Получасовые рассказики. Селёдочная голова

Рассказик двадцать четвёртый

 
Рассказывая историю своей семьи, я не соблюдаю хронологию, а следую за своей памятью, как запомнилось мне из рассказов моей бабушки о её родителях, сёстрах и братьях, о войнах, голоде, жизненных обстоятельствах или событиях порой мне непонятных, но сидевших в детской моей голове неразрешёнными вопросами. Некоторые воображаемые мною картины событий, так и остались картинками без подписи, принятые мною на веру, неуточнённые.
      
Например, серая беззвучная картинка: очень злые, очень молодые всадники, размахивающие шашками, с разинутыми в крике ртами. И разбегающиеся с базарной площади в страхе люди.
Память сохранила, что это кадеты входят в город. Гражданская война.
      
Ещё страшная для меня картинка. Умирающие от голода люди. На улице. И, если лежащий на земле человек зевает, то ему уже не помочь. Вот такая очевидность.
Когда было? Наверное, это уже тридцатые.

Я не была почемучкой, да и перебивать бабушку во время её рассказов о прошлом было не всегда к месту. Вспоминая, она иногда плакала, а иногда сказанное просто не укладывалось в голове.
      
Например, в какой-то период бедности, я не знаю точно, когда, но бабушка рассказала, как сшила себе юбку из мешка, которая ей жутко натёрла ноги, до крови. И это было непонятно. Как выглядит юбка, сшитая из мешка? Мне представлялся мешок с картошкой, весь в земле. Потом, слегка поумнев, я поняла, что скорее всего юбка была сшита из мешковины, просто другого материала не было. И выглядела она приемлемо, ведь бабушка моя шить умела отлично. Но ходить в этой юбке было ужасно…

Ещё один рассказ о том голодном времени держал меня в недоумении. Бабушка рассказывала, как однажды она нашла на базаре селёдочную голову. Подняла её с земли, принесла домой. Дома она ее вымыла и сварила борщ. Я ничего не поняла. Я представляла себе маленькую селёдочную головку, солёную и, может быть, ржавую. Я знала, что семья была большая, а значит борщ варился в большой кастрюле. Как!? Как такая головка могла сдобрить борщ, придать ему питательность или вкус? Было так жалко всех, бабушку больше всего, что ей пришлось кормить детей этим борщом.

Я всё-таки потом спросила, хоть и не была почемучкой. У мамы спросила. Оказывается, что нормальный вес селедки сорта «астраханский залом» был минимум три килограмма, то есть и голова у нее была соответствующая. И необязательно, что солёная. Ну а что с земли поднятая, так голод же был.

Через много лет, в доме моего двоюродного брата, страстного охотника и рыболова, я увидела, вымачиваемую в эмалированном тазу, разлёгшуюся на весь таз рыбину. Я спросила, что за рыба? Это был «астраханский залом», маленький. Два килограмма! По-настоящему крупные уже перевелись.
    
А прошлой весной от своего однокурсника, живущего в Астрахани и любителя рыбной ловли узнала, что «астраханский залом» уже не ловится…


Рецензии
Я так и подумала! Маленькая ржавого цвета голова рыбы, из которой не сваришь даже похлебку собаке. Про "астраханский залом" слышу первый раз. Может потому что не увлекаюсь рыбалкой? Не довелось услышать.
Очень люблю рассказы о прошлом. Неожиданно выскочит то слово уже не употребляемое.
То интересный семейный обычай. Воистину такие воспоминания обогащают. В учебниках истории такого не прочитаешь. Только так, как в старину. Из уст в уста.
Мне очень нравятся Ваши рассказы!
С улыбкой Наталья

Наталья Морозова 12   06.09.2022 17:35     Заявить о нарушении
Наташа, здравствуйте! Специально просмотрела материалы про селёдку "астраханский залом". В современных источниках говорится, что вес достигает 2-х килограммов, а длина 60-65 см. Это тоже не мало. Но мама говорила, что до войны, а жили они на Волге, в Сталинграде, покупали и 3-х килограммовый залом. Вот цитата: "Рыба-исполин. Когда-то отдельные экземпляры волжской селедки достигали исполинских размеров – чуть ли не метр в длину при весе в несколько килограмм. Такую селедку волжские рыбаки уважительно называли «залом» - мол, даже в стандартную бочку для засолки не помещается. Приходилось селедочные тушки для засолки «заламывать» - сворачивать полукольцом"... Иллюстрацию пока не нашла. Надежда.

Надежда Дмитриенко   09.09.2022 17:06   Заявить о нарушении