ХР Смысл и значение понятия вошь-паразит

ХР. 2.7.83.57. Смысл и значение понятия «вошь» (паразит).
 
Александр Сергеевич Суворов («Александр Суворый»).

ХРОНОЛОГИЯ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.

Опыт реконструкции последовательности исторических событий во времени и пространстве в корреляции с солнечной активностью.

Книга вторая. РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ДО НАШЕЙ ЭРЫ.

Часть 7. Эпоха мифических цивилизаций.

Глава 83.2. Первобытное словообразование. Смысл и значение понятия «вошь» (паразит).

Иллюстрация из открытой сети Интернет:


Кайнозойская эра. Антропогеновый период. Плейстоцен. Поздний каменный век. Поздний палеолит.
46 000 до н.э.

Земля. Евразия. Межледниковье. Похолодание климата. Уровень мирового океана. 46 000 до н.э.

Стадия древнего Верхнего Плейстоцена (134 000-39 000 до н.э.). Продолжение Средневалдайского (Карукюласского) межледниковья длительностью 10 000 лет (50 000-40 000 до н.э.). Продолжение стадии похолодания «гляциал Вюрм II С (Перигор VIII)» (46 500-39 000 до н.э.). Уровень мирового океана ниже современного уровня на 65 метров.

Повсеместно. Современное человечество. Homo sapiens neanderthalensis – раса человечества классических разумных неандертальцев. Homo sapiens sapiens – раса человечества классических кроманьонцев. Классический первобытнообщинный строй. Социально-экономическая формация. Современная цивилизация. Закономерности онтогенеза психики человека. Абстрактное мышление и язык. Смысл и значение понятия «вошь» (паразит). 46 000 до н.э.

48. вошь (паразит)

Вошь – это насекомое размером до 4 мм. Самки крупнее самцов. У них хитиновое полупрозрачное тело вытянутой формы, серо-коричневое, при насыщении кровью темнеет. Вши (лат. Anoplura, раньше известные как лат. Siphunculata) — подотряд мелких облигатных эктопаразитов, отряда пухоедовых (Phthiraptera). Ротовые органы вшей приспособлены для прокалывания кожи животного-хозяина и всасывания крови. Вши — узкоспециализированные паразиты, они живут только на одном или на некоторых родственных видах животных. Размножаются вши по типу неполного превращения, проходя три личиночных стадии. Весь жизненный цикл вши проделывают на определённом хозяине-носителе вшей. Вши, например, вошь человеческая (Pediculus humanus), являются переносчиками таких опасных заболеваний, как сыпной и возвратный тиф. Вши распространены по всему миру. (Здесь и далее данные из источников Википедии).

Вши, как правило, размером от 0,4 до 6 мм, с маленькой головой и грудью, но большим брюшком, крылья редуцированы (уменьшены в размере). Утрата крыльев, вероятно, является следствием перехода к паразитическому образу жизни. Грудь заметно отделена от головы, все её сегменты слиты. Ротовой колюще-сосущий аппарат представлен двумя колющими иглами (стилетами), которые заключены в мягкую, выворачивающуюся наружу трубку с венцом заякоривающихся крючков для укрепления на коже хозяина. Когда вошь не питается, хоботок, образующий ротовые органы, втягивается в головную капсулу. Слюнные железы сильно развиты. Слюна препятствует свёртыванию крови, вызывая раздражение кожи у животного-хозяина, сопровождающееся зудом. При сосании передний отдел пищевода расширяется и работает как насос.

К волосам хозяина вошь крепится тремя парами сильных и цепких одночлениковых ножек. Ножки снабжены крупными серповидными коготками, голень короткая. Насекомые удерживаются на теле хозяина, захватывая ножкой волос и прижимая коготок к выемке на голени. Глаз у вшей либо вообще нет, либо они представлены двумя пигментными пятнами — простыми глазами. Вши ориентируются не с помощью зрения, а с помощью обоняния. Запах улавливают короткие усики.

Срок жизни вшей в среднем 38 дней. Самка откладывает несколько сотен яиц — гнид, приклеивая их к волосам или нитям одежды при помощи выделяемой ею клейкой массы. Зародышевое развитие при +36…+37 °C занимает 4-8 дней, при +23 °C – 16 дней; при температуре ниже +22 °C и выше +40 °C личинки не вылупляются. При температуре +10…+20 °C вши могут около 10 дней обходиться без пищи. При температуре свыше +44 °C вши начинают гибнуть.

