Блок. Она пришла с заката... Прочтение

«Она пришла с заката…»






        * * *   

                Она пришла с заката.
                Был плащ ее заколот
                Цветком нездешних стран.

                Звала меня куда-то
                В бесцельный зимний холод
                И в северный туман.

                И был костер в полно'чи,
                И пламя языками
                Лизало небеса.

                Сияли ярко очи.
                И черными змея'ми
                Распуталась коса.
               
                И змеи окрутили
                Мой ум и дух высокий
                Распяли на кресте.

                И в вихре снежной пыли
                Я верен черноокой
                Змеиной красоте.
                8 ноября 1907






     7 ноября 1902 года состоялось решительное объяснение  меж Блоком и Л.Д.
Блок признался ей в любви, а она приняла его признание.
     Блок полагал, что Л.Д. – Дева, Заря, Купина:
     «… однако меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать).»
             Блок. Из не отосланного письма к Л.Д.
     А Любочке хотелось целоваться:
     «Из Казанского собора мы пошли в Исакиевский. Исакиевский собор, громадный, высокий и пустой, тонул во мраке зимнего вечера. Кой-где, на далеких расстояниях, горели перед образами лампады или свечи. Мы так затерялись на боковой угловой скамье, в полном мраке, что были более отдалены от мира, чем где-нибудь. Ни сторожей, ни молящихся. Мне не трудно было отдаться волнению и "жару" этой "встречи", а неведомая тайна долгих поцелуев стремительно побуждала к жизни, подчиняла, превращала властно гордую девичью независимость в рабскую женскую покорность.»
              Блок-Менделеева Л. Д. «Были и небылицы о Блоке и о себе»

     Прошло ровно пять лет. И вот герой стихотворения уже не в силах разобрать, кто перед ним – пришедшая из зари заката или вползшая в сердце змеиная красотка. Он – распят на кресте… Это он исполняет высший свой долг самопожертвования или  – ублажает черноокую?

      Всё это – кошмар антитезы, конечно же:
      «Золотой меч погас, лиловые миры хлынули мне в сердце. Океан – мое сердце, все в нем равно волшебно: я не различаю жизни, сна и смерти, этого мира и иных миров… я произвел заклинания, и передо мною возникло наконец то, что я (лично) называю "Незнакомкой": красавица кукла, синий призрак, земное чудо.
Это – венец антитезы…»
               А.А. Блок. «О современном состоянии русского символизма»

     – …И в вихре снежной пыли…  –  из воспоминаний Л.Д. об объяснении Блока:  «Мы вышли молча, и молча, не сговариваясь, пошли вправо – по Итальянской, к Моховой, к Литейной –  к нашим местам. Была очень морозная, снежная ночь. Взвивались снежные вихри. Снег лежал сугробами, глубокий и чистый. Блок начал говорить.» 
               Блок-Менделеева Л. Д. «Были и небылицы о Блоке и о себе»
      
Из Примечаний к данному стихотворению в  «Полном собрании сочинений и писем в двадцати томах»  А.А. Блока:
     « – ... Змеиной красоте… –  Мотив "змеиной красоты", постоянный в характеристиках лирической героини "Снежной Маски" и "Фаины", возможно, соотносится с характеристикой "красавицы Яги" в фольклорной балладе С. Городецкого "Яга"…»


Рецензии