Язык до Киева, таки, довёл...

     Два пути в Москву были пройдены Сигизмундом Герберштейном в начале 16 века через Новгород и через Смоленск, сам Герберштейн не был нигде внутри Московии, кроме Царева Займища под Можайском, утверждают источники. К вопросу не о Московии того времени и что считать Московией, а о месте нахождения Киева. Герберштейн не мог попасть в Смоленск минуя Днепр и Десну, и отсюда вопрос, а где был город Кия в начале 16 века? А на Припяти, на притоке Днепра, где он и указан: Kiow расположен выше по течению того места, где Десна впадает в Днепр. Это очевидно - явно не том месте, где сегодня стоит столица Украины. По Десне же расположены Чернигов (Czernigo) и Стародуб (Staradub), и ряд старинных русских городов, тут ошибиться невозможно. Дубровна почему-то Duwrowna, а выше Смоленск. Слева Toropez, Biela, а по Западной Двине - Orsa, Витебск, Полоцк. Справа по Оке: Мценск, Тула, Муром, Рязань и все города на своих местах. В чём и дело. Там, где картограф не бывал, всё сходится, а там, где шёл мимо (по воде или на оленях), щупал и нюхал, измерял рулеткой, там информация не вяжется с существующей действительностью, и тут два вопроса. Почему так и что это всё значит?

     А вот и оправдывающее тому высказывание, почти нашего современника, не отличающееся чистотой изложения мысли, если не наоборот, мудрое. Всего одно предложение: «Карты России Герберштейна, приложенные к изданию его записок о Московии 1556 г., были составлены еще тогда, когда у нас не было писцовых книг, когда правительство наше само имело крайне смутное представление об отдаленных областях Московского государства» - А. Дмитриев (Исторические документы Перми Великой). О какой России говорит уважаемый учёный и краевед, смешивая понятия «Московского государства», если речь о Московии? Ну, это разные вещи, прежде всего, и документ что перед нами: «Хорография Московии» (карта Герберштейна). Карта вышла спустя 20 лет после его возвращения, в ней масса неточностей, кому-то не нравится размер озера Ильмень, а я вот не вижу реки Сож. Нет на карте, хотя она не уступает по размерам Десне. Насколько интересен и точен географический материал в деталях, так это в названиях, ну и в том, что Киев не на своём месте.

     Очень уж информативны названия на латыни: Czern-igo (внутри корень «ер») - Чорнае igo, Черно иго, Черный иго, что вполне укладывается в логику прозвища на контрасте с Белой Русью (Беларусью ныне) и топонимами - Biela рядом с Торопец и Тверью, и Russa на Ильмене. Московия названа своеобразно: Otwer Moskovia. Термин "Ot w er" может звучать как Другой, Открытый, Адкрыты (Ад ш ер), Відтепер (отныне) и Отвори (серб). "Муж в Тверь - жена в дверь", что называется, вскоре то и случилось - началась Смута, а "смута" в переводе - женщина, пришла династия Романовых. Moskovia, что и "Куявия", с тем же окончанием "тяжести" на конце - Мне тяжело - дословно. К славянским словам (*kyjь, *kou-, *kov-), типа Куявия, добавляется мос- только спереди. Мне цяжка, твърд съм, jestem twardy ("твердили миру" вспомнил начало басни у Крылова). Сюда же подойдут производные - весомый вклад (неважно куда) и чувство собственного достоинства, и... Увлёкся, то есть Московия "от-крытая" в теологическом смысле земля. Жди Покрова. Ну это и понятно - в исторической канве самые старые города Чернигов, Киев, Стародуб, а Верховские княжества как раз обосновались по Оке, и через сотни лет после Киева источники зафиксировали Москву (1147). Вопрос спорный на самом деле, когда археолог Б.А. Рыбаков в 1991 году состарил Киев лет на 500 разом на основании некого артефакта, то тут надо заметить, что это тот самый год выхода Украины из Союза, а во-вторых (не сомневаясь в подлинности находки и достоверности хронологии), какому населённому пункту, жителям какого городища она принадлежала? Не Киеву. Не Киеву, а тому месту, откуда её извлекли, потому что потому... Судя по карте Сигизмунда Гербернштейна, а это такой же источник что и летопись, даже более информативный, Киев стоит на слиянии Днепра с Припятью, а на "его" месте вроде как Черновцы? не могу разобрать, может другой город при впадении Десны...

