева(1818г.), Моше Бабаева, Авлухая Шахмурова(1828г). Из Сабиза(Шахрисабза) приехали отцы Батура Аминова, Якуба Юшаева, Сипоры и Шоломо Батуровых(1843г.), Давида и Рафаэла Якубовых, Муше Нисанова(1848г.) из Самарканда  отцы Рафаэля Элишаева и Давида Якубова(1844г.)».
Группа состоятельных бухарских евреев во главе с Исокбоем и его зятем Давидом Габоем(мой прадед по материнской линии) купила земельный участок в центре старого города Ходжента и построили  там синагогу с множеством пристроек.
За 40 лет с 1876 по 1916 годы из среды бухарских евреев появилось много богатых банкиров, хозяев заводов и купцов, в том числе 1-ой и 2-ой гильдии
Ходжент оказался «перевалочным пунктом» между Бухарой, Ташкентом и другими городами Ферганской долины.
В 1916 году из 41,3тыс. населения города Ходжента 1% составляли евреи.
Крупными землевладельцами были Мордехай Пинхасов, Илья Бабеков, Давид Симхаев.Евреи в основном занимались торговлей и ремёслами.
Богатые предприниматели Х. Исакбаев, Або Пинхасов, Р. Потеляхов, Шихнаев, Б Пинхасов ,братья Т . и Х. Симхаевы владели хлопкоочистительными заводами, магазинами, торговавшими мануфактурой.
После Октябрьской революции 1917 года руководство страны советов начало отбирать у частных лиц заводы, фабрики, магазины, здания, богатство и т.п.
В период 1937 -1938 годов за одну ночь были арестованы и помещены в тюрьму восемь владельцев заводов и магазинов, в частности Шаломо Симхаев, Мулло Мошеев, Матат Мушеев, Давид Шахмуров, Нисим Давидов( мой дедушка по материнской линии), Борух Пинхасов(мой дедушка по отцовской линии) и Нисим Амуев.
Все восемь арестованных умерли в тюрьме от пыток и тяжёлых условий жизни,
но в 1958 году все они были реабилитированы после обращения их детей к советскому Правительству.
Хлопковый завод, принадлежащий Давиду Габою (мой прадедушка) и его зятю Боруху Пинхасову(мой дедушка) был национализирован и переоборудован в крупную Пассажирскую автобазу №1, а затем переименована в Автотранспортное предприятие №31, куда по совпадению судьбы, я был направлен через несколько десятков лет руководством города  директором этого   Автопредприятия.
В 1941 году началась Великая Отечественная война, бухарские евреи Ходжента, как и весь народ страны, принял самое активное участие в защите страны от
немецких фашистов.
В Ходженте накануне ВОВ , как пишет в своей книге Ализер Бадалов, проживало 86 семей  и не было семьи бухарских евреев, где сыновья, достигшие возраста призыва, не встали бы на защиту Отечества. Из некоторых семей уходили на войну по три и более сыновей.
Ализер Бадалов приводит пример в свой книге, стр.82:
Были призваны на войну «…молодые парнишки Рубин (мой отец), Рошель(мой дядя) и
Уриэль» (мой дядя)и все трое погибли. Узнав из письма своей дочери из СССР о смерти трёх братьев в ВОВ, мой дядя Борухов Леви поседел за одну ночь.Всего погибло в ВОВ 39 человек из Худжанда, на местном кладбище воздвигнут памятник погибшим и потерявшимся без вести в ВОВ 1941-1945 годов с перечислением всех фамилий погибших и потерявшихся без вести.
Вечная память погибшим в ВОВ бухарским евреям города Ходжента!
 В Ленинбад привозили с фронта инвалидов с семьями. По сообщениям СМИ В Среднюю Азию их привезли более 1 миллиона человек. Все, у кого были свободное жилище, освобождали для проживания приезжих. И моя мать одну комнату во дворе дома освободила приезжим гостям из России, Украины, Крыма и т.д. Было в тесноте, но не в обиде.После ВОВ бухарские евреи Ходжента стали постепенно вливаться в мирную жизнь .
Как и другие национальности, стали посещать школы, средние и высшие учебные заведения ,получать новые квалификации и добиваться успехов в культуре, в искусстве, науке, медицине и т.д. Бухарские евреи больше стали работать преподавателями, инженерами, врачами, работниками искусств.
Хотел бы остановиться на отдельных личностях, известных в Ходженте .
Пулот Михайлович Шалонов - профессор, доктор медицинских наук, член академии медицинских наук СССР, член правления по проблемам неотложной хирургии при АМН СССР.
Это Авраам Бадалов Нисонович – основатель первой бухарско-еврейской школы в 1922году, он работал заведующим учебной части этой школы, организовал при школе общественный клуб и театр .Из числа первых выпускниц  этой школы была моя  мать - Давыдова Тамара, которая стала учительницей по ликвидации безграмотности среди взрослых бухарских евреев Ходжента.
