Уходящие

     Средства массовой информации дружно навалились на профессора Сыромятникова из Пермского университета, который продолжал читать лекцию студентам во время стрельбы молодого изувера. Не нашлось ни одного будущего ломоносова, который  сказал бы: «Продолжайте, профессор!» Если бы Олег был хирургом и  делал операцию под свист пуль, его  возвели бы в герои. Но время сейчас не то.  Сейчас «хоть в пень колотить, лишь бы день проводить». Молодежи нужен драйв. Профессор им «разумное, доброе, вечное» - они сидят в соцсетях. Это страшно раздражает из урока в урок, из года в год. И когда наступил момент икс, ученый пошутил: «Вот бы кто-нибудь пришел с ружьем и заставил вас заниматься!» Возможно, он недооценил степень угрозы, ибо такой расклад событий и в голову не придет здравомыслящему человеку, возможно, накопленное раздражение от безделья студентов вырвалось наружу. Это один из педагогов, для которых наука прежде всего. И с этой оторванностью от  современных реалий ничего не поделать.
     Что бы я посоветовала Олегу Сыромятникову? Просто уйти. Или найти ту нишу, где он был бы востребован. В духовной академии, например. Ибо сказано: «Не мечите бисера перед свиньями». Наше время закончилось, мы уходящие, господин профессор.
     Сейчас учителей, верно преданных своему предмету, науке в целом, называют презрительно «урокодателями». А я горжусь тем, что много лет была этим самым урокодателем, была специалистом в своем деле. Это не значит, что урокодатель не занимался воспитательной работой, досугом учащихся, просто учеба у таких педагогов стояла на первом месте. Проработав десять лет в одной из московских школ, могу смело утверждать: система образования меняется на глазах. Раньше в той же московской школе урок возводился в святая святых, сорок пять минут ученик получал классические знания по тому или иному предмету. Все  многочисленные мероприятия, дискотеки проводились после занятий, в выходные дни учителя посещали с ребятами высшие и средние специальные учебные заведения в рамках университетских суббот или профессиональных сред, ходили на экскурсии, в театры. Многие дети  в рамках дополнительного образования занимались музыкой, танцами, спортом.  И ЕГЭ сдавали неплохо, и ОГЭ. Это было хорошее время.
     Сейчас наступает время учителей- массовиков-затейников. И все это не ради самих детей, уж поверьте, а ради вхождения в пресловутый ТОП со всеми его вытекающими привилегиями. Нам говорят: «Мы создаем школу будущего! Учитель должен быть другим!» Раз в полгода  учителю, среди многих других табличек, выдают заполнить следующую: 1. «Мои достижения в рамках школы», 2. «Мои достижения в рамках округа», 3. «Мои достижения в рамках города», 4. «Мои достижения на международном уровне». Меня особенно волновали достижения на международном уровне: я же такая крутая и ученики мои не из ближайших домов района, а отобранные, элитные, страсть как желающие прославиться!
     Когда-то было популярным слово «одобрямс», вот сейчас одобрямс абсолютно все. В олимпиаде участвовать всей школой? Одобрямс! Никого не волнует, что ученик наберет 1-2 балла, ведь за каждого участника в рейтинг школы добавляется то ли по 0,2 то ли по 0,5 балла. Поучаствовать в олимпиаде Пятигорского или Томского университета? Одобрямс! А зачем это нужно – второстепенно. Кто бы что сверху ни спустил – одобрямс! Нас должны заметить и оценить!
     Директорам   на аттестации часто задают вопрос: «Почему Ваша школа не участвует (или мало участвует) в проекте  «Абилимпикс» или «Ворлдскиллс»?  «Абилимпикс»  -это конкурс профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями. Ладно, можно подготовить индивидуально одного-двух человек. Вязание крючком и спицами, выпечка хлебобулочных изделий, гончарное дело, архивоведение… Найдется учитель, который владеет знаниями в этих областях и научит ребенка. Но пресловутый
WorldSkills Russia – это головная боль школьного учителя. Эта организация заинтересована в профессиональном мастерстве учащихся, ориентируется на подготовку кадров, привитие навыков рабочих профессий и даже проводит соревнования на международном уровне. Список компетенций велик, выбирай любую:

