Король Лир в театре Ионеско

10 сентября 2021 в театре Еуджена Ионеско в Кишинёве состоялась долгожданная премьера пьесы У. Шекспира "Король Лир". Это мощная трагическая мистерия, которую театр готовил 3 года, и большая энергозатратная работа Петру Вуткарэу, выступившего в главной роли. Мы все знаем его великолепную режиссуру. Но на сцене Петру не играл уже 20 лет!

Спектакль многогранный с профессиональным поющим мужским трио и пластически- эмоционально сложной игрой коллектива театра Ионеско. Декора минимум. Но свет, дым, гром, молнии, свечи, настоящая мощная лавина воды - сложных эффектов много. Музыки тоже много, иногда слишком громкой.

Но именно музыка очень важна в начале спектакля. Это простая этническая а капелльная "кынтек де желе" на 3 голоса. Она пробирает, "проедает" сознание  необыкновенной красотой и обреченностью. Поначалу мелодия авторская без слов, и не поймешь, какой это этнос. С середины спектакля - точно наша молдавская тоска по несбыточной жизни. Добрая душа не всегда хороша... Вообщем, масса ассоциаций.

Эффектных сцен много, чередующих, как часто у Шекспира, красное и серо-черное, где красный - это свет, а черный - костюмы. Очень много дыма, тени. В роли странной дымки и фата невесты, которую Лир торжественно одевает на младшую дочь , затем раздраженно отбрасывает, что создает прецедент смысловой арки - белая фата ирреально подвешенная вначале, становится саваном для отца и дочери в финале.

Бездумная щедрость и легковерная гордыня Лира проецирует массу несчастий в царственном семействе, погруженном в грубовато-примитивный деревянный декор. Огня напрямую в спектакле нет, но работа четырех стихий - дыма, воды, дерева и камня- заметна. Стихии - не только атмосфера и декор - они собеседники несчастного отца, не сумевшего наладить диалог с родными дочерьми. Повторюсь, отдельным персонажем становится дымовая завеса, то ли дополняющая действие, то ли как предсказание общего родового пепелища. Намек на огонь - также мощные молнии, учащающиеся во второй трети и финале спектакля, где Лир "говорит с молнией" как со знаком Божьим. И когда душевное состояние Лира близко к безумию, сверху обрушивается мощный поток воды, обнажающий одиночество и бессилие нищего короля.

Ближе к финалу на сцене меньше дерева и грядет время "собирать камни", в "беседе" с которыми Лир пытается инсценировать суд над неблагодарными дочерьми. Его попытки казаться великим все ближе к юродству. А нежелание видеть истинное властолюбие и коварство его родни, приводит к непрерывной цепи предательств готовых на всё персонажей.

Душевная слепота Лира проявляется в реальной серии ослеплений. Близкие люди убивают, травят друг друга. Самоубийства, повешение - безысходный мрак оборачивается лавиной слез в виде грозы и ливня. И все, что может несчастный отец - уйти в мир иной с любимыми девочками, чьи судьбы повязаны в жестокий кровавый узел обмана, измен, алчности и бессилия.

Самое интересное, что достаточно длительная, по сути, эпическая постановка не кажется завершенной. Ибо смерть очевидна как единственное спасение. Трагедия продолжает жить и после спектакля благодаря никак не утихающей народной песне, которую хочется слушать и слушать, терзаясь безысходной жалостью красоты.

Король Лир - редкая по силе трагедия, у которой нет по сути ответа, как дальше жить. И как предотвратить наивные ошибки якобы всесильного короля. Стоит ли все жертвовать своим детям? И стоят ли они безумной любви отца? Ну что тут возразить? Как ответить? Никак. Только проживая родовую ситуацию вновь и вновь, не зная ничего и, тем более, ответов, как стать потомкам счастливее предков.

Как ни странно, доброта и жалость - вот что рождает эта история. Мне очень жаль беднягу Лира и его рассчетливо-непутевых дочек. Жаль всех-всех и нас самих, слепо бредущих по неведомым тропам, мотающим страну из крайности в крайность. Театру Ионеско сегодня 30 лет и мытарствам бедной "независимой" Молдовы столько же.

Но речь о талантливом спектакле и высоко профессиональном коллективе, удержавшем планку форварда современного театра в Молдове в течение трех десятилетий! Актеры труппы Ионеско всегда интересны, индивидуальны и преданы театру. В постановке Михая Цэрнэ "Король Лир" мы убедились  в этом однозначно. И все, что можно пожелать коллективу театра и бесконечно талантливому Петру Вуткарэу - терпения и радости творческих откровений. Да, театр не особо кормит и это видно по чрезвычайной стройности актеров труппы. Но лучше стройность как духовное движение, чем голая погоня за властью и прибылью, не ведущая к развитию и радости озарений. Твори, театр Ионеско. А мы будем рядом с твоей яростной неугомонностью. В творчестве нет ничего невозможного и это навсегда!


Рецензии