9. 4 Адольф Фесслер

       http://proza.ru/2021/09/14/208
        Адольф Иванович Фесслер родился в Чехии, восьмого апреля 1826 года в Богемии в Дейчброде. В 30-х годах XIX века отец Фесслера вместе с семьёй переехал в Крым, в Симферополь. Здесь будущий художник поступил на работу к каретному мастеру. Известный в те годы в Симферополе художник Ф. Гросс, преподаватель Симферопольской мужской гимназии, заметил у юного каретника склонность к живописи, сообщил ему начальные сведения по рисунку и, убедившись в одарённости своего ученика, порекомендовал ему поехать в Феодосию — учиться у Айвазовского.

        Айвазовский быстро откликнулся на предложение принять на обучение одарённого мальчика. В 1847 году он писал: «Если я увижу в нём (Фесслере) дарования, то разрешу ему заниматься в моей мастерской …». Вскоре Айвазовский взял его в ученики и тот переехал в Феодосию. Фесслер достаточно быстро овладел техническими приёмами живописи, копируя картины Айвазовского.
Пройдёт ещё немного времени, и все увидят, что Адольф Фесслер делает лучшие копии с картин главного русского мариниста. Из-за тяжелого финансового положения семьи и собственной застенчивости Фесслер долгое время не претендовал ни на что больше.

         В 1859 году Фесслер написал две (парные) картины, изображающие крымские прибрежные виды: одну вблизи Симеиза, другую в районе Судака. Обе картины Фесслера носили следы подражания. Хотя в них нет прямых заимствований из произведений великого мариниста и всё сделано с натуры, по тщательно проработанным карандашным рисункам, переведённым в мастерской на полотно, видно, что Фесслер, создавая картины, невольно подражал своему учителю. Творчество Айвазовского и в те годы было разнообразным, и в нём можно было найти высокие образцы для подражания, а не обязательно голубые и розовые виды Южного берега Крыма, которые он иногда писал в пятидесятых годах. Но Фесслер не совсем ещё понял, в чём истинное величие искусства Айвазовского, которое отображало живое движение стихий.

         На картине Фесслера изображён характерный профиль горы Кошка, скал Дива и Монах и далеких гор Южного берега. Колорит картины основан на сочетании голубых, розовых и лиловых тонов. Картина выдержана в пригашенной красочной гамме. Гора в меру детализирована, в ней есть и рельеф, и структура обрывистых склонов — в живописи этой картины видно руку достаточно опытного мастера. Есть ещё одна картина Фесслера, по живописи очень близкая к двум описанным. Это «Пейзаж» 1856 года (находится в Одесской картинной галерее). На ней изображён идиллический вид горного Крыма.

          Фесслер был подготовлен для поступления в специальное художественное учебное заведение. Пройдя длительную выучку у Айвазовского, он мог рассчитывать на зачисление в Академию искусств, но подал заявление в Московское училище живописи и ваяния и в 1860 году он туда поступил, хотя основным местом и учебы, и работы для него оставалась мастерская Айвазовского.

          Пятилетняя связь Фесслера с училищем живописи и ваяния не прошли для него даром. Правда, в его взглядах на творчество, на мастерство художника, на задачи и цели искусства не произошло каких-либо существенных изменений. Но он стал глубже воспринимать природу, его палитра освободилась от приторно красочной гаммы, свойственной ранним работам, живопись стала более серьёзной.

          Картина «Феодосия», написанная Фесслером в 1866 году, предстала перед зрителями, как работа вдумчивого, серьёзного художника, который стремится правдиво изобразить город, который стал для него родным. На картине изображён возродившийся город и оживающий порт. Вдоль дуги Феодосийского залива тянется цепь новых городских домов, построенных в первой половине XIX века, на руинах средневековой Кафы. Начал застраиваться и район Карантина. На рейде возле старого порта стоит несколько шхун, а в сторону мыса Ильи идёт пароход. На переднем плане у самой воды возвышается главная башня средневековой Кафы, окружённая развалинами турецких бастионов, впереди Фесслер изобразил распряжённую мажару, а у неё — пару верблюдов, которые в те годы ещё водились в Крыму. И над всем этим — полуденный час голубого летнего дня. Розовые кучевые облака над горизонтом навевают настроение покоя.

        Через три года после «Феодосии» Фесслер написал «Ялту», изобразив город со стороны Ливадийского шоссе, из того места, откуда много раз писал Ялту Айвазовский и откуда вскоре после Фесслера написал её В. Васильев, а следом за ним — многие другие художники, побывавшие в Крыму. К этому времени искусство Фесслера стало вполне профессиональным. В его «Ялте» есть отдельные места, написанные с настоящим мастерством. В этих картинах четко видно, что Фесслер из копииста вырос до уровня самостоятельного мастера, обладает профессиональной техникой живописи, что он сумел преодолеть прежнюю робость своих восприятий, заговорил своим языком, отразил свои ощущения, своё видение природы.

        А вот картина Фесслера «Симеиз» 1884 года является в полном смысле реалистическим произведением. В её колорите не осталось и следа прежней слащавости цвета. Она построена на сочетании серо-зеленоватых тонов в небе и на море с теплыми охристыми тонами, которыми написаны землю. И сам смысл картины свидетельствует о совершенствовании вкуса художника. Фесслер выбрал момент, далекий от внешнего эффекта. Он написал объяснение, которое наступает после грозы. По серому облачному небу плывут последние клочья грозовых туч, море взволнованно, на берег набегают притихшие волны бури, которая прошла. Только горы скучены под нависшим над ними небом и как бы усиливают впечатление прояснения и умиротворении природы, которое ощущается в мягком накате волны на галечный берег. Эту картину Фесслера отметили бронзовой медалью на Одесской художественной выставке 1884 года.

         Умер Фесслер в Феодосии 8 февраля 1885 года. Художник чрезвычайно скромный, преданный своему призванию, он был наделён настоящим талантом, большой любовью к природе и искусству.
(Продолжение следует. http://proza.ru/2021/09/15/162 Полностью можно прочитать в Литрес, набрать Александр Смольников)


Рецензии
Александр, продолжаю читать про учеников И.К. Айвазовского.

Прочла предыдущую главу о К. Богаевском.Все ученики И. Айвазовского состоялись,
их объединяла любовь к морю и живописи, и Крым, и великий маринист и учитель И.
Айвазовский.
А про А. Фесслера особенно приятно было читать, потому что я в 2020 г. отдыхала в Симеизе и горы Дива, Кошка и Монах видела прямо почти перед собой, отдыхала на галечном пляже. Вот жаль не могла нарисовать, но фотографировала.
Спасибо за интересную информацию о художниках.

С уважением,

Светлана Весенняя   07.02.2022 17:47     Заявить о нарушении
Ух, ты! Здорово! Спасибо, Светлана за отзыв!

Александр Смольников   08.02.2022 04:07   Заявить о нарушении