На лодке к айсбергам

НА ЛОДКЕ К АЙСБЕРГАМ
7 августа 2013 г.

Борис Родоман, Татьяна Герасименко
       
        Экзотическое сердце Илулиссата – его бухта, а в ней  гавань. Отгороженная от моря молами, она имеет очертание овала 180 ; 280 м и вся заполнена лодками, яхтами и… льдинами! Суда передвигаются, постоянно распихивая льды. Люди приезжают откуда-то на моторных лодках, целыми семьями. Крупные рыболовецкие суда тоже ухитряются заходить в это маленькое пространство.
        Мы спустились с высокого обрыва в бухту, дошли до середины гавани по причальным мосткам и с первой попытки нашли мужика, согласившегося покатать нас на лодке. То был молодой, как нам показалось, парень неопределённого возраста, вроде бы инуит, с виду добродушный, он всё время улыбался и, по российским понятиям, выглядел несколько придурковатым. Он долго выспрашивал, сколько мы ему дадим денег. Иностранная валюта оказалась для него непривычной, и в арифметике он был не силён. Сошлись на 40 евро –  около 300 крон. (Позже Родоман в Интернете выяснил, что аналогичная экскурсия на кораблике с гидом стоит 600 крон с человека). За эти скромные деньги парень с видимым удовольствием катал нас почти три  часа, показал самые красивые места, провёз в один конец на 4 – 5  км до ледника, от которого откалываются льды, и там мы ещё дрейфовали, беспрестанно фотографируя(сь).
        Борис  сидел на носу лодки и задом ощущал, как она то и дело ударялась об лёд. Таня разместилась на корме рядом с капитаном. Моторная лодка пластиковая, плоскодонная, наползала на плоские льдины и упиралась в высокие, от которых надо было отталкиваться багром или руками. Мы увидели с моря весь Илулиссат и вышли за его пределы. Прошли госпиталь, Сионскую церковь,  наш отель, бывшую электростанцию. Наконец, весь город скрылся за чёрными скалами. Останавливались несколько раз, любовались морем и льдами. Вокруг было много птиц. Всё чудесно.
        Таня расспросила кое о чём нашего капитана. Парню 42 года, он нигде не работает, потому что не хочет. Он, кажется, так и сказал: «Не люблю работать, люблю спать». Мы не поняли, на какие средства он живёт,  – возможно, на пособие. Он не женат, в его семье (родительской?) пятеро детей. Зимой ездит на собаках, летом на лодке. Гавань замерзает с января по май и судоходство прекращается.
        Мы вошли в устье Айсфиорда и оказались среди айсбергов разного размера. По бухте мы кружили, останавливались, дрейфовали. Фотографировали льды, снимались на их фоне поодиночке, вдвоём и с капитаном. О безопасности плавания мы не думали. Айсберги то и дело обрушиваются и дают волну – мини-цунами. На нашем судёнышке не было никаких спасательных средств – ни кругов, ни жилетов. В здешней холодной воде нетренированный человек, внезапно упавший за борт, остаётся живым не дольше пяти минут. Борис готов был скончаться быстрее.
        На одном из наших снимков запечатлелся айсберг, похожий на разрезанный батон (см. фото). Его разрез ярко освещен солнцем и выглядит белым, а бок, который в тени, почти чёрным. Солнце стояло низко и давало такие контрасты. К этому или другому высокому айсбергу мы подошли с теневой стороны. Почти вертикальная ледяная стена была высотой с 15-этажный дом! Мы вышли на солнце и снова закружились среди голубых и серебряных льдов,  при свете уже золотеющего  предвечернего неба.
        Нас охватил неописуемый восторг! Гренландия затмила Исландию на несколько часов или дней.  В Исландии потрясающие красоты ландшафта мелькали и заполняли нашу зрительную память до такой степени, что она не выдерживала, и мы невольно  забывали б;льшую часть увиденного. Здесь же, в Айсфиорде, величественная и простая красота стояла перед нами стеной и никуда не уходила, а  мы не хотели уходить от неё.
        Родоман решил, что это пребывание в лодке среди айсбергов –  кульминация  не только сегодняшнего плавания, но и всего нашего почти трёхнедельного  путешествия. Он вспомнил, как в молодости пытался рисовать абстрактные картины – пейзажи и портреты девушек, похожие на флаги. Илулиссат представлялся ему как четырёхполосный флаг: 1) голубое небо; 2) бело-голубые льды (белые с голубыми прожилками и тенями);  3) синяя морская вода; 4) черная полоса с красными, синими и желтыми квадратиками, усеивающими её как звезды на американском флаге – скалистый берег со стоящими на нём жилыми домами. Краски должны быть глянцевыми, даже люминесцентными. Акварель и гуашь бессильны, лучше рисовать на компьютере.

        Б.Р.  IX.2013
   
        Для "Проза.ру" 26 сентября 2021 г.


_________________


Рецензии