3D Моделирование компьютерных игр - Юниоры
Агрономия - Юниоры 14-16
Администрирование отеля – Юниоры 10-12, 12-14, 14-16
Архитектурная обработка камня - Юниоры 14-16
Веб-дизайн и разработка - Юниоры 14-16
Ветеринария - Юниоры 14-16
Видеопроизводство - Юниоры 10-14, 14-16
Визуальный мерчендайзинг - Юниоры 14-16
Выпечка осетинских пирогов - Юниоры 12-16
Геодезия - Юниоры 14-16
Графический дизайн - Юниоры 14-16
Дизайн интерьера - Юниоры 14-16
Дошкольное воспитание - Юниоры 14-16
Звукорежиссура - Юниоры 14-16
Изготовление прототипов - Юниоры 12-14,14-16
Инженерия космических систем - Юниоры 10-12, 12-14, 14-16
Инженерный дизайн CAD - Юниоры 12-14, 14-16
Интернет маркетинг - Юниоры 14-16
Интернет вещей - Юниоры 14-16
Информационные кабельные сети - Юниоры 14-16
ИТ-решения для бизнеса на платформе "1С: Предприятие 8" - Юниоры 14-16
Кирпичная кладка - Юниоры 14-16
Командная работа на производстве - Юниоры 12-16
Кондитерское дело - Юниоры 14-16
Кровельные работы по металлу - Юниоры 12-16
Кузовной ремонт - Юниоры 12-14, 14-16
Лабораторный медицинский анализ - Юниоры 14-16
Лабораторный химический анализ - Юниоры 14-16
Лазерные технологии - Юниоры 12-16
Ландшафтный дизайн - Юниоры 14-16
Магистральные линии связи. Строительство и эксплуатация ВОЛП - Юниоры 14-16
Малярные и декоративные работы - Юниоры 14-16
Машинное обучение и большие данные - Юниоры 14-16
Медицинская оптика - Юниоры 14-16
Медицинский и социальный уход - Юниоры 14-16
Мехатроника – Юниоры 14-16
Мобильная робототехника - Юниоры 12-14, 14-16
Неразрушающий контроль - Юниоры
Облицовка плиткой - Юниоры 12-16
Обработка листового металла - Юниоры 14-16
Обслуживание авиационной техники - Юниоры 14-16
Окраска автомобиля - Юниоры 14-16
Организация экскурсионных услуг - Юниоры 14-16
Парикмахерское искусство - Юниоры 14-16
Полиграфические технологии - Юниоры 14-16
Плотницкое дело - Юниоры 14-16
Поварское дело - Юниоры 12-14, 14-16
Полимеханика и автоматизация - Юниоры 14-16
Правоохранительная деятельность (Полицейский) - Юниоры 14-16
Предпринимательство - Юниоры 14-16
Преподавание в младших классах - Юниоры 14-16
Преподавание музыки в школе - Юниоры 14-16
Программные решения для бизнеса - Юниоры 12-14, 14-16
Производственная сборка изделий авиационной техники - Юниоры 14-16
Производство мебели - Юниоры 14-16
Промышленная автоматика - Юниоры 14-16
Промышленная робототехника - Юниоры 12-14, 14-16
Промышленный дизайн - Юниоры 14-16
Разработка виртуальной и дополненной реальности - Юниоры 14-16
Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений - Юниоры
Разработка мобильных приложений - Юниоры 14-16
Разработка решений с использованием блокчейн технологий - Юниоры
Реверсивный инжиниринг - Юниоры 14-16
Рекрутер - Юниоры 14-16
Ремонт и обслуживание легковых автомобилей - Юниоры 12-14, 14-16
Ресторанный сервис - Юниоры 14-16
Сантехника и отопление - Юниоры 12-16
Сварочные технологии - Юниоры 14-16
Сервис на воздушном транспорте - Юниоры 14-16
Сетевое и системное администрирование - Юниоры 11-14, 14-16
Спасательные работы - Юниоры 11-14, 14-16
Сухое строительство и штукатурные работы - Юниоры 14-16
Технологии информационного моделирования BIM - Юниоры
Технологии композитов - Юниоры 14-16
Технологии моды - Юниоры 12-14, 14-16
Токарные работы на станках с ЧПУ - Юниоры 14-16
Туризм - Юниоры 14-16
Управление локомотивом - Юниоры 14-16
Фармацевтика - Юниоры 14-16
Физическая культура, спорт и фитнес - Юниоры 14-16
Флористика - Юниоры 14-16
Фотография - Юниоры 14-16
Фрезерные работы на станках с ЧПУ - Юниоры 14-16
Хлебопечение - Юниоры 14-16
Холодильная техника и системы кондиционирования - Юниоры 14-16
Эксплуатация беспилотных авиационных систем - Юниоры 12-14, 14-16
Электромонтаж - Юниоры 12-14, 14-16
Электроника - Юниоры 16J Electronics 12-14, 14-16
Эстетическая косметология- Юниоры 30J Beauty Therapy 14-16
Ювелирное дело - Юниоры
     Практически КАЖДОМУ учителю, будь то учитель истории, биологии или математики, нужно подготовить учеников по определенной профессии из списка, причем сделать из них мастеров. Особенно мне нравятся «Обработка листового металла», «Кузовной ремонт» и «Плотницкое дело». Как возьму рубанок, как научу… Как мне, учителю русского языка, научить печь осетинские пироги, когда я их сроду не пробовала? Мне и каши-то некогда сварить. Мне впору  школьными проектами заниматься, а на одного учителя их пять-шесть, без проектов теперь никуда, каждый девятиклассник должен  научиться писать научную работу. Каждый одиннадцатиклассник.  Чего греха таить, за некоторых «иванушек», по определению одной ушедшей из мира сего старенькой учительницы, сам пишешь или «из г…на лепишь конфетку», но не жалуешься, все же это научный труд, это по профилю. Может,  появится интерес к учебе…
      Почему на школы взвалили такую ответственность? Где на это взять время? Почему бы этим не заняться колледжам, поскольку именно в них куют профессиональные кадры? Дети у меня взрослые,  я одна,  вся моя жизнь -это школа. И мне катастрофически не хватало времени на то, что нынешняя школа требует, поэтому я очень жалела  и жалею семейных учителей. После такой нагрузки хочется просто выжить.
     А тут еще пандемия. Но ЕГЭ и ОГЭ сдавать нужно. Прямо скажем, нашлись в интернете люди, которые не сглаживают правду. Результаты на экзаменах плачевные. «Таких позорных результатов никогда не было!» - жалуются учителя. Особенно по математике. Тому много причин, и, что скрывать, слабых и нерадивых учеников у нас хватает. Можно винить педагогов, но в том же классе, к примеру, и отличники, и хорошисты показывают высокие результаты.
     Не подумайте, что я против детей. Я их принимаю такими, какие они есть. Я им посвятила всю свою жизнь. Мне нынешних детей даже жаль. Жалко, потому что они так зависимы от гаджетов, жалко, что  они не научились играть, жалко, что их идеалы и цели  расплывчаты, а у родителей нет времени для своих чад.  Большинство детей – хорошие, отзывчивые, добрые. А есть еще и ответственные. Вот на этих ответственных и держится школа, они везде: и в олимпиадах участвуют, и в конкурсе музеев, и сочинения «Не прервется связь поколений» пишут, и  в волонтерских отрядах впереди. Всей школьной жизни не перечислить. В ней можно захлебнуться. Но! Каждый свой пук выложи в соцсети: в фейсбук, в инстаграм, даже в Тик-Ток. Пусть все знают, пусть все видят, как мы усердно работаем.

