9. 6. Алексей Саврасов

        http://proza.ru/2021/09/16/322
        В 1848 году в Московском Училище живописи и ваяния проходила выставка Ивана Айвазовского. По окончании выставки учащимся было разрешено снять копии. Одним из копиистов был Алексей Саврасов. В ранних работах Саврасова влияние Айвазовского видно невооруженным взглядом. «Морской берег» Айвазовского и «Вид на Кремль в ненастную погоду» Саврасова словно рассказывают одну историю. Стоящий у моря мужчина, убегающая от надвигающейся непогоды женщина. Затянувшие небо облака — светлее у моря, темнее в городе. Но ураган между ними промчится, кажется, один в этих картинах.

         Алексей Саврасов родился в Москве в 1830 году, в небогатой семье торговца галантерейными товарами в Замоскворечье, где и провёл детство. С двенадцати лет он начал самостоятельно заниматься живописью, рисовал пейзажи акварельными красками на популярные в то время романтические сюжеты, которые видел в журналах. Отец не разделял увлечения сына. Кондратий Соврасов (в XIX веке фамилию писали через о, также подписывался до 50-х годов и художник) мечтал войти в купеческое сословие, иметь собственный большой дом и хотел, чтобы сын продолжил его дело. Он считал художников ремесленниками и малярами, а искусство — делом неприбыльным и несерьезным. Однако талант Алексея Саврасова оценили рыночные торговцы, которые скупали его пейзажи и продавали с наценкой.

          В 1844 году Саврасов поступил в Московское училище живописи и ваяния (МУЖВ). Он продал свои рисунки и внес плату за первые месяцы обучения. Но у семьи настали тяжелые времена: после тяжелой болезни умерла мать художника, и ему пришлось на несколько лет оставить учебу, чтобы помогать родным. Саврасов вернулся в училище в 1848 году, и ему повезло попасть в пейзажный класс к преподавателю Карлу Рабусу.

           Но отец всячески стремился помешать учёбе сына. В ход шли наказания рублем, родительская немилость и даже пленение на чердаке. Отсутствие юноши на занятиях в МУЖВ объяснялось семейными причинами. Только благодаря живому участию в судьбе талантливого ученика педагогов, однокурсников и содействию обер-полицмейстера Москвы Дмитрия Лужина Алексею удалось вернуться в класс Карла Ивановича Рабуса. Карл Иванович вел практические занятия и лекции по теории живописи, рассказывал ученикам о Леонардо да Винчи, Рафаэле и Гёте. Фигура Рабуса в жизни Саврасова – фундаментальная. Выпускник петербургской Академии художеств, талантливый пейзажист, он прославился в первую очередь как педагог, он вырастил и вдохновил Каменева, Герца, Аммона, Бочарова и многих других. Под его началом гений студента раскрылся – о Саврасове мгновенно заговорили как о новом явлении в русской живописи.

          Молодому художнику на тот момент было всего девятнадцать лет. Преподаватель Московского училища живописи и ваяния Николай Рамазанов писал о его пейзажах в журнале «Москвитянин»: «Дышат свежестью, разнообразием и тою силою, которая усваивается кистью художника вследствие теплого и вместе разумного воззрения на природу». В 1850 году Саврасов закончил учебу и получил звание художника.

          В 1854 году выставку, на которой представляли свои работы студенты училища, посетила великая княгиня Мария Николаевна. Она приобрела полотно Саврасова «Степь с чумаками вечером» для своей личной коллекции. Это было неожиданно и для учащихся, и для преподавателей, ведь в собрании княгини хранились работы лучших европейских и русских художников. Мария Николаевна пригласила Саврасова в свой загородный особняк под Петербургом: там он писал пейзажи с натуры. За полотно «Вид в окрестностях Ораниенбаума» Саврасов в возрасте двадцати четырёх лет получил звание академика. На него посыпались заказы на копии картин европейских пейзажистов и мариниста Ивана Айвазовского, которых любила знать. За такую работу хорошо платили, у Саврасова был шанс стать востребованным придворным художником, но он решил уехать обратно в Москву.

