Блок. С каждой весною пути мои круче... Прочтение
* * *
С каждой весною пути мои круче,
Мертвенней сумрак очей.
С каждой весною ясней и певучей
Таинства белых ночей.
Месяц ладью опрокинул в последней
Бледной могиле, – и вот
Стертые лица и пьяные бредни...
Карты... Цыганка поет.
Смехом волнуемый черным и громким,
Был у нас пламенный лик.
Свет набежал. Промелькнули потемки.
Вот он: бесстрастен и дик.
Видишь, и мне наступила на горло,
Душит красавица ночь...
Краски последние смыла и стерла...
Что ж? Если можешь, пророчь...
Ласки мои неумелы и грубы.
Ты же – нежнее, чем май.
Что же? Целуй в помертвелые губы.
Пояс печальный снимай.
7 мая 1907
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
«
…Как и в стих. "Придут незаметные белые ночи ... ", поэтический образ белых ночей здесь предстает в сочетании с мотивом смерти и в автополемике с символикой "весны" в первом томе.
"–…Месяц ладью опрокинул в последней // Бледной могиле..." – Отзвук мифопоэтических представлений об умалении месяца как умирании небесного светила. "Ладья" – мифологический образ ладьи смерти, на которой человеческая душа переправляется в загробный мир.
"–…Карты ... Цыганка поет ~ Был у нас пламенный лик." - Ср. стих. "Старуха гадала у входа ... " ( 1903; т. 1 наст. изд.) где тема карточного гадания также сочетается с мотивом "пламенности" ("Увидавшие страшный лик, // Задыхались в дыму пожара ( ... )"),а также стих. "Потеха! Рокочет труба ... " (1905).
»
Весенние белые ночи первого тома – это бесконечная заря:
«Верю в Солнце Завета,
Вижу зори вдали.
Жду вселенского света
От весенней земли.
22 февраля 1902»
«… И в бесконечном отдаленьи
Замрут печально голоса,
Когда окутанные тенью
Мои погаснут небеса.
27 марта 1902»
«…До утра мы в комнатах спорим,
На рассвете один из нас
Выступает к розовым зорям —
Золотой приветствовать час.
Март-апрель 1904»
«Тебе, Чей Сумрак был так ярок,
Чей Голос тихостью зовет, —
Приподними небесных арок
Всё опускающийся свод.
Мой час молитвенный недолог —
Заутра обуяет сон…
…Тебе, Чья Тень давно трепещет
В закатно-розовой пыли!
Март-апрель 1904»
Нынче белая ночь – это магический сумрак готического мира ужасов:
Видишь, и мне наступила на горло,
Душит красавица ночь...
– «Месяц ладью опрокинул в последней // Бледной могиле, – и вот…» – «опрокидывание» у Блока – это термин, характеризующий переход в новую реальность.
Например:
«Вот скоро вечер придвинется,
И ночь — навстречу судьбе:
Тогда мой путь опрокинется,
И я возвращусь к Тебе.
Май 1902»
Или:
«Мое болото их затянет,
Сомкнется мутное кольцо,
И, опрокинувшись, заглянет
Мой белый призрак им в лицо.
21 июля 1902»
Или:
«Твоя гроза меня умчала
И опрокинула меня.
И надо мною тихо встала
Синь умирающего дня.
Ноябрь 1906»
В этой – луна, умирая, превращается ладью Харона и вокруг мертвенного героя – такие же не живые:
Стертые лица и пьяные бредни...
Карты... Цыганка поет.
Эту цыганку мы уже встречали:
«…И видит на флаге прохожий
Огромную надпись: "Судьба".
Палатка. Разбросаны карты.
Гадалка, смуглее июльского дня,
Бормочет, монетой звеня,
Слова слаще звуков Моцарта.
Кругом – возрастающий крик,
Свистки и нечистые речи,
И ярмарки гулу – далече
В полях отвечает зеленый двойник.
Июль 1905»
Но здесь она гаданиями не ограничивается. Гадалка, наконец, производит то, на что была направлена с самого начала:
«…И мнилась мне Российская Венера,
Тяжелою туникой повита,
Бесстрастна в чистоте, нерадостна без меры…,
…И странен блеск ее глубоких глаз…
29 мая 1901. С. Шахматово»
«Одинокий, к тебе прихожу,
Околдован огнями любви.
Ты гадаешь…
1 июня 1901. С. Шахматово»
Теперь она добилась желаемого, добилась требуемого от неё:
Стертые лица и пьяные бредни...
Карты…
…Краски последние смыла и стерла...
Что ж? Если можешь, пророчь...
Ласки мои неумелы и грубы.
Ты же – нежнее, чем май.
Что же? Целуй в помертвелые губы.
Пояс печальный снимай.
Свидетельство о публикации №221090801391