Вишнёвый сад

       Однажды, в 1940-м году, летним погожим днём, пассажирским поездом с мощным фыркающим и голосистым паровозом, я с моей бабушкой Настасьей Григорьевной, приехали на красивую и загадочную станцию ТУРИСТ.

       От станции до деревни Муханки нам нужно было пройти что то около трёх километров пешком по грунтовой дороге и тропинкам. Бабушка ехала в гости к своей сестре Полине Григорьевне и взяла меня с собой, потому что это обговорили ещё раньше.

       Мне было тогда около трёх лет, голубые ясные глаза, пригожий милый мальчик, как я слышал случайно со слов родственников и других доброжелателей. И уже достаточно самостоятельный и взрослый, чтобы не быть особенно обузой в поездке. В общем меня приглашали приехать, на месяц или на всё лето.

       Но мы вернёмся сначала к железнодорожной станции, вернее, имени и романтическому слову ТУРИСТ. Это слово красивыми и стройными буквами было помещено на самый верх лицевой стороны небольшого здания станции. Оно красовалось и сияло, привлекало и радовало глаза пассажиров проходящих поездов.Собственно, это была не станция,а, скорее всего, полустанок, на котором поезд останавливался всего на 2- 3 минуты, чтобы не задерживаться и следовать далее на Москву, что- то 40 километров.

         Главным здесь было слово ТУРИСТ, его основной смысл и содержание.Это не только название станции и остановки. Оно ярко и точно определяло имя или название всего этого интересного места, от станции по большому радиусу всей округи. Сразу было видно, что это место, почти идеально для отдыха и туризма.

     На географической карте здесь располагалась Московская возвышенность.
     Вокруг поднялись живописные холмы, для нас почти горы, покрытые цветущими лугами или пахотными полями. Богатые леса в долинах, у подошв холмов и на горизонтальных участках. Стремительная , извилистая, с поворотами и водоворотами речка Яхрома,на которой неутомимо вертела водяные колёса,водяная мельница. Ручьи, родники и ключи, и многое другое.

     На вершине ближайшей горы, длиной с километр расположилась деревня Муханки.
Весь ландшафт и отдельные пейзажи очень близко подходили под сказочное восприятие. Как я понял, родственники раньше жили тоже в нашем селе Великий Двор и переехали в Муханки года три назад. Были очень довольны новым местом с понятием ТУРИСТ и хотели порадовать меня- ребенка, такой красотой и ещё лучшим благополучием. У них здесь были лучше все условия жизни и работы. Питание, всё своё натуральное и в разы вкуснее, чем у нас в Великом дворе. Всё вместе взятое было похоже на сказку из хорошего кинофильма или книжки. Даже лучше.

       Бревенчатый дом тёти Поли, в деревне Муханки,стоял почти в конце улицы и был вторым от этого конца. Дом был пятистенный, типично деревенский, не новый и не старый. Очень ухожен. Но этот дом имел очень интересную особенность.
     Он разделялся на зимнюю и летнюю половины ,и имел большую просторную пристройку для животных. Основная половина составляла, примерно две трети всего дома, и красивыми пятью рамами, с резными наличниками, выходила на улицу деревни. А уже позади , частично вмещалась уже в огород, летняя половина, и она попросту,называлась вышкой и наверху был малый сеновал.
     В общем это была летняя спальня, очень удобная и комфортная по летней температуре и на свежем воздухе.Спали на матрацах ,набитых свежим душистым сеном ,а ,когда шёл дождь ,то он приглушённо барабанил по деревянной крыше ,что получался лечебный дождевой шум для приятного и здорового сна. А дальше был просторный двор для домашних животных.Большая пристройка или двор для двух коров с телёнком ,овец и утеплённый амбар для свиней, была просторным и комфортным строением.


      Отдельные загоны были для гусей и кур. Особенно было хорошее и большое стадо гусей, потому что ,совсем невдалеке был большой пруд, почти озеро.Гуси сами уходили туда утром и сами приходили вечером ночевать домой. У них был вожак, сильный и понимающий гусак.