Вши — постоянные спутники стихийных и социальных бедствий. В условиях, когда людям приходится жить скученно и нет возможности соблюдать элементарную гигиену, вши плодятся в огромных количествах. Эпидемии тифа, переносимого вшами, уносили в прежние времена множество жизней. Только в Русско-турецкую войну 1768-1774 годов от сыпного тифа погибло больше людей, чем от ран, полученных в сражениях.

По верованиям древних китайцев, после смерти первочеловека-великана Пань-гу паразиты, жившие на его теле, превратились в людей. В сказке братьев Гримм «Вошка и блошка» вошь является причиной наводнения. По украинским и белорусским поверьям вшей выпросили у Бога женщины, которые от скуки не знали, чем бы ещё заняться. Среди русского простонародья человек, имеющий много вшей, считался счастливым и удачливым. Это нашло своё отражение в пословицах и поговорках, ныне иронических: «Богата как вошь рогата», «Есть вошь, так будет и грош». Согласно соннику Миллера, увидеть во сне вошь означало всяческие беды, неприятности и печаль, по славянским суевериям, напротив, вши снились к деньгам и богатству.

Слово «вошь» входит в базовый и универсальный для всех языков «список Сводеша» под номером 48 потому что это слово-понятие знакомо всем народам, всем расам ми нациям во все времена и веси. Более того, вошь (вши) знакомы и жили на телах и в волосах самых древних человекообразных обезьян и человекоподобных приматов, гоминид, архантропов, питекантропов, палеоантропов, неандертальцев и кроманьонцев  - всех первобытных людей. Различают три вида вшей – головная вошь, платяная вошь и лобковая вошь.

Головная вошь (лат. Pediculus humanus capitis) — одна из двух форм, или морфотипов человеческой вши. Среда обитания — волосяной покров головы человека (усы, борода, волосы), откуда и название. Ножки головной вши подходят к обитанию на волосах круглого сечения. На волосах нижней части тела, имеющих треугольное сечение, обитает другой вид — лобковая вошь. От другого морфотипа — платяной (нательной) вши — головная вошь отличается более серым цветом и более коротким туловищем. После поглощения свежей крови цвет тела меняется на красный или пурпурный. Длина взрослого самца 2-3 мм, самки достигают длины 4 мм. Взрослая самка живет около одного месяца и откладывает пять яиц в сутки. Яйца, или гниды, фиксируются у основания волоса и созревают в течение 7-10 дней. После того, как молодая вошь выйдет из яйца, оно, пустое, остается висеть на волосе. Для полового созревания молодой особи требуется около 6-10 дней.

В отличие от платяной вши, головная менее опасна для человека, она не является переносчиком таких заболеваний, как сыпной тиф. Тем не менее, зуд, появляющийся в результате попадания слюны вши в ранки, приводит к раздражениям (педикулёз) и повышается вероятность попадания инфекций через повреждённые участки кожи головы. Исследования показали, что обе формы — головная и платяная вши — представляют разные морфотипы одного и того же вида, разделившиеся не более 114 000 – 30 000 лет назад. В природе они не скрещиваются даже при смешанных инвазиях, но в лабораторных условиях дают плодовитое потомство. Более того, один морфотип может достаточно быстро превращаться в другой и обратно. Так, если головную вошь содержать на теле, через несколько поколений её потомство начинает приобретать признаки платяной вши, и наоборот.

Платяная вошь (нательная вошь) (лат. Pediculus humanus corporis De G. var. vestimenti, иногда просто Pediculus corporis) — насекомое, паразит человека, обладающий строгой специфичностью к своему хозяину. Платяные вши были известны в глубокой древности. Наряду с головной вошью и лобковой вошью, одна из трёх форм человеческих вшей. Ответвление, образованное в результате появления платяной вши на генетической ветви головной вши, образовалось не более 114 000 – 30 000 лет назад. Возникновение платяной вши связывают с распространением одежды. Головная и платяная вши рассматриваются как морфотипы одного вида.
 
Платяная вошь обычно паразитирует на одежде человека. При этом она живёт и откладывает яйца (гниды) в складках одежды и на её ворсе, а питается, временно переходя с одежды на кожный покров. Вши хорошо приспособлены к питанию на хозяевах. При этом считается, что платяная вошь, в отличие от головной, эволюционно более молодой вид паразита, поскольку одежда как субстрат для проживания появилась значительно позже, чем волосы на кожном покрове млекопитающих.

