Гипотезы - средства от познавательной немочи V

Взято отсюда: https://systemity.wordpress.com/2021/09/12/391/

Хорошо всем знакомый термин "телепатия" от греческого "далеко" и "чувство" не имеет надёжных экспериментальных доказательств и теоретической базы, совместимой с современным физическим знанием. Под телепатией имеется ввиду гипотетическая способность мозга передавать мысли, чувства и образы другому мозгу на расстоянии, либо принимать их от него, без использования каких бы то ни было известных манипулятивных или коммуникативных средств.Термин "телепатия" был впервые употреблён в 1882 году Фредериком Майерсом, сооснователем британского Общества психических исследований. Существует бесчисленное множество заявок на описание телепатических явлений, на что наука неизбежно реагирует: "Не верю!".

Высказывались предположения о том, что феномен телепатии существует не только в человеческом сообществе. Возможно, самый яркий пример телепатической связи животного с человеком описал английский писатель Райдер Хаггард (автор всеми любимого приключенческого романа "Копи царя Соломона) в Journal of the S.P.R. в октябре 1904 года. Ночью 7 июля 1904 года миссис Хаггард услышала, как муж во сне издает странные звуки, напоминавшие стоны раненого животного. Проснувшись, писатель рассказал ей, что испытал во сне "тягостное ощущение сдавленности", словно от удушения. При этом он осознавал, что видит мир глазами своей собаки: "Я увидел старину Боба лежащего на боку в зарослях кустарника у воды. Моя собственная личность таинственным образом словно бы перешла ко псу, морда которого приподнималась вверх под каким-то неестественным углом. Боб словно бы пытался заговорить со мной и, будучи неспособен передать смысл звуками, передал мысленно совершенно явственное представление о том, что он умирает".

Собаку Хаггардов по кличке Боб действительно нашли мёртвой четыре дня спустя в воде с раздробленным черепом и перебитыми лапами. Его сбил поезд на мосту и сбросил в воду. Окровавленный ошейник был найден на мосту наутро после той ночи, когда его хозяину якобы приснился пророческий сон. Уильям Дж. Лонг в книге "Как говорят животные" (How Animals Talk) описал многочисленные случаи проявления телепатического общения среди животных, в частности, в стаях волков, где детёныши, судя по всему, повинуются беззвучным сигналам, посылаемых матерью.

Наиболее известным, профессиональным телепатом был Вольф Мессинг (https://systemity.livejournal.com/5405003.html, https://systemity.livejournal.com/6184508.html), который очень интересно описал проблему телепатии в своей книге "О самом себе". Вот здесь - https://www.youtube.com/watch?v=enr0vf4o-Og&t=678s - с 19-й минуты можно прослушать эти рассуждения, включая о заявлении агрессивного советского борца со лженаукой профессора Китайгородского, выступившего со статьёй в "Литературной газете" с утверждаением о том, что телепатия не может существовать в природе. В начале 70-х я присутствовал в актовом зале Института биофизики в г. Пущино на Оке на лекции Китайгородского. Китайгородский говорил о том, что телепатия как физическое явление существовать не может, поскольку, если бы оно существовало, то это было бы электромагнитное излучение, которое можно было бы измерить, а его никто до сих пор не измерил. После этих слов лектора я демонстративно поднялся и вышел из зала, вызвав недоуменные взгляды присутствующих на лекции. А дело было в том, что за шесть лет до этого я лично убедился в существовании телепатии.

Мне позарез было необходимо разыскать человека, который за несколько дней до описываемого события переехал в город-миллионник, в котором я никогда не был. Я не имел ни малейшего представления о нахождении этого человека и рассчитывал на то, что в адресном столе сумею разыскать адрес другого человека, который возможно знает адрес искомого. Прилетел я в город в 6 часов утра и в ожидании открытия адресного стола ездил по городу на трамвае. В какой-то момент я вышел из трамвая и стал прохаживаться по городу пешком. Примерно через два часа после прилёта и поездок по городу я подошёл к дому, на втором этаже которого у окна стоял разыскиваемый мной человек. Этот человек недавно скончался, но его дочь, слышавшая эту историю из его уст, живёт в Болгарии. Вероятность случайного нахождения человека в этом огромном городе равна абсолютному нулю. Если бы Китайгородский сообщил о том, в науке отсутствуют в настоящее время шансы объяснить существование феномена телепатии, то это было бы совершенно нормально и понятно. А этот борец со лженаукой наглядно продемонстрировал, как делается лженаука.