    Этот двор имел большие ворота на улицу и на огород ,там свободно проходила лошадь с телегой или плугом. Более удобного деревенского дома ,где всё так удачно продумано, для жизни людей ,для животных и для хозяйства, мне больше не встречалось никогда. Главные окна дома смотрели на улицу и далее можно было наблюдать пейзажи,гор, лесистых холмов и особенно впечатлительно ,
две арки превосходных ажурных мостов через канал.
     Но самым загадочным ,привлекательным и желаемым был их вишнёвый сад. Когда ,несколько позже ,я читал одноименную книгу А.П.Чехова ,то такой сад я уже видел лично, здесь ,в деревне Муханки. Он располагался в дальней части огорода и был таким большим ,что ,скорее всего ,походил на вишнёвый лес. За ним не было видно изгороди , а может там её не было вообще. Там дальше начинался склон горы ,росли кусты ,которые потом переходили в перелесок и дальше уже был лес.
      Весной ,когда цвели вишни, был сплошной белый цвет ,тишина и благоухание такого же белого воздуха под самым синим небом с белоснежными облаками. В этом месте слышалось  доброе жужжание множества пчёл ,которые были заняты своим делом и не обращали на меня никакого внимания. Летом на этих кустах и деревьях было столько ягод , что я переполнялся радостью и детским счастьем . Ягоды свисали надо мной целыми гроздьями ,как виноград ,и это был лучший в мире натюрморт самого лучшего художника.
      Этот вишнёвый сад был совсем не простым. Он щедро ,как никто и никогда ,угощал меня вдоволь самыми лучшими ягодами и я считал ,что это виноград. Сад был изумительно красив и он играл со мной в очень интересные игры. Я каждый день шёл в этот сад и доставал самые спелые вишни. В начале сада всё было знакомым и понятным  , отсюда позади был виден весь огород ,двор дома и собачья будка. Я шёл дальше и высматривал гроздья самый спелых и налитых вишен. Через некоторое время я остановился и хотел идти назад ,но оглянувшись ,никакой тропинки не увидел.
     Я стоял ,окружённый сплошными вишнёвыми деревьями и кроме них не было видно ничего. Посчитав ,что нужно идти туда ,я пошёл дальше ,но лес становился всё гуще и я с трудом пробирался через заросли. Казалось ,что будто деревья загораживают мой путь и не дают выйти из леса. Я испугался и шёл в другую сторону ,потом обратно ,потом туда и сюда. Но вот в лёгком просвете между ветками я заметил угол двора дома и начал пробираться туда. Вскоре я вышел из зарослей вишнёвого сада к пристройке для коровы и телят.
       Испуг прошёл и я засмеялся на себя ,как же можно было заблудиться на огороде около дома. Куры ,и особенно белый красивый петух ,посматривали на меня с усмешкой. Собака , рослая овчарка, которая была на цепи , вильнула хвостом , открыла один глаз , потом его закрыла и снова погрузилась в сон. Она всю ночь бегала по саду и сторожила его , а теперь днём отсыпалась.
      На следующий день я снова пошёл за вишнями в этот интересный и волшебный сад , который угощал меня самыми вкусными ягодами и заманивал меня в какую то свою тайну. Мне было очень интересно и я был уверен , что заблудиться в огороде , около своего дома просто невозможно, а вчера было просто небольшое недоразумение. Тем более ,что я в два- три года был деревенским мальчишкой и почти мужичок. Я был ребёнок и чувствовал какую то игру , которую затеял этот великолепный сад. 

        Сад не был ребёнком , это был взрослый , сильный и умный. Может быть у кого то тоже был такой большой сад , но я не видел . Это был самый большой и самый красивый сад в моей жизни. Когда то это были маленькие кустики , как дети , а сейчас это большие взрослые деревья , потому что прошло много времени и они выросли. Мне казалось ,что сад  не просто сад , а он , как человек , живёт и делает своё дело , и я нахожусь под его вниманием. Но самое главное , что там такие спелые вишни и очень много.
      Прошлый раз я заблудился в вишнях и даже испугался. Но такого просто не может быть и больше такого не будет , я уже учёный этим делом , буду запоминать дорогу и знать , где стоит дом. Да и чего тут запоминать , если всё и так ясно. Мне уже приходилось бывать и в настоящем лесу . Я  смело и уверенно шёл дальше и дальше , всё было так понятно , что я и забыл все прошлые сомнения. Такой сад , столько ягод , раздолье и сказка наяву. Я наелся достаточно вишен и собирался вернуться к дому , но тропинка снова пропала , как будто её никогда не было. Вокруг меня сомкнулись , почти вплотную деревья и кусты ,и выхода я не видел.