Обычно взрослая особь вши выпивает от 1 до 3 мкл (0,001-0,003 мл) крови. Средний вес насекомого равен 1 мг. Самки больше размерами и весом и выпивают больше крови, чем самцы. Через полупрозрачный хитин хорошо виден процесс питания вшей кровью: их брюшко раздувается, кишечник ритмично сокращается, принимая в себя всё новые и новые порции крови, а тельце её становится тёмно-красного цвета. В 2010 году был расшифрован геном платяной вши. Его объём оказался одним из наименьших среди всех изученных насекомых, уступающий лишь Belgica antarctica — всего 108 миллионов пар нуклеотидов.

Лобковая вошь (также встречаются названия площица, фти;рус) (лат. Phthirus pubis, др.-греч. ;;;;;) – эктопаразитическое насекомое из подотряда вшей (Anoplura), живущее на теле человека. Размеры лобковой вши достигают примерно 1-3 мм. Самки крупнее самцов в 1,5 раза. Лобковые вши обитают преимущественно в лобковой зоне, на половых органах, вокруг заднего прохода, реже в других покрытых волосами областях: в подмышечных впадинах, на груди и в зоне живота.

В отличие от вши человеческой, лобковая вошь никогда не обитает на волосистой части головы. Это связано с тем, что конечности лобковой вши приспособлены только для удерживания и перемещения по волосам треугольного сечения, в отличие от волосяного покрова головы, имеющего круглое сечение волоса. Питается лобковая вошь исключительно кровью своего хозяина. Без пищи умирает в течение 24 часов. Заболевание, вызываемое поражением этим насекомым, называется лобковый педикулёз или фтириаз.

Педикулёз (pediculosis, вшивость) (от лат. pediculus «вошь») — паразитарное заболевание кожи и её производных — волос. На человеке могут паразитировать головная вошь (Pediculus humanus capitis), платяная вошь (Pediculus humanus corporis) и лобковая вошь (Phtyrus pubis). Соответственно этому различают педикулёз головной, платяной и лобковый. Может также возникать смешанный педикулёз, когда присутствует инфестация смешанного типа (напр., одновременная инфестация головной и платяной вши).

Вши связаны с человеком с давних времён. Первые сообщения о них встречаются у Аристотеля (IV век до н.э.). Засохшие вши были обнаружены в древних захоронениях человека: у египетских, перуанских и индейских мумий. Вши найдены также на мумифицированных трупах людей в Гренландии и на Алеутских островах (XV век). Анализ ДНК вшей показал, что головная и платяная вошь обособились между 170 000 и 80 000 лет назад. Это свидетельствует о том, что вши были паразитами у людей не менее 80 000 лет назад.

Привычка и обычай брить наголо головы египетских жрецов и писарей возникла из-за борьбы со вшами, которые своим зудом «мешали служить богам и фараонам» (Геродот, 500 лет до н.э.). С этой же целью брили головы и подбородки фараоны, цари и вельможи в Древнем Египте, а бороды и парики носили накладные.

Вши сопутствуют человеку во время каких-либо переживаний, страха, волнений, голода, войн, холода, когда люди и собаки «кучкуются», теснятся, накидывают на себя много одежды, нервничают, потеют потом стресса и страха, который наиболее привлекателен для вшей. Способствует развитию и распространению вшей антисанитарные условия быта и обитания людей, их неряшливость, леность, равнодушие и безразличие к себе и другим.

Головные и платяные вши передаются от человека к человеку при непосредственном контакте. Заражение головными вшами через одежду и предметы обихода рассматриваются больше как исключение, а не как правило. Личная гигиена волос не имеет значения, вши одинаково предпочитают как чистые, так и грязные волосы. Лобковая вошь (площица), как правило, передаётся половым путём, но возможна также передача через вещи (постельное бельё, одежда и т.д.). Невозможно заразиться вшами от животных, так как эти паразиты видоспецифичны, то есть человеческие вши могут жить только на человеке, а животные вши – только на животных.

Педикулёз проявляется следующими симптомами:
- кожный зуд в месте укуса вши;
- мелкие серовато-голубоватые пятна на коже;
- расчёсы (экскориации);
- наличие гнид в волосах.

