Опасный жанр

Уже на четвертом томе "Моей борьбы" Карла Уве Кнаусгора наступает пресыщение и пропадает желание читать дальше. Читателя не покидает ощущение, что чего-то существенного не хватает. Одного того, что автор предельно откровенно рассказывает о себе, о своих переживаниях, одной только достоверности его эмоций явно недостаточно.

      Конечно, нельзя отрицать, что это все-таки художественный жанр, и мы читаем не автобиографию, в которой все факты правдивы, а автор тождественен герою.
      
      Автофикшн – жанр противоречивый. С одной стороны, писатель невероятно откровенно рассказывает о своей жизни, однако, с другой стороны, произведение является плодом его воображения. Часть текста – правда, а часть – вымысел, но читатель предполагает, что всё есть правда.
 
      Ничто не мешает автору автофикшн оскорблять собственную честь или вмешиваться в свою личную жизнь, но только свою, а не чужую. Перед возмущенными персонажами авторы оправдываются тем, что поступили с собой наиболее беспощадно.
       
      Автофикшн как жанр – отнюдь не достижение нашего века: он встречается и в более ранней литературе. Еще в 1890 году первый профессиональный писатель Финляндии Юхани Ахо (1861–1921) написал роман "Одинокий", за что едва не поплатился своей жизнью. Дело в том, что Юхани Ахо был безответно влюблен в Айно Ярнефельт, и в своем романе он тяжело исповедовался как о безответной любви к ней, так и о своей поездке в Париж, где пустился во все тяжкие.
 
      Для соперника Юхани Ахо – Яна Сибелиуса – это было уже слишком! Сибелиус серьезно подумывал, не вызвать ли Ахо на дуэль. К счастью, до этого не дошло. Любой исход этого поединка был бы для Финляндия невосполнимой потерей.
 
      Сегодня жанр автофикшн необычайно популярен. Возможно, это объясняется тем, что как веяние времени он сродни откровениям в соцсетях, реалити-шоу и длинным напечатанным постам. Журналисты его очень любят: отпадает потребность в проведении интервью, когда респондентом становится само художественное произведение.
 
      Нужно признаться: для меня этот жанр интересен вдвойне – и как для читателя, и как для автора. Я верю в фикшн и готов его защищать, но, как человек, живущий во времени, все больше пишу о себе. Потому что жизнь – это мгновения. Ничего другого нет.
 
 
22 сентября 2021 г.

© Андрей Тарзалайнен, 2021.


Рецензии