Б. Можаев о геноциде
Кроме того, у литературы есть и другие предназначения.
Например, быть утешением, средством забыться и отвлечься от того, что называют злобой дня.
Хотя, преобладает, всё-таки, такое мнение, что писатель – это ум честь и совесть эпохи даже больше, чем считалась когда-то КПСС.
Писатель Б.Можаев в статье «Высший суд» писал:
«Казалось бы, что может сделать один художник в разливанном море всеобщего безумия?
Ну кто из сильных мира сего, из власть имущих слушает его?...
Должен ли художник отвечать за общий ход развития истории цивилизации или не должен?»
- Вопрос об ответственности литературы за то, как отзовётся её слово, звучит риторически.
А вот мнение о «приблудном сочинительстве» звучит конкретно и убедительно:
оно «существует для того, чтобы увести читателя и зрителя от реальной действительности, от её больных сторон и тревожных вопросов.
…Художественную беспомощность этих серых произведений …пытаются компенсировать всё той же рекламой или похвалой угодливой критики, или принудительным тиражированием, или даже присуждением официозных премий и наград» - писал Б.Можаев.
Оказывается, проект «ликвидации бесперспективных деревень» в СССР был задуман в годы безраздельной власти Политбюро ЦК КПСС.
В целях экономии готовилось решение прекратить поддержку малых деревень, переселять их в поселки с дешёвыми многоэтажными домами.
Перестройка с лихвой перевыполнила эти планы КПСС.
Статьи Б.Можаева в защиту земли и земледельца неминуемо содержали критику системы власти, их запрещали, «как горькую контрреволюцию».
Реальная, не газетная жизнь в деревне выглядела в произведениях Б.Можаева новым крепостным правом. Чего стоило одно запрещение выдавать колхозникам паспорт, которое действовало до 70 годов прошлого века. Для мужчин шансом убежать из колхоза была только служба в Армии.
Или тюрьма.
Яркий образ системы партийного и чиновничьего крепостничества описан в повести «Живой», или «Из жизни Фёдора Кузькина», опубликованной А. Твардовским в 1966 году.
Спектакль в театре на Таганке по этой повести после показа был запрещён.
И вновь появился на сцене только через 20 лет.
В советской послевоенной литературе такой правдивой, острой сатиры на стиль партийной работы в деревне, кажется, не было.
Казалось бы, сам факт одобрения такой острой критики прошлых ошибок или искажений «линии партии» обещает недопущение ничего подобного впредь.
Но жизнь в очередной раз показала, что литература не является самостоятельной силой.
Она становится силой только во властных руках политиков, направляющих её в нужное русло.
Удивительно, но после острой критики советского колхозного строя и провинциальной «партийной номенклатуры» в повести «Живой» Б.Можаев пишет произведения гораздо более слабые с явным намерением посмешить читателя сатирой на советские реалии.
В «Истории села Брёхова..», в сюжете бытовой неурядицы с переносом двери коммунальной квартиры («Полтора квадратных метра») просматриваются явные «попытки юмора»…
Смех способен понизить градус возмущения чем-то отвратительным.
На фоне впечатлений от повести «Живой» сатирические опыты Б.Можаева могут показаться отступлением от острой социальной темы в легковесную сатиру уровня журнала «Крокодил» или ранних рассказов Чехова.
В обилие сюжетов с претензией на юмор социальная тема просто тонет.
Когда клоун на арене плачет ручейками, это смешно.
Когда писатель смешит читателя, отыскивая смешное в уродливом, это более чем грустно.
Это выглядит уклонением от правды и бегством с поля боя за неё.
Жизнь даёт пищу и для чувства юмора. Но в смехе над тем, что вызывает праведный гнев или естественное омерзение, есть что-то уродливое…
В 90-е годы Б.Можаев пишет несколько статей, в которых он возвращается к боли своей души за российскую деревню и за страну.
«Надо… разобраться в том, что же произошло в 1929 -30 годах. Что же надо сделать для этого?
Для начала самую малость: признать коллективизацию преступлением против народа».