    Следующий вопрос о названиях, нам до боли знакомых. Если так: «C zern igo», то «Центральный иго» или «C нулямі n igo», учитывая составляющую «zer/зеро» (Nuly n igo, C нули n igo). "Златостол" в Тмутаракани, выбор места под столицу на Дунае, затем крещение и великое княжение, и как-то оно всё в строчку... А Стародуб так и вовсе святой  St-ar(a)dub - немецкий язык определил как Stern - Звезда, зорка, зирка, зірка, zvezda на всех славянских... Сейчас это СтарОдуб, а тогда - СтарАдуб... Кстати, слово Брянск - Бранск в Беларуси и это понятно: ра - бог солнца. Так же и Киев (Kiow): Ki ow = Co to(чех), ;to to(хорв), Kaj to(словен), Шта то(серб), и т.д. Соты, мёд и медовая столица Полоцк - ассоциации. То - есть - омега, ныне просто частица русского языка, ничего не значащая, как и суффикс «кий». Рус-с-кий, что означает? Это слово невозможно объяснить не зная алфавита. Ру - кружочек (рулетка), кий - палочка (исторический шест, князь), а всё вместе - семья славян. Язык довёл до Киева. Но и этого мало! Главная река называлась - Кия - один из переводов Данаприса (Днепра, Борисфена). Всё логично: Кий на Кие при впадении Припяти от слова пять, распятие, пятница и прочая... Из той же терминологии - Пятовск, чуть выше по течению Десны у Стародуба. Неужели этой карты никто не видел? А если видел... Куявия!

     Я могу в эту статью вкратце включить историю Киева, но она ничего не объяснит, а только запутает историю. Все сведения от летописей, саг, легенд разных народов говорят примерно об одном и том же, только без указания конкретного места. Топонимика гор с необъяснимой этимологией, умиляет. При этом совершенно неизвестно, это братья получили имена от гор, или горы прозвались по именам братьев? Напоминает структуру Новгорода на Волхове (Ильмене) с концами (Людин, Неревский, Загородский, Славенский и Плотницкий) и не только. Но это уже поздняя версия расселения после того, как произошло призвание руси. И опять три брата - история, таки, просто повязана этимологическим мифом от основателя и имеет свойство раздуваться. Когда о самом Кие сведений - ноль. Но пишут много, а это верный признак - путать следы. Ходил к царю, удостоен почестей, искал место, где обосноваться, даже кочевал. На Дунае есть Киевец, уменьшительное имя наводит на классическое произведение "Отцы и дети" и путь следования, вперемешку с Троянским конём. Вот он на Днепре, но где? Летопись о событиях первого тысячелетия от р.х. сообщает: Кий, живший на днепровских «горах» вместе со своими младшими братьями Щеком, Хоривом и сестрой Лыбедью, построил город на правом высоком берегу Днепра, названный в честь старшего брата Киевом. Также Кий назван основателем городка Киевец на Дунае. От Кия и его братьев летописцы и выводили полянское племя, но вот незадача, и тут логикой не вяжется читанное, а концы не сходятся, если внимательно:

     Имя Хорив связано с названием горы Хоривица, которое не сохранилось в позднее время.
     Название горы Щековица, на которой якобы жил Щек, сохранилось позже в форме Скавица.
     О имени горы Кий - ниже, она имеет более интересное происхождение...

     Ну, не пойми о чём... Имя брата связано с горой, горы такой нет, но второму повезло больше, только имя другое. У брата старшего горы нет в основании прозвища, но это так кажется на первый взгляд. Имя Кий исследователями возводится к славянским словам *kyjь, *kou-, *kov- в значении «посох, жезл, деревянный молот». И вот это меня зацепило. Деревянный молот - это киянка в просторечии, предназначена для выравнивания и гнутья пластин. А это уже поле. Лист жести мне напоминает ровное место, не гору явно, и вот ты киянкой творишь, изготавливая тебе необходимые вещи и детали. Ты кровельщик, специалист от протечек в доме. Но, если бы не одно но... Когда могла появиться киянка? Молот женского рода мог появиться с появлением листового железа (меди, серебра, золота, сплавов). То есть гипотеза явно запоздалая, основанная на сравнении с современным инструментом для пущей убедительности. Философская насмешка, как и с деревянным рублём.

