Тайны Калининграда. Часть-4

              Рецензия
на книгу Андрея Кропоткина
“Герои штурма Кенигсберга”.


ТАЙНЫ КАЛИНИНГРАДА
         (продолжение)

             Часть-4               

                1. Странная история.
В унисон Андрею Кропоткину вторят и зарубежные родственники Василия Козенкова, создавая очередные мифы о герое. Эти дальние родичи ныне проживают в Польше, а заодно и наведываются в Калининград. Здесь их встречают с распростёртыми объятиями и приглашают на местное телевидение, чтобы жители анклава узнали новые сенсации о погибшем пилоте.

Те же слушают и только разводят руками: “Ну, надо же какой отчаянный был парень, даже с сыном Сталина сумел повздорить, правда, потом получил 30 суток гауптвахты и отсидел от звонка до звонка! И никто из обывателей тогда не возмутился и не опроверг эту сомнительную историю. Тем не менее она получила своё дальнейшее развитие на сайте “Проза.ру” в мемуарах члена семейства, Евгения Медиокритского под названием “Публикация к дню Великой Победы. В.Г. Козенков”.

Несмотря на столь звучную и редкостную фамилию, Евгений оказался весьма посредственным  писателем. Формируя свой незатейливый контент, он огульно “слизывает” идеи и отдельные текстовки у других авторов, но делает это крайне непривлекательно, дискредитируя тем самым своих героев. К сожалению, этим способом пользуется не только он один! Отсюда описанная им ссора старшего лейтенанта с Василием Сталиным из-за гостиничного номера, который Козенков, якобы, выбивал для своего начальства, выглядит нереальной.

Надо понимать, что после того, как погиб старший сын вождя Яков, младший Василий был под неусыпным контролем со стороны СМЕРШа и НКВД. Поэтому в случае любой попытки противостояния с “субъектом охраны”, они сразу бы ликвидировали его, как источник угрозы для комдива. Что-что, а это чекисты умели делать хорошо, даже, невзирая на личности.

Именно из-за данного конфликта, как утверждает автор, представление на геройское звание Василию Георгиевичу было приостановлено и активировано только в октябре 1944 года, но уже за 131 боевой вылет на штурмовике Ил-2!?

Теперь можно перевести дух и, осмыслив сказанное, попытаться оппонировать автору. Получается так, что с 23 мая по 22 июня Василий Козенков провёл на гауптвахте!? Действительно, с 9 мая по 24 июня 1944 года он не участвовал в боевых действиях, но причина здесь была совсем в другом.

Почти весь этот период, а точнее полтора месяца, 136-й гв. ШАП был выведен из боевого оборота и на время передан в распоряжение Ставки Верховного Командования, а затем перебазирован из Крыма в Смоленск. Там в то время накапливались большие силы к решающему броску через Белоруссию и Литву на Германию, а точнее, Восточную Пруссию, поближе к Берлину. Так вскоре всё и произошло.

С другой стороны, не могло случиться так, что Бучин скрывал этот случай или вообще не знал о нём. Ведь Борис Владимирович делился со мной самым сокровенным, которое нельзя даже озвучивать в публичном пространстве и это было нормально.

Более того, летом этого года при личной встрече с его вдовой, Ольгой Александровной, мы обсуждали данный вопрос, но она только удивлялась и возмущалась: “Нет, о Козенкове  супруг с однополчанами всегда говорили только хорошее, они ведь любили и гордились им. Да и вообще Василий был застенчивым человеком, скромным и заботливым”.
                *      *      *
Следующая цитата автора: “Очередной 308-й вылет у Василия был последним, но также геройским - он совершил огненный таран, повторив подвиг Николая Гастелло”. В ответ писателю можно сказать только одно: “Да был героем, но огненного тарана не совершал” и об этом достаточно убедительно сказано на страницах этой публикации. Надуманные восхваления героя здесь совершенно не уместны. Тем не менее, это уже четвёртая версия подвига Козенкова,  она очень схожа с утверждением Андрея Кропоткина, разница лишь в объектах тарана. Там была стена здания, а здесь вражеская колонна.

Далее о несостоявшейся награде. Об этом тоже много было сказано.  Основная причина нереализованных представлений тогда состояла в действиях руководства государством, которое сдерживало этот лавинообразный процесс даже вопреки своим решениям.

Самым наглядным примером тому могут служить реляции на 52 пилота, в числе которых оказался и Козенков. Именно их наградные листы долгими месяцами находились в штабе фронта без движения. Ускорил тогда их реализацию маршал Василевский, используя для этого подходящий момент, а точнее успешное завершение Кенигсбергской операции.

И наконец, последняя цитата Евгения Медиокритского, суть которой состоит в том, что: “Василий Козенков по количеству боевых вылетов должен быть дважды Героем Советского Союза. Вероятно, учитывая этот важный факт, жители города и поставили ему бюст на улице, носящей его имя”. Мысль хорошая, но также нереалистичная, хотя бюст герою в Калининграде действительно был установлен, но только благодаря усилиям Героя Советского Союза Жихарева Василия Дмитриевича, который много сделал в память о Василии Георгиевиче в этом городе.
                *      *      *
Гвардии подполковник Жихарев командовал 136-м гвардейским штурмовым авиационным полком с января 1944 года и до конца войны. За данный период - 14 его лётчиков стали Героями Советского Союза. Четверо из них получили это звание «посмертно», в числе которых и гвардии майор Козенков. Всего вместе с командиром в полку было - 15 Героев Советского Союза и два полных кавалера ордена Славы. Это поистине «Бессмертный полк» в истории нашей страны, достойный не только памяти, но и памятника!