Обобщая свои выводы, Б.Можаев заявляет, что есть все доказательства «безумия произвола коммунистов».
Одну из последних статей об истории ликвидации русской деревни он назвал «Геноцид»:
«Какая же сила помогала ничтожному меньшинству преследовать несчастный голодный народ…?
Сила эта сатанинская… Только сатанинская власть может выдавать за истину гнусную ложь…
И главное – требовать веры в правоту и необходимость своего дела, т.е, оправдывать геноцид.
…Опомнитесь, господа большевики-демократы! ..мы погубили экономику и теперь замахиваемся на такой же скорый передел и распродажу земли… ».
Разумеется, в прежние времена за такие слова могли «привлечь» к ответственности.
А в наше время эти слова утонули в хоре осуждений прошлого, на фоне которых будущее обещает быть лучше.
Ещё в 1994 году Б.Можаев бил тревогу о том, что «под предлогом «выравнивания границы» и «улучшения её охраны» к Китаю отошли большие участки земли.
Под видом аренды земли китайцы и корейцы становятся хозяевами на Дальнем Востоке.
Озвучена идея спасения России ценой продажи Сибири США.
В статье «Высший суд», говоря о смысле деятельности истинного художника, Б.Можаев пишет:
«истинный художник …никогда не уклоняется от самых острых и крутых моментов бытия».
Ни требование суда над историческими событиями, ни обвинения советской власти в геноциде своего народа не прозвучали набатом для литераторов и политиков.
Власть больше не «содержит» союз писателей, не заказывает писателям «музыку».
И союзы, и писатели, вроде, сами по себе: никто не принуждает их к тому реализму, который удобен сегодня власти.
Отчего же расцветают так пышно в литературе все признаки злокачественного «приблудного сочинительства»?
Неужели и сегодня оно «существует для того, чтобы увести читателя и зрителя от реальной действительности, от её больных сторон и тревожных вопросов»?
И на какие важные вопросы сегодняшней жизни может литература ответить, если, фактически, без ответа остаются вопросы о недавнем прошлом?
Появились даже предложения не «ворошить прошлое», не сеять раздор и смуты.
Одним словом, «замять» всё, что показалось кому-то геноцидом, предательством или политическим бессилием.
А то, что хлынуло под видом критики и осуждения прошлого, служит не пользе дела, а оправданию ещё больших безобразий жизни.
Разоблачения прошлого нужны только для того, чтобы внушать нам простой вывод:
уж, если прошлая власть была «сатанинской», то сегодняшняя - не иначе как ангельская…
И даже попытки литературы выразить сомнение в этом уже можно считать её подвигом.
Свидетельство о публикации №221092101089
Талгат Алимов 06.12.2021 16:32 Заявить о нарушении
У Можаева было другое мнение.
Геннадий Гаврилов 06.12.2021 21:30 Заявить о нарушении
Б. Можаев, конечно, не из последнего ряда российской словесности ХХ века, спасибо за вашу классификацию его проявлений, повесть "Живой", несомненно, - вершина его творчества, заслуживающая статуса хрестоматийной.
Что до "геноцида", так не только нашего отечества - внутренняя история и всех других наций является ничем иным как геноцидом трудового народа, пик которого обнаруживается уже в катастрофах всеобщей истории:
И ту же сермяжную рать
Прохвосты и дармоеды
Сгоняют на фронт умирать.
Закончится ли когда выделение человечества из животного, варварского, состояния, попадёт ли оно когда из царства необходимости в царство свободы? - вот в чём вопрос. И что для того, чтоб попало, надо делать, что сознавать?
Согласиться с тем, что та или иная внутренняя политика тех или иных властителей в той или иной стране была ошибкой, злом, - а глубже нет ничего в публицистике Ю. Можаева, - этого слишком мало для разрешения обозначенного вопроса.
Александр Турчин 03.12.2024 09:19 Заявить о нарушении
- на фоне всеобщего "одобрямса" это не так уж мало. Но согласен с тем, что этого недостаточно.
Геннадий Гаврилов 03.12.2024 09:38 Заявить о нарушении