Несколько слов о "неотделимых" гипотезах, о которых я говорил в третьей части этой статьи. Неотделимые гипотезы - это те гипотезы, которые являются частью научного процесса и не являются предметом опубликования до того момента, пока справедливость предлагаемой гипотезы не будет подтверждена. В начале 70-х мною был разработан метод изготовления тонких плёнок сорбентов на поверхности микроскопных предметных стёкол (Авторское свидетельство SU 607139 Ф1 на изобретение: Андреев Л.В., Евдокимова О.А. "Способ изготовления пластин для тонкослойной хроматографии". Дата регистрации: 03.03.1976, год публикации - 1978.). Эти плёнки использовались для хроматографического анализа различных классов веществ с невероятно высокой чувствительностью и за экстремально короткое время. Метод тонкоплёночной хроматографии был использован для анализа каротиноидов в ганглиях единичной виноградной улитки Helix pomatia (Андреев Л.В., Татрюнас Т., Карнаухов В.Н., Биофизика живой клетки. 1971, №2,с. 84). Я не привожу здесь ссылки на множество моих публикаций по применению одномерной и двумерной тонкоплёночной хроматографии в анализе кортикостероидов, гликозидов женьшеня, пестицидов, фосфолипидов и пр. Упоминания о моём вкладе в хроматографию содержится в книге "Высокоэффективная тонкослойная хроматография", Мир, Москва, 1979.

История изобретения этого метода связана с "неотделимой" гипотезой, возникшей у меня в состоянии полусна. Случилось это в 1969 году. Известно, что уменьшение размера зёрен сорбента приводит к двоякому эффекту. С одной стороны, уменьшение расстояния между зёрнами должно было бы приводить к уменьшению диффузии анализируемых веществ и повысить эффективность разделения, с другой стороны, уменьшение размера зёрен должно привести к эспоненциальному замедлению передвижения растворителя по тонкослойной пластике, что, наоборот, должно приводить к прогрессивному размыванию пятен анализируемых веществ и снижению эффективности разделения. Я понял, что пропорционально с уменьшением размера частиц должна уменьшаться и тощина сорбционного слоя. Так у меня возникла, насколько я знаю, первая гипотеза теоретического обоснования и практического применения нанотехнологии. Впервые термин "нанотехнология" употребил Норио Танигути в 1974 году. Он назвал этим термином производство изделий размером несколько нанометров. В 1980-х годах этот термин использовал Э.К. Дрекслер в своих книгах: "Engines of Creation: The Coming Era of Nanotechnology" и "Nanosystems: Molecular Machinery, Manufacturing, and Computation". Центральное место в его исследованиях играли математические расчёты, с помощью которых можно было проанализировать работу устройства размерами в несколько нанометров.

Гипотеза, которая привела меня к созданию тонкоплёночной хроматографии, была в сущности примитивно проста. При прогрессивном уменьшении размера частиц сорбента возрастает его суммарная поверхность и при сверхмалых размерах частиц возникает конкуренция между когезией (прилипанием) частиц к поверхности стекла и адгезией (слипанием) частиц друг к другу. Плёнка сорбента в отличие от используемого в тонкослойной хроматографии слоя сорбента может образовываться только в тех случаях, когда силы когезии и адгезии равны. Толщина слоя сорбента порядка 15-20 мкм резулируется уже не экспериментатором, а свойствами фракции микрочастиц сорбента. Вот, в сущности, и вся простая на вид гипотеза. Но на практическую реализацию этой простой гипотезы ушёл год интенсивной работы, когда была найдена формула количества различных фракций сорбентов, которое в виде водной суспензии наносилось на микроскопные предметные стёкла для получения плёнок силикагеля и окиси алюминия. Если бы я попытался опубликовать эту исходную гипотезу в научном журнале, то любой рецензент задал бы мне резонный вопрос: "Ну и что?!"

