Дистанционное общение
ОБЩЕНИЮ УЧЁНЫХ?
Вслед за дистанционным обучением, распространившимся из-за коронавируса, не последует ли необратимый переход всех научных конференций и даже защит диссертаций в заочную форму? Чиновникам, управляющим наукой как некоторой отраслью «народного хозяйства», обязанной приносить прибыль, да и «населению», считающему учёных бездельниками и тунеядцами, такое мероприятие может показаться вполне рациональным. Не нужно тратить время и деньги на поездки, размещение в гостиницах и т.д.
Различаются научные конференции двух видов – отчётные и дискуссионные. На отчётных конференциях с пленарными заседаниями, когда президиум на сцене резко отделён от амфитеатра или партера, выступающие сообщают о своих достижениях за период, прошедший после прошлого такого же собрания: пересказывают содержание своих статей, подготовленных, как правило, для публикации в сборнике данной конференции. При этом первый докладчик, самый главный, говорит долго, и его не перебивают. После него председатель требует соблюдать регламент (уже нарушенный «корифеем»), докладчики спешат, речь свою комкают; на вопросы и ответы не остаётся времени, их предлагают перенести в кулуары. Но в кулуарах об этих вопросах нередко забывают. Они обычно задаются в аудитории только для того, чтобы вопрошающий напомнил о себе, мог отметиться на публике.
Организаторы таких «отчётно-пулемётных» конференций понимают их недостатки и пытаются их смягчить включением так называемого «круглого стола» (физически – почти всегда прямоугольного, с председателем на торце) с более свободным регламентом и многократными выступлениями и репликами, но настоящая дискуссия завязывается редко, а фактически это второстепенное продолжение той же конференции. Доклады, наряду со статьями, нужны авторам для включения в отчёты о научной работе.
Конференции иного вида – дискуссионные, на которых новые идеи рождаются прямо в аудитории, на фоне споров и эмоций, в наши дни редки; значение личного общения участников тут несомненно. Но как быть с кажущимся засильем вышеописанных отчётно-пулемётных собраний? С первого взгляда напрашивается мнение, что именно их надо в первую очередь заменить дистанционной связью. Но не будем спешить с выводом. Рассмотрим сначала пользу от очных конференций.
При многолюдных конференциях с пленарными и секционными заседаниями главный эффект достигается не от сидения в зале, а от внеаудиторного общения. Это разговоры в кулуарах, на кофе-брейках, за обеденным столом, экскурсии по городу и окрестностям, нередко дальние, для которых целиком выделяется особый день; вечерние прогулки по городу, общение в гостинице и, конечно же, то, что в позднесоветское время называлось «банкетом», при ревнителе трезвости М.С. Горбачёве было запрещено, а ныне скромно именуется «товарищеским ужином».
В России вся наука, как и другие сегменты культуры, очень централизована, она сосредоточена в Москве и в уже сильно отставшем от неё С.-Петербурге. Устраивая конференции в разных городах, научные работники хоть немного преодолевают эту несправедливую ситуацию, да и лучше знакомятся со своей страной; ведь в постсоветское время они больше увлекались заграничными поездками.
Немало нареканий вызывают архаичные по своей сути обычаи защиты диссертаций, унаследованные от средневековых диспутов. Нелепость их обнаруживается уже при рассмотрении ключевых слов. Никакой защиты обычно нет, потому что нет нападения. Оппоненты – не противники диссертанта, а хорошо подобранные актёры, нередко из числа его близких друзей и давних коллег; они не нападают на диссертанта, а хвалят его, критикуя только за некоторые мелкие недостатки, список которых тщательно согласован. Не правильнее ли будет называть этих лицедеев «официальными рецензентами»? Есть ещё третий рецензент, сочинитель отзыва от «головной организации». Мы рассматриваем «чистую защиту», не связанную с коррупцией, хотя немало учёных степеней в нашей стране получено коррупционным путем. Итак, выходит, что самая чистая и честная защита диссертации вполне может быть не очной, а обменом рецензиями и протоколами с публикацией в Интернете. Но и тут, затевая реформу, важно не перегнуть палку. Публичные защиты диссертаций имеют большое психологическое значение, они периодически встряхивают профессиональное сообщество, освежают мозги. Это своего рода праздники для научных работников, а праздников у трудящихся всех народов и эпох никто не отнимал.
