Стать читателем

Как читать? «Проработка и анализ».– Ремесло и искусство читателя. – Полезное, вредное, приятное… – Три типа читателей. Сила воображения. – Что мешает читать? «Смотришь в книгу – видишь фигу». – Скрытые преимущества читателя. Наши друзья  книги.

               
                «Независимо от того, насколько вы заняты, вы 
                должны найти время для чтения, или сдаться 
                собственному невежеству».
               
                Конфуций

                «В мире нет нехватки в прекрасных писателях, 
                но есть недостаток в надежных читателях».
               
                Курт Воннегут

   Умение читать – единственное, что не дано человеку природой. Причастным к созданию великих знаков становится каждый, кто запоминает буквы. В это время его мозг создает новый мир и преображается сам.
   Тому, как читать, учили многие. Имена некоторых: Л.Толстой и Ф.Достоевский, Р.Декарт, Т.Манн, В.Гюго, Д.Рескин, К Чапек, К.Воннегут, Г.Гессе, М.Пруст, К.Чуковский, Л. Улицкая и Т.Толстая (проще назвать тех, кто об этот не писал, их мало) и другие рассказывали о том, что и как они читали сами, о том великом и неисчерпаемом, вошедшим в их жизнь с книгами…
   С.Поварнин* в 1924 году написал практическое руководство «Как читать книги», разделяя и определяя полезное и вредное чтение..
К слову, как человек талантливый, он и правдой обмолвился: неправильное соотношение книги и жизни породило среди «дореволюционной интеллигенции», людей «книжно мыслящих» и «праздно болтающих». Однако именно эти люди попытались воплотить свои идеи… И совершился Октябрьский переворот.
   Ученый понимал, что читатель подвержен сильному влиянию КНИГИ, поэтому старался его закрепить. Отсюда советы КАК читать. В том, ЧТО именно будут читать, ученый не сомневался. В советское время литература была хорошо подобрана, и прорежена, и вновь создана. Классическую  же трактовали, начиная со школы, по канонам не классики, а классовости.
   Подход практичный: что не полезно, то вредно. Но сегодня найдутся возражения. В наше время полное отсутствие всякого чтения страшнее, нежели чтение плохое.
   Едва ли не основное внимание С.Поварнин уделяет «проработке» и «анализу» книги – наверно, худшему, что может постичь читателя книги художественной. Это и было характерно для советской школы с ее классовым подходом. «Что хотел сказать автор?». Да автор уже сказал, что хотел! «Разберем образ главного героя»!
   А дальше начиналось действо, сравнимое с аутопсией по Шору. Общее между уроком литературы и патологоанатомией то, что разобрать-то можно, а вот сложить обратно… И долго ходит обученный читатель удрученно, не решаясь взять в руки «пройденную» книгу.
Всегда больше говорят об искусстве и ремесле писателя, нежели читателя, что несправедливо.
   В чем же заключается умение, ремесло, искусство читать?
Читатель должен научиться:
   - отдавать себе отчет в том, что и зачем он читает;
   - распознать, оценить, отличить плохую и хорошую книгу;
   - извлечь наибольшую пользу даже из посредственной книги;
   - получать удовольствие, радость от чтения.
   Перед читателем обычно (но не всегда) стоит задача выбора книги
   Выбирают книги в зависимости от цели чтения.
   Если читают для получения информации, то надо уметь быстро, бегло просмотреть текст газеты,статьи, брошюры. Для усвоения значимых сведений придется читать внимательно, делать пометки и даже конспектировать, и этот метод никто не отменял!
   Для развлечения выбирают легкие, поверхностные книги «на раз», читают их пассивно, следуя за фабулой и – что скрывать! – не особенно вдумчиво.
   Для углубленного чтения нужны и достойные книги.
   Особняком стоит чтение серьезное, когда читают для познания себя и мира, для развития души. Таким читателям никогда не нужны будут сочинения из области псевдонауки психологии, потому что в классической литературе давно уже описаны тончайшие особенности человеческий отношений и чувств.
   Понятно, что выбор отнюдь не прост: с одной стороны, здесь книги, проверенные временем, а с другой – современные сочинения, претендующие на серьезность и значимость, многие из них на поверку не оправдывают ожиданий.
О том, как отличать плохую книгу от хорошей уже говорили в заметках «Как обманывают читателей».
   Не нужны и книги «под настроение», которые просто так не прочтешь: «Нет, вы прочтите-ка это с чувством, получше, когда вы довольны и веселы и в расположении духа приятном находитесь, вот, например, когда конфетку во рту держите – вот когда прочтите» (Ф.М.Достоевский, «Бедные люди»). Совет Макара Алексеевича трогательный, но излишний.