От момента заражения до первых признаков педикулёза может пройти несколько недель. В результате инфицирования расчёсов могут развиваться гнойничковые заболевания кожи. Платяные вши являются основными переносчиками сыпного тифа и ряда других риккетсиозов. Намного реже тиф переносят головные вши, в единичных случаях — площицы. Кроме этого, платяные вши могут передавать трансмиссивные болезни, например волынскую лихорадку, вызываемую риккетсиями и распространяемую платяными вшами. Головная вошь является переносчиком возбудителя вшивого возвратного тифа, платяная переносчиком вшивого сыпного тифа.

Для лечения педикулёза необходимо уничтожить как гнид (яйца), так и взрослых особей вши. Основной и самый древний способ борьбы со вшами – груминг (от англ, groom чистить лошадь, ухаживать, холить), поведение млекопитающих, выражающееся в уходе за телом, мехом, воласми и адресованное другой особи Груминг – это занятие, действие, поведение, обыскивание, поиск вшей и других паразитов на теле, в волосах (в мехе и складках одежды). Груминг характерен для человекообразных обезьян и человекоподобных приматов и выражает дружелюбное отношение, покровительство или заискивание. Груминг гоминид уменьшает или прекращает агрессию между индивидами, является отражением системы отношений доминирования и иерархического статуса особи. Различают активный, пассивный и автогруминг. При груминге вши и гниды не только удаляются, но и уничтожаются (съедаются).

Активной борьбой с зудящими и надоедливыми вшами объясняется возникновение таких феноменов первобытного быта и жизни, как груминг (автогруминг, парный и групповой), вычёсывание волос и меха, купание в ледяной воде, оставление одежды на морозе в течение всего дня (не менее 12 часов) или на жарком солнце и ветерке, чтобы температура одежды была не менее 44-45°С (проветривать на солнце не менее недели), бритьё волос на всём теле, стирка одежды и постельного белья в кипятке, пребывание в парилке, удаление вшей и гнид ногтями или пинцетом, дезинфекция мест заражения вшами различными веществами, отпугивающими вшей запахом или препятствующих им цепляться за волосы.

Самым древним способом борьбы с педикулёзом (кроме груминга) было мытьё волос головы и тела с применением мылящих средств, золы, песка, растительных волокон (тонкого лыка, крапивы, льна), вычёсывание волос частым гребнем, смазывание волос и тела жиром или маслом, склеивающим дыхательные пути вшей, использование бальзама древних ведуний из смеси жира, масла и мочи, рыбьего жира, масла, которое придаёт «эффект скольжения» лапок вшей по волосам, масла оливы, которое избавляет от паразитов, масла герани, которое оказывает ещё и противовоспалительное действие, заживляя ранки, оставленные укусами вшей.

Для существования вшам необходимо питание человеческой кровью каждые 2-3 часа, после 2 суток без крови вши перестают производить потомство. По этой причине, обязательное кипячение достаточно при стирке белья и одежды при температуре 60°C в течение получаса. Мягкие вещи, заражённые вшами, достаточно изолировать от человека и животных при нормальной комфортной температуре на срок до 3 суток или же выдержать на холоде в изоляции в течение 2-х дней. Гребни и расчёски требуют тщательной чистки после применения.

Естественное взаимодействие вшей и человека, зуб и заболевания, вызванные вшами, вызвало естественную необходимость проведения груминга и очистительных действий в борьбе со вшами:
- соблюдение личной и общественной гигиены;
- регулярное мытьё тела (не реже двух раз в неделю);
- смену нательного и постельного белья;
- стирку постельного белья при высокой температуре;
- проглаживание постиранной одежды, особенно складок и швов, где вши обычно откладывают яйца горячим относительно тяжёлым предметом (нагретым гладким камнем, утюгом);
- регулярное бритьё волос на лице и теле;
- выдержка, прокаливание, проветривание и продувание постиранной одежды и вещей на солнце и ветерке, паром или горячим воздухом над костром (феном);
- недопущение передачи и использования чужой (заражённой вшами и гнидами) одежды, обуви, гребней (расчёсок);
- выдержка одежды и меховых вещей в течение 2-3 суток на морозе или в жаркой среде в изоляции от человека;
- регулярное смазывание волос и тела бальзамами, мазями, маслом, дезинфицирующими веществами.

Изложение ознакомительного фрагмента из книги М.А. Козлова «Живые организмы – спутники человека. Вши.», Серия: Мир знаний, 1976. (источник: https://bio.wikireading.ru/11980).