Частицы размером 0.5-5 мкм получались при седиментации водной суспензии мелко перемолотого силикагеля в стаканах высотой в треть метра. Самая мелкая фракция получалась при времени осаждения между одними и двумя сутками. Малейшее отклонение между адгезией и когезией приводило к дефектным плёнкам. Если адгезия превышала когезию, то на микроскопном предметном стекле образовывались бы десятки красивых регулярных волн плёнки, на которых проведение анализа было невозможно, если же когезия превышала адгезию, то образовывались дефектные слои, а не плёнки, которые были непригодны для анализа из-за нерегулярности. Малейшие градиеты температуры приводили к образованию брака. Поэтому высококачественные пластины получали испарением в течение ночи нанесённой на предметные микроскопные стёкла водной суспензии сорбента в микробиологических боксах, в которых достигается ничтожно малый градиент температуры. За один раз можно было изготавливать до сотни тонкоплёночных пластин, что было невероятно экономично с точки зрения аналитических применений.

Я так подробно описываю пример этой "неотделимой" гипотезы, поскольку после её практической реализации я никоим образом не скрывал её от многочисленных интересантов. В 1973 году я доложил статью о тонкоплёночной хроматографии на симпозиуме в Новаки (Чехословакия). Я подробно рассказывал о технологии получения плёнок всем желающим освоить этот метод. Меня приглашали для демонстрации метода в Будапешт и другие места. В реальности его освоили только две лаборантки, одна из которых перешла в соседнюю лабораторию и готовила там тонкоплёночные пластинки в больших количествах. Кроме этих двух лаборанток, не понимавших исходную гипотезу по недостатку образования, никто из больших учёных, включая профессоров и кандидатов наук так ничего и не понял из моих объяснений, и никто, несмотря на мои доклады на хроматографических симпозиумах, так и не сумел освоить технику изготовления пластин для тонкоплёночной хроматографии. Я искренне желал обучить других моему изобретению и ничего не скрывал, а потом много лет пытался понять причину неуспеха других. Только через много лет до меня дошло, что гипотеза оперировала микроуровнем, на котором совершенно иные порядки взаимодействий, а желающие реализовать эту гипотезу мыслили в размерностях не микро, а макро мира. Это - единственное, что могло прийти мне в голову.

Другой пример "неотделимой" гипотезы ещё более характерен своей выразительностью. При разработке своей гипотезы о происхождении жизни (https://www.dropbox.com/s/tx666ilga018yvt/OriginOfLifeRus.pdf, https://systemity.livejournal.com/4661364.html, https://systemity.livejournal.com/4661607.html,
http://systemity.livejournal.com/4661963.html, https://proza.ru/2016/03/06/2564) я исходил из гипотезы о том, что десятилетиями рассказываемые в учебниках сказки про "энергизованную фосфатную группу", являющуюся источником переносимой энергии с помощью АТФ, представляют собой гомерический бред, а настоящим источником энергии в АТФ и АДФ является комплекс их двух фосфатных групп с окисью магния. АМФ же, не способный к переносу энергии, такой комплекс образовывать не может, поскольку у него одна фосфатная группа (http://proza.ru/2018/09/08/378). Действительно, энергии гидролиза MgO, АТФ и АДФ одинаковы.

Рисунок - в оригинале               

Для того, чтобы представить, как могла спонтанно образовываться окись магния из иона магния, мне нужно было в числе некоторых других логически обоснованных предположений представить себе возможность протекания реакции кето-енольной таутомерии с участием сложноэфирного гидроксила. Такой таутомер по моему предположению мог образовываться в составе глицеридов и при участии хлорофиллов при особых условиях с каталитическим влиянием иона магния и существовать в течение ничтожно малого промеждутка времении. Таутомерия - динамическая изомерия, при которой изомеры могут переходить друг в друга, находясь в растворе в состоянии подвижного равновесия. Таутомеры – это структурные изомеры, которые находятся в быстром динамическим равновесии и не могут быть выделены в чистом виде. Доказать существование такого вида таутомерии у меня не было никаких возможностей. Если бы я попытался опубликовать статью, посвящённую возможности существования такого вида таутомерии, то меня бы просто обхохотали химики, не нагруженные моей идеей о том, что АТФ и АДФ - это просто носитель энергии, заключённой в окиси магния, образуемой из иона магния и воды. Я тихонько протолкнул эту свою гипотезу в публикации в не очень презентальном сборнике 37 лет тому назад Зато с помощью своей гипотезы я сумел объяснить такие всеобщие особенности биохимии живых организмов, которые абсолютно не под силу современной науке (systemity.wordpress.com/2021/05/11/280/).


Рецензии
Советую Вам послать статью про историю открытия тонкоплёночной хроматографии в какой-нибудь науч.-поп. журнал.

Леввер   13.09.2021 10:11     Заявить о нарушении