   Почему некоторые люди всю жизнь читают Библию? Потому что каждая строка, даже взятая отдельно, способна породить отклик в душе человека думающего. Возможно, главное предназначение КНИГИ – вызывать у читателя собственные мысли, воспоминания…
   Как это – извлечь пользу из любой книги? А если она дрянная? Может случиться, что под рукой не окажется ничего лучшего. Выходов два: написать что-то самому или читать, что есть. Находить недостатки, четко их определять, выловить крупицы достойного, оценить прочитанное в целом, в результате получить новый опыт и навыки! Очень часто над плохой книгой можно от души посмеяться, особенно если читать вслух.
   Читатель обычно проходит ДВА ЭТАПА совершенствования своего ремесла, а другими словами, читатели бывают двух типов.
Вначале он – читатель наивный, простодушный, доверчивый. Некоторые на этом и останавливаются. Сравним с другими ремеслами: повар готовит по рецептам; портной шьет по готовым лекалам… Читатель следует всецело за автором, доверяясь его замыслу. Собственные мысли и воображение читателя чаще всего дремлют; он не замечает недостатков книги или склонен оправдывать их.
   Среди таких читателей чаще встречаются читающие взахлеб, залпом, запоем, опрокидывая в себя целые тома… Сравнение напрашивается само, но книга предпочтительней «винного запойства». Они раздражают своей увлеченостью. Считается, что они ничего не запоминают и вообще читают зря. Однако их память и мышление нередко цепки и натренированы.
   К сожалению, сегодня именно они переходят на э/книги, поскольку менее требовательны.
   На втором этапе – читатель опытный, читает вдумчиво, хотя скорость чтения может быть большой. Он вникает в замысел писателя, но и обогащает свое мировосприятие не только заимствованными, но и собственными идеями, образами. Он далеко не всегда согласен с автором, готов критиковать и спорить. Он замечает недостатки книги, а мелкие погрешности ему мешают.
   Со временем такой читатель привыкает делать пометки и замечания к тексту, хотя это отнюдь не конспект. Он плохо воспринимает э/книги.
   На этом этапе читательское ремесло приближается к искусству.
   Интересно, что Г.Гессе назвал и третий читательский тип, вполне загадочный и непостоянный. Развитый и самостоятельный читатель достигает такого уровня «считывания знаков», что ему и книга не нужна, чтобы увлечься потоком мыслей и образов! Между тем многие знакомы с этим явлением, все, кому доводилось подолгу рассматривать в детстве (иногда и позже!) рисунок на обоях, ковре, трещину или пятно на потолке…Всякий читатель может попадать в это состояние, родственное медитации. А нечитающий человек, оказавшись вне общества и событий, будет изнывать от скуки.
   Из этого следует, насколько важно для настоящего читателя сильное ВООБРАЖЕНИЕ.
   «Смотришь в книгу – видишь фигу» по народному выражению – просто плохое восприятие текста. Такое случается иногда при особенностях развития мозга. Дислексия – в очень упрощенном смысле замедленный ответ мозга на символы. Уровень интеллекта не при чем: Леонардо да Винчи и Томас Эдисон, к примеру, отличались таким свойством. Видимо, они лучше приспособлены были к охвату пространства, объемов, изображений.
Одна из причин затрудненного чтения – неумение сосредоточиться.
    Чтение – это труд. Валяться на диване, качая ногой –  не значит заиматься гимнастикой. Пробежать глазами десятка три романов, ничего не запомнив, спутав сюжеты и героев – не значит много прочитать.
   Тому, кто захочет сознательно преодолеть себя, придется читать по абзацу-другому, не торопясь, перечитывать, пока не усвоится смысл. И так изо дня в день, увеличивая прочтение до нескольких страниц. Помогает и подчеркивание ключевых слов в тексте, тезисов, а чтобы не портить книгу, лучше сделать распечатку электронной версии. К слову, чтение электронных книг не только не поможет, но и усугубит проблему.
   Сегодня плохое чтение – это еще и следствие «клипового мышления» (сравните с «книжно мыслящими»). Такая особенность ленивого интеллекта встречалась давно, а с клипами ее связали в наши дни. Суть явления –в невозможности прочитать и понять длинные тексты
    Помнится, ваш автор был удивлен, впервые увидев одну из газет Северного Кипра: каждая страница состояла из мелких лоскутиков-заметок, перемежающихся рисуночками и небольшими фото. Самая крупная статья занимала менее половины полосы… Главный редактор, киприот, закончивший МГУ, пояснил: «Иначе читать не будут».
