Подкинутая тема

– ДОТОГО – дорогой товарищ-господин, ты подкинул мне интересную тему для наших РЗ – разговорных зрелищ. О мировоззрении, или курсе,  СОВПОВОРОВ.  Советников  директоров,  по воспитательной работе в школе. Я уверен, что им дадут такое сокращённое название. Народ наш, особенно школьники,  мастера придумывать  глупые шутки.
- Глядя на тебя, начинаю верить в это. Что сказать хотел?
- Сочинения Добролюбова под руку попались. В них есть такое – «Задушевные беседы. Совершенный человек. Истинный друг духовного юноши». Думаю, что каждый СОВПОВОР найдёт в нём основу для своей деятельности.   
- Не будь голословным, поясни, докажи актуальность своего наблюдения – мнения!
- Почти цитирую: эти три книги похожи одна на другую, но имеют и различия. Первый автор беседует со всеми, второй  пишет для купцов, третий преподаёт свои наставления  духовным воспитанникам, - как будто для купцов и духовных воспитанников должна быть особая нравственность.  Всего не пересказать! Читай сам и сам думай!
Первый говорит, что «русские делятся на две различные части: верхние слои общества и прочие. Прочие, - это что-то особенное, отдельное. У них одна забота, о своих семейных домашних  делах.  Образованность  должна соединять эти разъединённые части общества, а для этого воспитание должно опираться на начала, лежащие в основе характера каждого русского человека: набожность, преданность царскому  дому, любовь к отечеству, добродушие, гостеприимство, ловкость, сметливость и отвага. Стараться улучшить  общественное устройство – это дело верховной власти, граждане должны только повиноваться законам. Добродетельных граждан  надо поощрять. В этой жизни и в той – вечной духовной. Свобода должна быть допущена в обществе только в виде ТЕРПИМОСТИ (Толерантности). Человек может быть свободным только в диком состоянии, проживая вне общества людей. Хотя и там он не свободен от ПРИРОДЫ. Интересно его суждение о патриотизме.
Я русский и, искренно, всем сердцем люблю Россию, благоденствие, её славу, её величие. Почему? Потому что на этой земле моя малая родина. Здесь я узнавал МИР!
- Мне это направление воспитания нравится, кроме ТОЛЕРАНТНОСТИ. Это же неспособность организма  сопротивляться  паразитирующим элементам!
- Уберём это понятие, оставим ТЕРПИМОСТЬ.
- Что второй автор предлагал?
- Он пускался в рассуждения и боялся новых взглядов, которые, по его словам,  страшная болезнь  полуученой молодёжи.  Не будучи сам заражен этой болезнью, он советовал молодому купеческому  поколению подражать во всём своим предкам.  «Знаю, - говорит, - что они иногда и не чистым путями сколачивали себе капиталы, но это не беда! Кто богу не грешен – бабушке не внук! Зато они вставали со  словом божьим на устах, да и в церкви  божьей жертвовали не мало, - вот и выходит, что они достойные люди!»  Он советует лечить ребёнка от шалостей молитвой и постом. Лучшее наказание – ставить ребёнка на колени – на молитву и сажать на хлеб и воду. Главное – на хлеб и воду.
- А третий «советник по воспитанию» чему учил?
- Он написал 543 наставления. Как должен вести себя духовный воспитанник. На каждый случай в жизни давал положительное и точное правило! Как благодарить за услугу, в каких именно словах, как сказать и что сделать, выпив чашку чаю, о чём говорить при встрече с людьми разных сословий, возрастов, каким именно голосом. Как молиться богу,  чём и о ком, в каких  словах,  после какого слова следует перекреститься,  или положить земной поклон. Как стоять, ходить, сидеть, как ложиться в постель и о чём думать в каждую минуту, когда быть застенчивым, улыбаться, выражать  на лице радость или сожаление и т. п.
ЖРЕБИЙ  БОЖИЙ, так он называл своего воспитанника, избегай шумных и многолюдных улиц; не ходи без особой необходимости по торговой площади, чтобы не наслушаться там нескромных слов и не развратить своего чистого сердца, не ходи в публичные заведения, на публичные гуляния. Помни, ты – жребий божий! Не посещай театральных зрелищ, не читай повестей и романов. (Короче, всё запрещалось). В обществе лиц, высших себя, не начинай разговора; больше молчи и слушай, что они говорят.   С начальниками    говори  голосом не громким, несколько тише их;  никогда не оспаривай их мнений, хотя бы они были противны твоим убеждениям. Начальникам и наставникам, всем, кто выше тебя на лестнице общественной жизни, отдавай почтение «искренне и с любовью». При встрече с ними, обернувшись к ним  лицом, сними шапку и поклонись, и если они спросят тебя,  о чём  ни будь, пока не позволят тебе накрыться, не надевай шапки.  Не забывай принятых в обществе правил обращения; говори ВЫ – к людям, превосходство которых ты признаёшь, и ко всем людям, тебе неизвестным, но почтенным по наружности; ТЫ – к своим друзьям, к прислуге и ко всем, над кем твое превосходство очевидно. И далее, в том же духе.
- Мне нравится такое воспитание! Надо же передавать то, что сами освоили, так или иначе. Дейл Карнеги об том же в своей книге о жизни  пишет.  Давно написал.
- Не примут твои потомки таких наставлений. Им интересно самим доходить до этого ОПЫТА жизни. И положительного, и не очень.
- Ты пошел бы в советники, если бы был на 50 лет моложе? – Нет. – Почему? – Не справился бы. Я одному курсу приучен держаться, а тут НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ налицо, причём,  явная, - без единого государственного мировоззрения. Ошибаешься!  У тебя же есть своё понимание БСБ – более светлого будущего страны и мира, вот и воспитывал бы своего директора в том направлении, своими советами. – Так в реальной жизни не бывает.   В. Лоб.
 
      
         


Рецензии