Блок. Когда я создавал героя... Прочтение

.                Александр Блок
  .          .           том II
      « Р а з н ы е      с т и х о т в о р е н и я »

74. «Когда я создавал героя…»





       * * *   

                Когда я создавал героя,
                Кремень дробя, пласты деля,
                Какого вечного покоя
                Была исполнена земля!
                Но в зацветающей лазури
                Уже боролись свет и тьма,
                Уже металась в синей буре
                Одежды яркая кайма...
                Щит ослепительно сверкучий
                Сиял в разрыве синих туч,
                И светлый меч, пронзая тучи,
                Разил, как неуклонный луч...
                Еще не явлен лик чудесный,
                Но я провижу лик – зарю,
                И в очи молнии небесной
                С чудесным трепетом смотрю!
                3 октября 1907






     Имеем предельно точное описание «тезы» русского символизма. Сравните:

Блок Александр Александрович. "О современном состоянии русского символизма":
     «Теза: "ты свободен в этом волшебном и полном соответствий мире". Твори, что хочешь, ибо этот мир принадлежит тебе. "Пойми, пойми, все тайны в нас, в нас сумрак и рассвет" (Брюсов). "Я – бог таинственного мира, весь мир – в одних моих мечтах" (Сологуб). Ты – одинокий обладатель клада; но рядом есть еще знающие об этом кладе (или – только кажется, что и они знают, но пока это все равно). Отсюда – мы: немногие знающие, символисты.
    …Дерзкое и неопытное сердце шепчет: "Ты свободен в волшебных мирах"; а лезвие таинственного меча уже приставлено к груди; символист уже изначала – теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие; но на эту тайну, которая лишь впоследствии оказывается всемирной, он смотрит как на свою; он видит в ней клад, над которым расцветает цветок папоротника в июньскую полночь; и хочет сорвать в голубую полночь – "голубой цветок".
     В лазури Чьего-то лучезарного взора пребывает теург; этот взор, как меч, пронзает все миры: "моря и реки, и дальний лес, и выси снежных гор", – и сквозь все миры доходит к нему вначале – лишь сиянием Чьей-то безмятежной улыбки.
      
       Лишь забудешься днем, иль проснешься в полночи,
       Кто-то здесь. Мы вдвоем, –
       Прямо в душу глядят лучезарные очи
       Темной ночью и днем…
                (Вл. Соловьев)
      
     …Золотой меч, пронизывающий пурпур лиловых миров, разгорается ослепительно – и пронзает сердце теурга. Уже начинает сквозить лицо среди небесных роз; различается голос…
                Март – апрель 1910»

     Стихотворение – как из Первого тома. Не мутные потоки похоти, как в предыдущих, а как удары молота о наковальню в подвиге чистого служения. И его священная троица – Дева, проглядывающая в  Заре, которая есть – призыв Господен, то есть –  Купина! – смотрит на него, не отводя взгляд от его взгляда:

                …я провижу лик – зарю,
                И в очи молнии небесной
                С чудесным трепетом смотрю!
*
Из Примечаний к данному стихотворению в «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах» А.А. Блока:
     «
     - «Щит ослепительно сверкучий ~ И светлый меч, пронзая тучи // Разил, как
неуклонный луч ...» - Метафорические  уподобления солнца огненному небесному щиту, солнечных лучей - мечу (или копью, стреле) восходят к древнейшим мифопоэтическим представлениям (см.: Афанасьев, 1. С. 215-217, 245-246), воспринятым и христианской образностью.
     Героические атрибуты в данном случае могли также иметь аналогии с миром образов Вагнера (тетралогия "Кольцо Нибелунга"). См.: Магомедова Д.М. Блок и Вагнер// Zbomik Radova instituta za strane jezike i knji~evnosti. Sv. 6. Novi
Sad, 1984. С. 203.
     Характерно, что в стихотворении воскрешается значение образов "меча" и "щита" как символов  духовного дерзания и жизнетворческого подвига, актуальных для первого тома и подвергнутых переоценке в творчестве Блока 1905-1907 rr. - в поэме "Ночная Фиалка" ("Вот рассыпался меч, дребезжа.// Щит упал"),стих. "Балаганчик" ("деревянный меч"), "За холмом отзвенели упругие латы ... " и др.

     - «Еще не явлен лик чудесный ...» - Ср. в стих. "Вися над городом всемирным ... " (1905): "И если лик свободы явлен".

     - « ... Но я провижу лик - зарю ..» - Мотив воплощения небесной идеи, восходящий к поэтической символике первого тома.


Рецензии