     Идём дальше. «Имя „Кий“, возможно, происходит от тюркского слова kiy („берег реки“)», а возможно и нет... Есть версии, что это сама река (прямой перевод Данаприса, прежнего названия реки Днепр - Кия). Чему удивляться, если есть Кама. Разве задаться вопросом, это имя реки от камня, или камень от неё? И потом (к чему я всё веду), с чего бы это полянам - лезть в горы, чтобы стать полянами... в горах? Ну так написано. Ну, вот пусть они и подумают, особенно кто цитирует. Подсказываю единственно верный путь поиска ответа - теология. Тогда всё сойдётся, даже имена гор и фамилии. Чехов (Антон Палыч) ведь чехом не был. Но в русском и забытом языке есть слово зачехвостилась - река покрылась льдом. А вот и подтверждение тому. Перевод Д. С. Лихачёва: «Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами; ибо и до той братии (о которой речь в дальнейшем) были уже поляне, и жили они все своими родами на своих местах, и каждый управлялся самостоятельно. И были три брата: один по имени Кий, другой — Щек и третий — Хорив, а сестра их — Лыбедь... И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве.». Поляне на горе, если в двух словах, и долбят скалу киянкой. Летописец приводит и вторую легенду (хотя и отвергает её как неправдоподобную) о том, что Кий был перевозчиком на Днепре. И делает это совершенно не замысловатым образом (Если бы был Кий перевозчиком, то не ходил бы к Царьграду), и действительно... «А этот Кий княжил в роде своем, и когда ходил он к царю, то, говорят, что великих почестей удостоился от царя, к которому он приходил. Когда же возвращался, пришел он к Дунаю, и облюбовал место, и срубил городок невеликий, и хотел сесть в нём со своим родом, да не дали ему живущие окрест; так и доныне называют придунайские жители городище то — Киевец. Кий же, вернувшись в свой город Киев, тут и умер; и братья его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь тут же скончались.».

     Очень поучительная история. Не ходил бы ты Ванёк во солдаты, да не плавал за моря на торги. Чтобы вернуться домой пешим и с посохом... Ну и, совершенно запутавшись в версиях, придумали вот что: «Согласно наиболее авторитетной точке зрения, легенды об основании города являются этимологическими мифами, призванными объяснить названия киевских местностей.» - при этом, ни коим образом, названия местностей не раскрываются... Могилки Кия, тоже нет. Авторитетная точка зрения (чья?) могла бы усмотреть путь Кия, собирая по крупицам, хоть и мифы. Сначала основал (город, державу, союз), а потом пошёл к царю, а на обратном пути - Киевец, сын. И было это в новое время. Славянская версия возрождения. События описывали и трактовали христиане, поэтому всё языческое с корнем выдрано, а насажено что? Не пойми что. В повести "Слово о полку" герои сетовали, что не пригвоздили "Старого Владимира" к горам Киевским, вот оно и пошло, а князь Осмомысл (галицкий) не сдержал хребет - ворота настежь... Своими словами. Для языка современного - чушь полная, как это, пригвоздить? Но если знать тот славянский, а гвоздь - сын,тогда да, такой гвоздь в камень полезет. А деревянным молотом в скалу - никак. Вся проблема с дураками и дорогами, с горами и ямами налицо и сегодня, она никуда не делась. Теперь каждый школьник будет знать, как стать полянином - надо залезть на гору.

     При этом в самом тексте летописи заведомо сказано, что поляне получили своё название оттого, что сидели «в поле», и что племя существовало до «братии» Кия, Щека и Хорива, потомками которых являются киевляне (кыяне). Ни о какой степи в летописи нет и близко, это уже шулерский приём извращать сообщения от предков. А вот тот факт, что войны на земле велись безжалостно, и на Немиге (река в Минске) «цепами» дух выколачивали и по ветру животы веяли (Слово о полку), и вообще многое чего о противостоянии Полоцка с Киевом, так это как раз о том, кого бы считать половцами, полянами и степью, разобравшись прежде в этимологии. Названия могут кочевать и множиться, но слова-то остались. Новгородская летопись в отличие от «Повести временных лет» утвердительно называет Кия перевозчиком, упоминая и вторую версию о том, что он был «ловцом», позволяя себе нелестные высказывания за образ жизни киевлян. Новгородская летопись, дополняет текст легенды о Кие - до Нестора, - датируя её 6352 (854) годом: И б;ше ;коло града л;съ и боръ великъ · и б;ху лов;ща зв;рь б;ху мужи мудри и см;слени и нарицахус; Пол;не · ; нихже єсть Пол;не в Києв; и до сего д;не · б;ху же поган; · жруще озеромъ и кладяземъ и рощениемъ · якоже прочии погани...