Давыдов Амнун Насимович (1914-1987гг.) в книге Роберта Пинхасова «Бухарские евреи в странах мира» (мой дядя)- назван одним из первых, кто известен в Ходженте, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики Ленинабадского ЛГПИ. Более 50 лет работал в этом институте, подготовил много преподавателей и будущих учёных и руководителей республики.
Много в Худжанде известных директоров школ, педагогов, врачей, есть и несколько руководителей предприятий города, бывшие депутаты городского совета из числа бухарских евреев.
Это Хаимов Якуб-Миэр – директор школы, Заслуженный учитель Таджикистана,
Бадалов Борис – педагог, заслуженный учитель Таджикистана,
Бадалов Путиэл(отец Бориса Бадалова)- Участник ВОВ, основоположник пчеловодства  в Худжанде, директор Худжанской  школы пчеловодства.
Якубов Захарьё(1910-1945гг)- педагог, директор школы, депутат Верховного Совета Таджикистана.
Пинхасов Абраш – преподаватель школы, бывший депутат городского совета,
Борухов Гавриэль- директор Автотранспортного предприятия»31, бывший депутат городского совета, член горкома партии, корреспондент областной газеты "Ленинабадская правда»,лектор общества "Знание", не освобождённый парторг в течение 11лет автобазы №4 Минстроя и Областной школы ДОСААФ.
Пулот Михайлович Шалонов - профессор, доктор медицинских наук, член академии медицинских наук СССР, член правления по проблемам неотложной хирургии при АМН СССР.
Михаил Михайлов – врач высшей категории, зав. Отоларингологическим отделением городской больницы,
Хаимов Дони (Бен ХАЙ)-начальник  «Хладторгмонтаж»,
Пинхасов Авраам – мастер спорта по вольной борьбе, кандидат в мастера спорта по дзюдо,
Авезов Шломо –директор автобазы №31
Катаев М – зам директора Шёлкокомбината,
Борухов Марик – зам. Директора Шёлкокомбината,
Аминов Рафаэль –поэт- песенник, автор 25 сборников стихотворений и прозы.
Овадья Фатахов – директор «Бухарской газеты»,
Казиев Моше – раввин , специалист по религиозным вопросам и комментарий  Торы.
Начиная со дня образования СССР из-за неправильного руководства страной, из-за гонки вооружения между капиталистическими и социалистическими странами, разгулом взяточничества и жаждой наживы части руководства страны, неверным решением ряда национальных вопросов и других упущений СССР стал постепенно разваливаться. Ухудшились отношения с республиками, начались националистические выступления отдельных групп. У отдельных руководителей республик возникло желание отделиться от Союза и это желание Горбачёв и его окружение не смогли предотвратить.
Начиная с 1989 года, начался массовый выезд евреев в Израиль, а затем в США, Германию. Австрию.
В 1991 году 30 декабря СССР развалился и Михаил Горбачёв объявил о роспуске СССР. Начались войны между республиками на национальной почве.
Началась война и в Таджикистане, где Кулябская область воевала с жителями Душанбе и Согдианской(  бывшей Ленинабадской) областью.
За период 1992 по 1995 годы в Таджикистане, в том числе и в Согдианской области погибли из-за междуусобных войн от 80 до 300 тысяч жителей.
К концу 1992года подавляющее большинство евреев выехало из города и области, Свиток Торы, находящийся в синагоге, продали за границу другим евреям,
а синагогу после освобождения религиозных реликвий, сдали в аренду, а полученные деньги расходуют для обслуживания еврейского кладбища.    
Сегодня в Худжанде проживает 2 бухарских еврея, следящие за чистотой еврейского кладбища в городе.
Евреи стали продолжать свою жизнь уже в новой стране это в Израиле, кто в США, кто в Германии, кто в Австрии и т.д.
Эти государства приняли нас, дали подъёмные, обучали языку, кого-то новым специальностям, кто-то работает по специальности, если молод и знает хорошо иврит.А тот, кто приехал в преклонном возрасте – получает пособие. Новая жизнь, новые требования, но  мы живём в еврейской стране и нас никто не имеет право выгонять, за что мы благодарим ту страну, которая приняла нас. Желаем стране мирного неба и благополучия людям.
                Гавриэль Борухов – член русскоязычных писателей  Израиля


Рецензии
-Молодец, Гавриэль, спасибо! В коротенкой статье - история бухарского еврейства. Будьте благополучны!

Тамара Петровна Москалёва   10.09.2021 23:12     Заявить о нарушении
Спасибо, Тамара Москалёва за рецензию моей статьи.Дайте свои рецензии и по другим статьям. буду признателен, не обязательно хвалить, главнле - правильно ли написано или я где-то не прав.С уважением Гавриэль.

Гавриэль Борухов   11.09.2021 07:48   Заявить о нарушении