«Существует не один какой-нибудь вид вшей. Правда, они не столь многолики, как клопы и блохи. Вши занимают в мире насекомых особое место и образуют самостоятельный отряд» (Карл Фриш).

Мировая фауна насчитывает около 300 видов вшей. По видимому, люди приобрели этих паразитов по наследству от наших далеких предков — обезьян. Вши в истории человечества оставили глубокий след. Они не щадили не только простых людей, но и «сильных мира сего». Эти паразиты явились причиной смерти сирийского царя Антиоха Эпифана, иудейского царя Ирода, римского императора Максимина, испанского короля Филиппа Второго, диктатора Суллы, кардинала Дюпре. Вши сыпным тифом отравили датского принца — жениха Ксении Годуновой, сподвижника Петра Первого — Головина, сыпняком заразили Ивана Грозного при осаде Казани, князя Курбского…

Вши пользовались правом решающего голоса на серьезных выборах. Например, более ста лет назад в некоторых городах Швеции они выбирали бургомистров. Претенденты на эту должность садились вокруг стола и клали на него бороды. Посередине стола выпускали вошь. Бургомистром избирался тот, чью бороду она предпочитала.

В некоторых местах собирали налог из вшей. Примерно 500 лет назад в Мексике каждый житель был обязан доставить правителю вшей — чем больше, тем лучше. Когда испанцы заняли столицу Мексики, они нашли в королевском дворце склад мешков, набитых вшами. Вши шли на изготовление лекарств, которыми лечили колики, желтуху, туберкулез, застарелые язвы, конвульсии, камни печени, рахит детей, плохое зрение и многие другие недуги.

Раньше народ изводился от тварей вшей, но не роптал, покорно терпел, ибо был уверен, что «в лесу не без зверя, в голове не без воши». Про бедных людей с иронией, с насмешкой говорили, что «они даже вшей прокормить не могут». Чтобы хоть как то уменьшить «поголовье» вшей, люди «искались». У русского писателя Н.С. Лескова в рассказе «Продукт природы» мы читаем: «Самым любимым занятием у всех было «искаться». Это было что-то вроде спорта. Мужики, бабы, дети — все постоянно искались, и занятие это было не только препровождением времени, но оно было вызвано и настоятельною необходимостью, потому что вошь ела «народы» беспощадно». Ради справедливости надо сказать, что паразит сосал не только простой народ.

Особенно широкое раздолье находили вши под париками людей в средневековье. Тогда даже изысканная публика на балах и приемах нисколько не смущалась утихомирить зуд публично, у всех на виду при помощи особых палочек из кости, бороздя ими поверхность головы. Послушаем французского писателя А. Дюма, описывающего приём: «… то был аббат Скаррон, всегда весёлый, насмешливый, остроумный, всегда страдающий и почёсывающийся маленькой палочкой». (А. Дюма, «Три мушкетёра. Двадцать лет спустя», Глава XXIII Аббат Скаррон, 1845).

А иногда волей неволей приходилось «механизировать» процесс отлова вшей. К примеру, в Испании предприимчивые люди дрессировали обезьян, обучая их выбиранию вшей из волос головы, и выдавали обученных животных людям за солидное вознаграждение на прокат. Окончательно избавиться от вшей люди в те времена и не мечтали. Ведь они думали, что вши заводятся сами собой.

По преданию езидов, в основном проживавших на территории Ирака, ковчег Ноя пристал к горам Синджар, но неудачно, получив пробоину. Вода хлынула в судно, и растерянный Ной попросил змею закрыть отверстие своим телом. «Хорошо, — ответила змея, — я это сделаю при условии, если ты потом разрешишь мне кусать людей». Ной был вынужден согласиться, но вскоре пожалел об этом, так как потоп прекратился, а змеи, расплодившись, стали жалить людей. Разгневанный Ной бросил змею в огонь, и… из пепла родились вши, которые пьют человеческую кровь.

Наука дает иное объяснение происхождения вшей. «Вши возникли из пухоедов», — доказывают энтомологи. Такая процветающая группа, как пухоеды (их известно около 3000 видов), с типичным вшивым обликом позволила себе роскошь породить вшей. Однако по сравнению с предками потомки сузили меню. Пухоеды питаются, как правило, частями кожного покрова и частицами пера и как исключение выделениями кожи и кровью, выступающей из ран. А вши — прирожденные кровососы.