   И «толстых» книг везде становится все меньше…
   Что мешает читателю опытному?
   Уже приводили пример супчика с мухами… Но почти с каждой недавно выпущенной книгой приходится возвращаться к этой теме. Плохое качество текстов, несмотря на «две корректуры» и более («пять раз вычитываем! Глаз замыливается!». – как сказал редактор проекта «Ренессанс») объясняется просто. Корректировать и править текст на мониторе – довольн зряшное занятие. А распечатку никто делать не будет.
   «Корректор говорит:
   – В любой книге что самое главное? Чтобы опечаток не было и грамматических ляпсусов. Дайте мне такую, чтобы была полное совершенство.
   Ему дали ценник на текстильные товары.
   Прочел с удовольствием. Взял ценник на пищевые товары. И снова не нашел никаких промашек.
   Сейчас читает правила пользования Московским метрополитеном и не нахвалится» (Л.Лагин, «Бедный корректор»).
   К слову, в наши дни этот корректор сошел бы с ума, заглянув в любую изданную книгу…
   Да, разные погрешности в грамматике, стилистике, структуре текста, построении сюжета мешают оценить замысел автора и понять его. Редактор может кое-что, а иногда многое поправить. У Ф.М.Достоевского можно найти и исправить столько погрешностей, что проза станет неузнаваемой. Видимо, существует нечто гораздо более важное, чем безупречность и безошибочность изложения… Ради поисков и познания этого НЕЧТО и стоит становиться настоящим читателем!
   У читателей есть известные преимущества, хотя и скрытые.
   Больное место современного общества – одиночество человека «в толпе». Пребывание в виртуальном мире и виртуальном общении – лишь иллюзия. Эфемерные друзья в соцсетях – будь их хоть тысячи! – усугубляют положение. КНИГА же – надежный и неоскудевающий источник общения с самим писателем и его героями.    Поэтому читающие люди гораздо более устойчивы к стрессам.
   Как ни банально звучит, но книги – вправду друзья. Так назвал их, прощаясь, великий Пушкин… Можно свободно искать себе друга по душе. Можно узнавать его лучше, и задавать вопросы, и получать ответы, и рассчитывать на поддержку в трудные минуты.
   Давно говорят: те, кто читает, управляет теми, кто смотри телевизор. Надо ли объяснять ситуацию с теми, кто отказался от чтения в пользу интернета и соцсетей? Легкость управления сознанием и чувствами людей уже не настораживает, а пугает.
   Многие возразят: «Да мы только и делаем, что читаем – и пишем!», имея в виду всемирную паутину.Такие занятия – увы! – не идут в сравнение с чтением. Стоит немного понаблюдать за собой после часа-другого в интернете, как почувствуете рассеянность внимания, заторможенность, некоторую замедленность реакций… Мозгу как будто требуется перезагрузка: минут сорок поспать или спокойно почитать настоящую (не электронную) книгу. Не почувствовали? Попробуйте совсем отказаться от интернета (и телефона!) на два-три дня, и снова проверьте себя.
   Возможно, отношение к электронным книгам (и отчасти к аудиокнигам) определяет читательский уровень и опытность. Автором лично замечено, что при чтении электронных книг чрезвычайно редко возникают новые идеи, то есть просто поверхностно воспринимается информация.
   С распространением электронных книг и общим упадком уровня литературы связана глобальная проблема. Некоторые обоснованно считают, что сейчас происходит такой же перелом, как при замене устной речи письмом и чтением. Человечеству понадобилось для этого две тысячи лет.
   Вкратце процесс можно описать так: до изобретения письма люди получали информацию в виде изображений, «картинок». Сегодня нам вновь предлагают визуализацию – «картинки» – но объем информации практически не ограничен.   Другими словами, мы переходим от культуры письменной – к визуальной цифровой. Мозг наш пластичен, научится усваивать, освоит и такие способы, но на это нужно время.
   И как за это время не утратить навыки, умение и возможности, обретенные с письмом и чтением?
***
   Какое горькое недоразумение – нечитающий человек! И какой непоправимый вред наносит он себе, обедняя, оглупляя, выхолащивая не только свою единственную настоящую жизнь, но задевая и людей, привязанных к нему нитями родства, дружбы, знакомства…
   Читайте как сумеете, как получается, но ЧИТАЙТЕ.

   *Сергей Иннокеньевич Поварнин (1870 – 1952 г.г.) – философ, автор книг о логике и риторике, популярных в 20-30 годы ХХ века и незаслуженно позабытых. Прим. автора.
   Сентябрь 2021 г.    


Рецензии