         В этот период Алексей Саврасов женился. Его супругой стала Софья Герц, сестра Константина Герца, с которым Саврасов дружил в студенческие годы. Их брат, искусствовед Карл Герц, также оставался близким другом Саврасова долгие годы. В 1857 году художника пригласили преподавать в Московское училище живописи и ваяния, которое он сам не так давно окончил. Карл Рабус умер, и Саврасов стал руководить пейзажным классом вместо него. Алексей Саврасов был знаком с ведущими московскими художниками, меценатами, искусствоведами; в его доме в Москве часто бывали живописец Василий Перов, основатель галереи Павел Третьяков, мастер исторической живописи Михаил Боткин.

         В середине шестидесятых годов Саврасов много путешествовал, посетил Францию, Англию, Данию и Германию. Он знакомился с европейскими пейзажистами, написал несколько видов швейцарских гор.

         Расцвет творчества Саврасова пришелся на семидесятые годы XIX столетия. Он по-прежнему преподавал в Московском училище, его учениками были Исаак Левитан, братья Коровины, Михаил Нестеров. В мастерской Саврасова царил дух свободы, он пренебрегал дисциплиной и позволял подопечным гораздо больше, чем разрешал устав.

          В 1871-м он пишет «Грачи прилетели» - картину, с которой его имя отныне навсегда ассоциируется. Полотно впервые выставлялось на дебютной выставке Товарищества передвижных художественных выставок, одним из учредителей которого был Саврасов. Иван Крамской, сравнивая полотно с работами современников, писал, что у тех есть всё – и деревья, и вода, и даже воздух, но душа есть только у Саврасова в «Грачах». В этот же период Алексей Саврасов написал «Разлив Волги под Ярославлем», «Волга под Юрьевцем», «Весна. Вид на Кремль», «Проселок». Он изображал привычные обыденные виды, природу средней полосы, по-прежнему наполняя пейзажи лирикой и романтическим настроением.

          В конце 1870-х годов период расцвета сменился острым кризисом: Саврасов тяжело заболел, стал пить и от него ушла супруга. Художник и ученик Саврасова Константин Коровин, в книге «Моя жизнь» так вспоминал об этом периоде: «Неожиданно, к радости нашей, в мастерскую вошел Саврасов, но мы все были удивлены: он очень изменился, в лице было что-то тревожное и горькое: он похудел и поседел, и нас поразила странность его костюма: одет он был крайне бедно, на ногах его были видны серые шерстяные чулки и опорки вроде каких-то грязных туфель…» Посмотрев на своих учеников он сказал: «Ну что, — сказал он, как-то странно улыбаясь, — давно я не был у вас. Да, да... давно. Болен я и вообще...»

          Художника уволили из училища, в котором он работал двадцать пять лет. Друзья старались помочь ему, но безрезультатно. Он не смог отказаться от вредной привычки, хоть продолжал писать, но в его работах в восьмидесятые - девяностые «почерк» стал неровным, сказывались проблемы с алкоголем, резко ухудшившееся зрение и нищета, в которой прозябал художник. Среди работ периода - «Пейзаж. Село Волынское», где появляются непривычные для Саврасова элементы – дымящие трубы, заводской смог. А его работы в этот период за бесценок скупали перекупщики. Алексей Саврасов умер в 1897 году в Москве.
Продолжение: http://proza.ru/2021/09/28/1226


Рецензии
Александр, да, "Грачи прилетели"-визитная карточка художника А. Саврасова.На картине всё узнаваемое, знакомое, родное!

Жаль, жизнь художника была тяжёлой почти с детских лет, рано лишился матери, не было поддержки от отца. НЕ эти ли переживания спустя годы привели к алкоголю? И прожил художник последний период жизни в страданиях.
Спасибо за рассказ ещё об одном художнике, связанном с И. Айвазовским собственным творчеством.

С уважением,

Светлана Весенняя   10.02.2022 22:33     Заявить о нарушении
Да, очень печально, когда такие великие люди приходят к такому завершению ... всего. Спасибо, Светлана! С уважением - АВС.

Александр Смольников   11.02.2022 08:16   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.