Выдержать однообразную кровяную диету вшам, как и клопам, помогают особые микроорганизмы. Перед яйцекладкой они из желудка вши продвигаются в желток яйца, а потом во время развития зародыша снова перемещаются к желудку.

Представьте себе 1–5 миллиметровое бескрылое насекомое с уплощенным телом, с редуцированными, однолинзовыми глазами, с неясно расчлененной на части грудью и с цепкими хватательными ногами. Его не может раздавить груз, в 1000–3000 раз превосходящий массу его тела; оно способно, цепляясь одними передними ногами, удержать тяжесть, превышающую массу его тела в 2000 раз. Это и есть вошь. Имей человек такие силовые качества, он поднимал бы груз 150 тонн!

Если в мире насекомых — наших спутников — тараканы — это резвые рысаки, мухи — лайнеры, блохи — чемпионы по прыжкам в высоту и длину, то вши — черепашки, ползающие со скоростью 10–35 сантиметров в минуту. Вшам некуда спешить. Прокладывать далекие маршруты им ни к чему: ведь пища тут же под носом и себе подобные под боком — искать их не надо. Как только коготки захватили волосок, они захлопываются наподобие лезвия складного перочинного ножа.

Вши как бы тихо и мирно распределили между собой млекопитающих. Если человечья блоха без вреда для здоровья может питаться кровью не только человека, но и 30 видов животных, то о человеческих вшах этого не скажешь. Лишь сильный голод может заставить платяную вошь сосать кровь поросенка, морской свинки, кролика, но такая пища для нее вредна, почти что ядовита.

Несмотря на то, что вши так же стары, как и человеческий род, только в XIX веке удалось окончательно решить вопрос, чем они питаются. Одни принимали их за кровососов, другие утверждали, что вши удовлетворяют свой аппетит за счет жиров кожи. В XVIII–XIX веках Сваммердам, Ницш и Бурмейстер относили вшей к сосущим насекомым, в то время как Эриксон и Симон считали их грызущими. В 1864 году Ландуа даже заявил, что простой народ лучше кабинетных ученых знает, что вши кусают, а не сосут, но он через год вынужден был признать свою ошибку.

Выяснилось, что вши сосут, а не кусают. Это значит, что ротовой аппарат у них колюще-сосущий. Но разглядеть его не так-то просто, он не наружный, как у клопов и блох, а в покое втянут в особую полость внутри головы, откуда выдвигается и вонзается в кожу. «Жало» вши состоит из трех стилетов — из пары нижних челюстей и нижней губы. Нижние челюсти, складываясь вместе, образуют канал, по которому благодаря работе пульсирующей глотки — всасывающе нагнетательного насоса — в желудок поступает кровь.

За один раз самка вши принимает до одного миллиграмма крови, а самец пьет втрое меньше. Проголодавшееся насекомое сосет кровь и днём и ночью, в темноте и на свету, конечно, если объект внимания малоподвижен и спокоен, не мешает ему вдоволь наслаждаться едой. По правде говоря, обжорство и среди вшей к добру не приводит. При чрезмерном увлечении пищей стенки желудка не выдерживают и лопаются, кровь заливает полость тела, в результате чего объевшееся насекомое быстро погибает. Вошь питается 2–3 раза в сутки. На обед, на полное насыщение желудка уходит 3-10 минут.

Жизненный цикл платяной вши в нормальных условиях на теле человека — от начала зародышевого развития до наступления половозрелости — длится 16 дней. Из них половина срока уходит на формирование зародыша, по два дня отводится на жизнь личинок первого и второго возрастов; личинке третьего возраста, чтобы стать взрослой, необходимо три дня. Самка к яйцекладке приступает через сутки после третьей линьки. К концу своей жизни (живет 24–46 дней) она может стать обладательницей 4160 потомков. Самцы живут на несколько дней меньше самок.

При этом, пятнадцатиминутное пребывание в безвоздушном пространстве на вшей не оказывает никакого действия. При температуре 15-17 градусов тепла они без вреда для себя могут провести под водой двое суток, под землей могут оставаться живыми до четырёх суток. По сравнению с клопами и блохами вши плохо переносят голод, без хозяина кормильца они могут жить не больше недели, а лишенные пищи площицы (лобковые вши) погибают через день два.