    Язычники, насколько можно сообразить по обращению (поганые), когда автор-летописец себя таким уже не считает. Однако Новгород основан с середины Х века, спустя сто лет от призвания (была Новгородская земля, 859), а пишет он о том, что происходило за век до события и явно с чьих-то воспоминаний под чутким руководством. Но и калька с половец, то же самое значение - язычник. Христианизация не прошла одним днём, а последующие расколы лишь усугубили отношения меж славянами. Когда Олег пришёл в Киев, а там Аскольд и Дир собирали дань (пытаюсь продолжить логику, кто же более цивилизованный в истории нашей), то так оно и вышло - зарождение "освободительного движения в партизанских краях", или "собирание земель" и создание государства пошло с Новгорода, пусть и с Ладоги, с Ильменя и Руссы Старой. Новый город - это уже новый дух и новое веяние времени. Появление первых карт с 16 века зафиксировало топонимику, потом появились границы и вроде бы всё застыло на местах, а нет. Столицы переносятся, старые городища отмирают, история как бы живая и перемещается сама... Что будет с картой земли через 500 лет? заглянуть бы (и спать спокойно, уплатив налоги - не дань). Слова тоже меняются со временем, но труднее всего поддаются переименованиям реки и это объективно - тысячи вёрст по разным странам.

     По одной реке жили-были три славянских державы: Славия, Артания и Куявия... И по ней же пошли "в греки" - торговать? Ну как сказать, Иисус обещал изгнать "торговцев" из храма, изгнал или нет - вопрос другой, но не вяжется вот что. Рюриковичи, славяне, русь - они же не шли воевать против Христа. Христос тех изгоняет, а русь - в торгаши по Днепру валом? Неувязочка, однако, у всех историков разом вкупе с филологами, тем паче теологами. А если представить под библейским термином "торгаш/торговец" - войну с иудейской торой (второзаконием), то да. Тогда всё сходится. Завет-то сменили.

    Место зарождения первых славян, как известно, и есть Припять. Они не возникли из хаоса, это далеко не племена, это государства (державы) со своей столицей, своей монетой, языком, обычаями, культурой, то есть полным набором атрибутов, присущих принятому определению. Было ли это возрождение славянского мира? Разгром хазарского каганата, полюдие, принятие веры христианской, всё говорит о том... Затем следует "призвание" и мы узнаём "русь", но призывали кто? Словене от слова "слово". Значит так оно и было. Или нет? Вопрос к размышлению, но ВЗ сменился Заветом Новым. А что значит слово "завет" и насколько оно старо? Славянское слово "нарок" есть тот же наказ (от старшего младшему в том числе), оно же завещание и - "коран" - наоборот, и это уже говорит о многом. Ловец Кий и перевозчик одновременно, предстал передо мной этаким паромщиком, но лодочником - переправщиком времён. Оказывал платную услугу, если сравнивать берега реки времён. Не для красного словца и словене от ловца, отчего же сам ловец? Призадумался отец...

   Статья, собственно не о том, по словенам и славянам много вопросов. Во-первых, почему нет "северных"? Ведь историкам известны три основных группы, это южные, западные и восточные, а север был никому не нужен? Ага... А ушкуйников забыли? Которые "сараи" по Волге жгли, да города по Каме ставили, вот Вам и Вятская земля - от вятичей. Если по ориентации сторон света, то выходит так... А если "се вера", а если "на нас русь идёт" как в Задонщине? И пошли на юг с Коломны. Вопрос. Вопрос, а кто же тогда князь Дмитрий Донской и почему они (неруси?) с русью сражались? Чудеса да и только. Ну и само слово "славяне", что означает? Слава! Всё.

   Ещё раз обращаюсь к карте, неужели этого никто не видел?

   Фото: Хорография Герберштейна, 1526 год.

http://proza.ru/2021/08/24/1438
тут некоторые подробности, спасибо.

Об одном воистину зловредном случае...или о славе
https://stihi.ru/2021/09/25/3906




23.09.2021, Санкт-Петербург


Рецензии