Теперь вообразим, что очная конференция заменена синхронной дистанционной, по скайпу. Но привлечь более сотни людей разного возраста и пола, с разным семейным положением, живущих в разных часовых поясах, уже привыкших самостоятельно распоряжаться своим временем и практиковавших «удалёнку» задолго до появления злополучного вируса – нереально. Скорее всего, такая конференция на первых порах будет смешанной. Какие-то участники, в том числе руководители,
соберутся в аудитории, а какие-то, наверное, большинство, появятся только на экране.
В зале заседания экран огромный, он будет показывать лицо человека с мельчайшими подробностями. В обычной аудитории эти мелочи заметны разве что сидящим в первых рядах, да и то не всегда. Но на большом экране они будут бросаться в глаза. Дополнительная нагрузка ложится на женщин с их причёской, макияжем и бижутерией. Научные работники и даже выдающиеся профессора в большинстве случаев не являются талантливыми артистами и ораторами.
Некоторые участники конференции, находясь у себя дома, будут скованы присутствием домочадцев, особенно детей; физически оторванные от своих коллег, не смогут свободно говорить в неподходящей психологической обстановке; разве что будут уныло и торопливо зачитывать свои статьи по бумажке.
При монологе в натуре какая-то минимальная обратная связь между выступающим и слушателями существует, он видит всех одновременно и может приспосабливаться к их реакции на ходу. При дистанционной видеосвязи многое теряется.
Если вопросов докладчикам задают мало и дискуссия не ожидается, то какой смысл собирать всех в один день? Можно в разное время записывать выступления и рассылать их кому следует. Но тогда в чём же остаётся преимущество устного монолога над письменным? Научные статьи редко читают сплошь, обычно их просматривают, пробегают быстро. Просмотреть текст удобнее, чем прокручивать звукозапись. Глазами ты быстро выхватишь то, что нужно, а чтобы выхватить на слух, надо прокручивать всю запись. Рассуждая так дальше, мы быстро придём к выводу, что конференции как источник информации вообще не нужны. Их можно заменить сбором статей для очередного номера научного журнала, бумажного или электронного. Но всякие очные конференции полезны как незаменимая арена личного общения.
Питомником интеллигенции является университет, точнее – образ жизни студента дневного отделения. Он охватывает не только посещение лекций и лабораторные занятия, но и множество других мероприятий, порою далёких от программы обучения. Только такое, не заочное и не вечернее, а дневное образование даёт человеку специфический интеллектуальный и нравственный заряд. Личность включается в некоторое сообщество, в невидимую корпорацию, как в семью, в которой живёт всю жизнь, вспоминая студенческие годы и переживая утраты и своих ровесников, и своих учителей. Периферией этого сообщества оказываются лица, потерявшие профессиональную связь со своей alma mater, а костяком – те, кто продолжает «двигать» свою отрасль науки и образования. Важным средством поддержания этого сообщества являются и научные конференции.
Под влиянием какой-то революционной идеологии в умах наших соотечественников утвердилось мнение, что при создании чего-либо нового надо прежде всего и непременно разрушить старое. Но посмотрим на биологическую эволюцию. Возникновение высших животных не привело к исчезновению низших организмов, исчезали только отдельные виды. Аналогична история быта людей и техники. С появлением моторного транспорта не исчезли гребные лодки, лыжи и лошади; они перешли в сферу рекреации, спорта и хобби. В ходе естественной эволюции, не нарушаемой внешним насилием, старое не исчезает, а остаётся рядом с новым, приобретая новые функции. Отчасти по той же схеме проходит превращение многих устаревших вещей сначала в ненужный хлам, а потом – в ценный и модный антиквариат.
Дело идёт к тому, что дистанционное общение и обучение вскоре станет дешёвым и общедоступным, но вынужденным и уже не престижным достоянием широких масс, а очное обучение и личное общение окажется редкой, дорогой роскошью для элиты. Но если это драгоценность, то не надо обращаться с ней небрежно, подвергать её дискредитации и порче.
В нашей стране при разных революциях, реформах, реорганизациях бессмысленно уничтожалось какое-либо ценное наследие, а потом начинались попытки его восстановления. Воссозданием того, что было утрачено в 1917, в 1930-х, в 1990-х годах у нас постоянно занимаются вот уже более столетия. Надо ли приводить примеры недавних событий из близкой нам сферы организации науки и образования? Они у всех на виду…
Б.Р. 26.05.2020.
Для "Проза.ру" 26 сентября 2021 г.
Свидетельство о публикации №221092601090
Татьяна Герасименко 26.09.2021 16:53 Заявить о нарушении