Лучше всего вши чувствуют себя между телом человека и его бельем при температуре около 30 градусов тепла. Сытые вши избегают света, а голодных привлекает свет. Вообще-то вши при рассеянном свете направляются в тень. Сильный свет сверху словно ослепляет их.
 
К человеку вошь привлекается прежде всего запахом. Есть люди, которые несъедобны с точки зрения вшей. Предполагают, что такие субъекты обладают непривлекательным для вшей запахом пота. Между прочим, вши терпеть не могут и запах никотина.

Платяная и головная вши способны отложить в течение жизни до 330 яиц, а площица — около 50 яиц. Яйцо вши часто называют гнидой. Процесс откладки одного яйца длится 17 секунд. За это время самка успевает не только отложить, но и приклеить гниду к волосу или к нитке прозрачным секретом клеевых желёз. Кстати, разными сильными растворителями легче разрушить самый волосок, на котором сидит гнида, чем растворить её клей. Яйца вшей меньше миллиметра длины, светло желтые, слегка опалесцирующие. На переднем конце гнида имеет выпуклую крышечку с утолщенным краем.

Чтобы вылупиться из яйца, сформировавшаяся личинка вши выпивает всю жидкость, которая её окружает. По мере того, как жидкость постепенно засасывается в организм, в яйцо начинает поступать атмосферный воздух. Вшиная молодь жадно проглатывает и воздух, который, пройдя пищеварительный тракт, скапливается под малышами. После этого личинка начинает шевелить усиками и двигать ножками. Эти движения приводят в действие вспомогательный аппарат, который шипами верхнего диска давит на крышечку и открывает ее. После того как крышечка открыта, личинка буквально за 2–5 секунд выбрасывается наружу напором воздуха, находящегося в яйце под ней. Вылупившиеся из яиц личинки вшей начинают питаться кровью.

Вши — весьма тягостные кровососы, хотя разные люди по разному переносят их укусы. У одних слюна вшей, вводимая в ранку, вызывает нестерпимый зуд, на других она совсем не действует. Кровососанием и беспокойством не исчерпывается вред вшей. Они причиняют и косвенный вред, выступая как переносчики возбудителей сыпного и возвратного тифа и волынской лихорадки.

Платяная вошь становится заразной на всю жизнь после всасывания с кровью больного бактерий спирохет, вызывающих возвратный тиф. Из кишечного канала вши спирохеты попадают в полость тела и накапливаются в крови. Человек заражается этой болезнью, занося содержимое раздавленной вши на места расчесов или на слизистые оболочки носа, глаза и рта. Отрадно отметить, что в нашей стране возвратный тиф окончательно ликвидирован. Таким же образом человек получает от вшей возбудителей сыпного тифа — риккетсии Провачека.

Следующие паразиты в жизни человека – это блохи, но о них разговор отдельный…

Происхождение слова-понятия «вошь» в этимологических словарях (Источник: https://lexicography.online/etymology/в/вошь).

Вошь. Общеславянское слово неясной этимологии. Возможно, восходит к индоевропейской основе vas — «есть». Тогда буквальное значение — «то, что ест, кусает». (Этимологический онлайн-словарь Крылова Г.А. и Этимологический онлайн-словарь Шанского Н.М.).

Вошь ж., вши;вый, прилаг., укр. вош, др.-русск. въшь, болг. въшка, сербохорв. ва;ш, словен. u;;, род. u;i;, чеш. ve;, слвц. vo;, польск. wesz, в.-луж. wo;, н.-луж. we;. || Скорее всего, родственно удвоенному лит. v;evesa «вошь», vievesa; из *veivesa, откуда фин. v;ive «мелкая вошь на скотине»; см. Миккола, Ursl. Gr. 41; IF 26, 295 и сл.; Буга, РФВ 67, 247 и сл.; Траутман, BSW 336.

Далее, сравнивают с др.-инд. vas- «есть», гот. frawisan «пожирать, поедать» (Буга, там же), а также с лит. usni;s, лтш. usna «чертополох», алб. usht «колос», др.-инд. pariv;sayati «отрезает вокруг»; см. М. — Э. 4, 309; Петерссон, KZ 46, 132. С другой стороны, Шульце (Kl. Schr. 59) пытается объединить и.-е. названия вши в праформе на *l’u-, связывая слав. *vъ;ь, лит. ute;;, др.-инд. y;-ka-, герм. lu;s «вошь».