          Куда идти я тоже не знал , нет никакой тропинки и никакого просвета через сплошную листву и ветки деревьев. Я пытался пролезти и вроде куда то выходил , шёл туда , сюда , но кругом было одно и то же , только деревья и кусты. Я снова глухо заблудился , как и в прошлый раз. Кричать «Ау!» было бесполезно , потому что все на работе и дома никого нет. Увидев какое то небольшое пространство между кустами , я пролез туда и понял , что это то самое место , где я заблудился  первый раз. Значит , может час или больше , я кружил по этим местам и вышел туда , откуда начал искать дорогу к дому. Испуг и всё дело было очень серьёзным.
                Сон в саду.

     Постояв немного ,я снова начал искать выход из вишнёвого леса ,но кругом были сплошные деревья и кусты. Примерно через час такого лазания , сразу поняв ,что я спасён, увидел боковую изгородь и по ней вышел к дому. Все страхи унеслись прочь и мои глаза наполнились полным счастьем. У дома меня встретила наша собака ,она спокойно лежала у своей будки и была на цепи.
      На другой день я уже ничего не боялся , после таких испытаний и переживаний  я уже был серьёзный мужчина ,хотя и 2 -3 года. Мне казалось ,что это какая то шутка со стороны этого великолепного сада , а ,может быть, со мной играла ,какая то добрая волшебница из кинофильма «Золушка» или из лучшей книжной сказки. Так или иначе ,но в конечном итоге я всё же выходил из сада к дому.
Сказка такого сада с его играми и самыми превосходными ягодами была притягательной и я снова,  и снова шёл туда. Я был уже учёным и запоминал дорогу ,обратно к дому.

     Но вот однажды я всё таки снова там заблудился ,точно также ,как и раньше. Меня обступили сплошные деревья и кусты ,так что я с трудом пролезал между ними. Я уже не хотел никаких вишен ,поскольку вдоволь наелся ,шёл и шёл ,надеясь увидеть угол дома или изгородь. Однако сад полностью превратился в лес ,кругом плотно стояли уже большие и вековые берёзы и осины. Я шёл и шёл ,куда то вперёд ,лес становился всё темнее и глуше. Я уже с трудом пролезал через заросли и чащи  ,и спотыкался о вековые корни могучих исполинских сосен ,которые возносили свои ветви в небо и почти закрывали его. Иногда близко впереди меня с шумом и свистом взлетали и улетали прочь какие то большие птицы ,которых я вспугивал. А иногда из под ног выпрыгивали какие то небольшие звери ,типа зайцев или хорьков ,и тоже убегали прочь.
      В таком лесу могли быть и были тогда любые звери ,включая волков и медведей ,да и баба Яга тоже ,вместе с хвостатыми чертями. Наконец я понял ,что давно ушёл из сада и вышел в незнакомый дремучий лес. Ушёл так далеко ,что обратно и не дойти до ночи ,потому что шёл уже целый день. Я остановился ,тропы и дороги не было ,кругом был одинаковый сплошной и густой лес . Вечерело и приближалась ночь. Чтобы спастись ,я подумал ,что лучше всего был бы это просто сон и я бы проснулся.
      Но это был не сон. Я же стоял на ногах и не спал ,и ещё не ложился спать. Я отлично помнил ,как вышел из дома в вишнёвый сад за вишнями и потом там заблудился. Куда идти я не имел никакого представления. А идти просто так ,лес становился всё глуше ,и он уже был таким дремучим ,как у нас в Великом Дворе. Тот лес у нас назывался «тёмная» ,потому что там было темно днём из за густоты листьев столетних и более ста лет ,вековых деревьев. Я много раз ходил в вишнёвый сад и всегда как то выходил из него ,но сейчас было совсем другое. Вокруг меня был дремучий вековой лес ,стволы деревьев будто приближались вплотную ,быстро темнело и никакого выхода отсюда не было. Может быть скоро сюда прибегут рыскающие по лесу волки ,их тогда было много в лесах. Я не знал куда идти и что делать. Это был совсем не сон и я твёрдо знал это…