     Раньше я  находила в читаемых мною  журналах одну-две орфографические ошибки, а теперь по пять-шесть, не считая грамматических. В интернете масса примеров, когда дети не знают элементарного. «Как зовут Гитлера? – Капут», «Муму –это… - Корова», «Столица Великобритании? – Италия», «Город на Неве? – Владимир», «Годы Великой Отечественной войны? – 1914-1945».
     Школе нужен новый учитель, воспитывающий социально  адаптированного ученика. Знания не в приоритете. Урок становится второстепенным, так сказать, «учимся между делом». С уроков часто снимают на какие-нибудь более «важные» мероприятия, а дети радуются, ибо наступило время другого сознания. Лучше оно или хуже – покажет время. Но ЕГЭ и ОГЭ volens-nolens при таком раскладе придется отменять.  А не отменят – вспомнят об урокодателях. Из них получаются самые лучшие репетиторы.
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь, -
писал А.С. Пушкин о своем поколении.  Однако сам он стал явлением в русской литературе. Благодаря или вопреки обстоятельствам  появляются гении? Или лучше научиться плитку класть?

2021
(Картинка из Интернета)


Рецензии
Недавно я прочла книгу М. Веллера "Веритофобия". Книга спорная. Но есть вещи, которые, что называется, меня цепляют. Примеры. "Человечество глупеет. Стали воспитывать много знающего дурака, принципиально не способного увязать факты в тенденцию и в систему (так как не обучен мыслительным операциям – да и ленится делать это. Н.Ш.- Причём автор говорит здесь не только о российской, но и о западной школе вообще).
Дурак отказался знать много.потому что школа гуманизировалась, все объявлялись равными и достойными уважения. Дурак стал уважать себя. Для улучшения жизни несчастных умственно отсталых их стали помещать в нормальные классы – что очень гуманно по отношению к ним, но автоматически понижает общий уровень обучения. Демократическая школа стала выпускать большой процент неграмотных людей – из «неблагополучных групп». Или один из прогнозов для человечества:" Техника стала облегчать не только физический, но и умственный труд. Зачем изучать науки, если есть калькулятор, компьютер, искусственный интеллект. Техника служит человеку, но и человек служит технике.
Человечество разделилось на большинство – глупую толпу иждивенцев, и меньшинство – умную группу сотрудничества с машинами. Глупое большинство вымрет само собой по причине социальной и природной невостребованности, исторической бесперспективности. Размножаться перестанет, наркотой себя выморит.
А меньшинство сольётся с новой машинной Сверхцивилизацией, которой не нужны границы, государства, народы и прочая дребедень".
И ещё. Недавно услышала у Соловьёва от Маргариты Симонян, что, мол, для для увеличения часов истории в школе можно уменьшить число уроков математики. Не ожидала я от этой умной женщины такой глупости, ведь "математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит".

Надежда Шишмарёва   16.01.2023 11:51     Заявить о нарушении
Дорогая Надежда, читать Ваши отклики - одно удовольствие. Спасибо Вам.

Ли -Монада Татьяна Рубцова   16.01.2023 18:02   Заявить о нарушении
Спасибо и Вам, Татьяна, за похвалу. Спасибо=Спаси Вас Бог! С наступающим праздником Вас.

Надежда Шишмарёва   18.01.2023 15:17   Заявить о нарушении
И Вас спаси Господь, Надежда!

Ли -Монада Татьяна Рубцова   18.01.2023 16:08   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.