Так получилось, что с 1950 по 1966 год Василий Жихарев жил и работал в городе Калининграде, который штурмовал его ударный полк, а ещё за годы войны лично произвёл - 240 успешных боевых вылетов, нанеся противнику значительный ущерб. За заслуги перед Отечеством был награждён восьмью орденами СССР и “Золотой Звездой”. Не поскупились и союзники, наградив героя американским орденом “Крест за боевые лётные заслуги”. В память об этом человеке я попросил городские власти установить на доме, где он жил, памятную доску. Пусть калининградцы знают и гордятся своим героем-земляком.

Однако получил отказ в лице главы администрации города Елены Дятловой и надлежащее разъяснение, суть которого состояла в том, что: “В соответствии с постановлением Правительства Калининградской области, данный вопрос можно решить только через организацию, (которую удастся заинтересовать) или же самому заявителю”. Далее по тексту…

Это означало, что я, как инициатор должен взять на себя все финансовые расходы по проектированию, изготовлению, установке, обеспечению торжественного открытия, охраны и дальнейшего содержания памятной доски. И ещё вдобавок исполнить различные согласования, представить архивные копии документов и прочее, прочее…

Конечно же, я предвидел подобную реакцию, зная, что чиновники могут нейтрализовать любую инициативу. Поэтому своё письмо адресовал на имя Главы городского округа, Андрея Кропоткина, рассчитывая на его депутатскую, а главное, патриотическую деятельность во благо истории нашего города. К сожалению, и на этот раз замолвить слово за героев оказалось некому!? Наверное, наша сила в ином, а “никто не забыт и ничто не забыто” это только лозунг, а не призыв к действию, к памяти тех, кому мы обязаны своим существованием.

Мне тогда подумалось, что если не будет памятных досок, то угаснет и сама память о героях, а народным избранникам захотелось выразить укор: “Не пишите плохих Законов, они наносят вред не только людям, но и самому государству, от которого вы кормитесь”.

Ну, а полк Жихарева и без чиновничьего благословения уже вошёл в нашу историю именами своих героев “навечно”, как бессмертный полк! Жаль только, что имя Василия Дмитриевича в Калининграде никому неизвестно, так же как и подвиги Ивана Пятяри, Виктора Ветрова, Бориса Бучина, а память о Василии Козенкове и вовсе гипертрофирована мифами.

И всё же для этой памяти в городе предстоит ещё много сделать и в первую очередь на мемориале “Героям штурма Кенигсберга”. Определиться, в конце концов, с именами увековеченных на нём героев, выяснить сколько же их было на самом деле? При необходимости реконструировать и сам комплекс придав ему более респектабельный вид.

В обязательном порядке необходимо присвоить мемориалу статус “памятника истории муниципального значения”. Как ни как, а со дня его возведения уже прошло 42 года, правда для истории это небольшой срок, а для человеческой памяти он более чем значительный. А ещё, в заключение хотелось бы сказать, чтобы правда всегда оставалась правдой, а вымыслы не облачались в нашу историю.

Странно другое. Сегодня действия городских властей явно расходятся с позицией Главы государства, уделяющего большое внимание вопросам сохранения памяти о подвиге народа в борьбе за свободу и независимость нашей страны. Привожу его выступление перед школьниками во Владивостоке относящееся именно к этой теме:

“И тогда вот эти события прошлого будут помогать нам реально оценивать, объективно оценивать то, что происходит сегодня, и, более того,  будут помогать нам принимать правильные решения, для того, чтобы в будущем у нас всё сложилось должным образом”. Сказать здесь больше нечего. По сути это понятные и близкие каждому россиянину слова, именно так каждый из нас и думает, а значит и должен так поступать.

Примечание.
В публикации были использованы материалы:
1. Центрального архива Министерства обороны РФ.
2. Центрального архива Военно-морского флота России.
3. Письма Администрации городского округа «Город Калининград».


               
                Продолжение следует...


Рецензии
Я сам русский немец и состою в нескольких немецких, вернее, русско-немецких группах. Был у меня в друзьях в Одноклассниках один из наших русских немцев. Но однажды он заявил, что Россия должна вернуть Кёнигсберг назад Дойчланду! Я помню, что очень вспылил, написал ему пару ласковых и удалил из друзей. А почему не просят у Польши вернуть исконно немецкие земли и города Штеттин (Щецин), Бреслау (Вроцлав) и т.д.? Только, блин, Россия всем всё должна: Курилы Японии, Кубань Украине. Пошли все к чёрту! Никому ничего Россия не должна!

Евгений Берент   29.09.2021 15:02     Заявить о нарушении
Уважаемый Евгений! Полностью с вами согласен.Однако исторические процессы насколько сложны и многогранны, что боль утрат и страданий будут будоражить сердца людей ещё многие, многие годы. Лекарством от этой болезни будет память утрат, потерь и страданий целых народов, более того даже континентов...
С уважением,

Валерий Русаловский   03.10.2021 20:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.