          Мычание нашей коровы заставило меня повернуть голову. Я увидел ,что тётя Поля открывает ворота и выпускает нашу корову в стадо ,которое привычно шло по улице деревни и направлялось на своё пастбище с сочной и вкусной травой на заливном лугу. Довольные ,мычали все коровы ,а пастух щёлкал кнутом. Я лежал на сеновале с душистым сеном ,на своём месте, на крыше летней комнаты и сверху видел всё это.  Было такое счастье во мне и во всём вокруг. Что я всё таки вышел из дремучего леса и всё таки это был очень серьёзный сон. А может со мной снова играла добрая фея из самой лучшей сказки. Было раннее ,ещё прохладное и слегка туманное ,влажное утро ,которое пробуждалось золотистыми лучами восходящего  Солнца .Утренняя заря ,играя всеми красками неба ,уплывала в даль , уступая место такому же прекрасному синему небу с белоснежными лебедями кучевых облаков. Вокруг был ,чистейшей и самый прекрасный в мире лесной деревенский воздух.
Такого прекрасного сказочного утра не было больше никогда. Нет сейчас такого воздуха и чистейшего синего неба. Это было и осталось там , в прекрасной сказке детства.

         Вишнёвый сад был моим лучшим другом и приятелем ,это был лучший сад ,который я вообще видел в жизни и это не то слово. Сад был сказочно и бесподобно великолепен.Казалось ,что внутри его был живой разум и сам он был живой и разумный ,как хорошие люди.  Но кроме того ,что он дарил мне самые сладкие ягоды вишни и неповторимое впечатление самого прекрасного пейзажа ,было ещё что то серьёзное. Это были наши взаимоотношения . Сад был взрослым ,а я был ребёнок. Это серьёзное говорило о том ,что в жизни ,кроме всего хорошего, существует и опасность, которая может появиться в любой момент и надо быть готовым к встречи с ней.
      Я часто ходил в вишнёвый сад и было по разному так ,как было. Мне довольно часто снились вот такие сны ,похожие один на другой ,может с небольшим различием в событиях и окраске. Я шёл и шёл в свой загадочный и притягательный вишнёвый сад ,который щедро и с настоящей любовью ,угощал меня гроздьями спелых вишен. А ,когда я снова глухо и безнадёжно заблудился и стало совсем страшно и не было выхода ,то меня снова  ,добрым мычанием нашей коровки или гудком дальнего проходящего паровоза ,или парохода по каналу, будила ото сна моя добрая фея ,лаская золотистым лучом восходящего утреннего  Солнца. Фактические события так переплелись с очень яркими и запоминающимися сновидениями ,что потом трудно было отличить одно от другого.
       Этот дом и сад сохранился ,и стоит сейчас на том же месте. Несколько лет назад я проехал к деревне Муханки и ,поодаль остановившись ,вышел из машины. Я не стал подходить к старому дому и старому вишнёвому саду. Там жили другие люди ,которые не знали меня и у них была своя жизнь. Этот дом  и этот сад уже были не мои ,и всё изменилось ,всё было другим.

      Я стоял  на другой горе и смотрел родной и знакомый пейзаж издали. Всё было узнаваемым ,но другим. И только добрая память высвечивала именно то видение и пейзаж ,которые были тогда ,в незабываемой стране детства. Но это было сейчас ,т.е. потом. Тётя Поля работала здесь, тоже очень близко, на конюшне и очень часто брала меня с собой на работу, где я всегда мог проехать верхом на хорошей, понимающей лошадке или на телеге за сеном и овсом. А вообще меня опекала, как ребёнка, её взрослая дочь, тётя Тоня. Она работала художницей по фарфору на местном предприятии. А сын тёти Поли, взрослый молодой парень, очень умело ловил рыбу, особенно щук в быстрой речке Яхрома и карасей в этом пруду. Ах какая была уха.А ещё они очень умело варили кукурузную кашу, как никто и нигде. Питание было тоже почти сказкой, почти всё своё и натуральное, и это был чарующий счастьем 1940-й год. А тогда мне было три года и я фактически находился там  ,рядом был мой вишнёвый сад ,лучшая в мире деревня ,быстрая речка и самые добрые мальчишки ,друзья ,фантастически прекрасного уголка моего раннего детства.

27/09/21                Альберт Шаров.


 Иллюстрация из Интернета.
 Современное станционное здание ТУРИСТ , 2021-й год          

 


 


Рецензии