На возможность воздействия табу на эту группу слов указывает Шпехт (43, 221). Ср. также Лескин, Bildung 238; Мейе, Et. 262. В таком случае следовало бы считать словообразовательными формантами лит. t и слав. ;. Лит. ute;; «вошь», лтш. uts «тля» (М. — Э. 4, 313 и сл.) отделяются от перечисленных слов и сопоставляются — с первонач. знач. «жалящая» — с русск.-цслав. вътрь ;;;;;;;;, ;;;;;;’, др.-прусск. wutris «кузнец», с другой ступенью вокализма: др.-прусск. autre «кузница»; см. Эндзелин, RS 11, 37. (Происхождение слова вошь в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.).

Значение слова-понятия «вошь»:

Вошь – энтомол. небольшое бескрылое кровососущее насекомое-паразит
- Вши живут на теле человека и различных млекопитающих и питаются их кровью. «Вши» Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб., 1890—1907.
- Только обмундирование горит, а вошь лишь румяней становится. В. С. Гроссман, «Жизнь и судьба», часть 2, 1960 г. [НКРЯ]
- Сквозь ленивую, дебелую вошь, через спину и отвислое брюхо, краснела солдатская, многострадальная кровь. ;…; Эта вошь не походила на окопную, юркую, ухватками напоминающую советских зеков, ; эта не ела раненых, а заживо сжёвывала, и поэтому наиболее боеспособные ранбольные уходили из госпиталя ночевать к шмарам. В. П. Астафьев, «Весёлый солдат» (1987–1997) // «Новый Мир», 1998 г. [НКРЯ]
- «Если меня выгонят из института, потому что председатель госов зимней сессии ; монстр, я смогу продать свой альбом по биологии на аукционе „Сотбис“, выдав его за ранее неизвестные работы Дали», ; серьёзно изрекаешь ты, показывая шедевр «Вошь головная, платяная и лобковая» друзьям, и вас сгибает в молодецком хохоте. Т. Ю. Соломатина, «Акушер-ХА!», Байки, 2009 г. [НКРЯ]

Вошь – перен., пренебр., бран. неопрятный, грязный, гадкий человек
- А когда Абарчук однажды, недосчитавшись трёх напильников, сказал: «Как не стыдно во время Отечественной войны воровать дефицитный металл», ; Бархатов ему ответил: «Ты, вошь, молчи.» В. С. Гроссман, «Жизнь и судьба», часть 1, 1960 г. [НКРЯ]
- Бешенство охватило его. Сыпнотифозная вошь! Гадина! В. С. Гроссман, «Жизнь и судьба», часть 3, 1960 г. [НКРЯ]
- «Начальник боепитания». — «Ах ты, вошь тыловая!» — «Я подвергался опасности!» Г. Я. Бакланов, «Жизнь, подаренная дважды», 1999 г. [НКРЯ].

Фразеологизмы и устойчивые сочетания со словом-понятием «вошь»:

вошь головная, вошь платяная, вошь лобковая, вошь тельная
вошь травяная, вошь капустная
вошь тыловая
запустить вошь в голову, пустить вошь в голову
едрёна вошь, ядрёна вошь, ёна вошь, курья вошь
как вошь (зацепиться, бить и подобн.)
как вошь на стекле
кормить вшей
крутиться как вошь на гребешке, вертеться как вошь на гребешке
лагерная вошь
окопная вошь
попасться как вошь во щепоть
растительная вошь
смотреть как солдат на вошь, смотреть как на вошь, глядеть как на пойманную вошь.

Некоторые пословицы и поговорки со словом-понятием «вошь»:

вошь в кармане да блоха на аркане,
в кармане вошь на аркане,
в одном кармане вошь на аркане, в другом ; блоха на цепи,
вошь на аркане и дыра в кармане
вошь да крыса до самого Елагина мыса
«Ну, не хошь, как хошь» - сказала вошь.

Далее публикуется полностью произведение автора Георгия Тележко «Ареальные вши» (© Copyright: Георгий Тележко, 2012. Сайт: Проза.ру. Свидетельство о публикации №212101800057).

Слова со значением "вошь" принадлежат так называемому списку Сводеша - списку слов базовой лексики, по которой можно определить степень родства разных языков. Поскольку ареальные взаимодействия серьёзно влияют на лексику, в том числе, и на базовую и даже в случае неродственных языков, по ней можно оценивать интенсивность взаимодействия и географическую близость носителей языков, с учётом, конечно, того факта, что в разные исторические периоды соседство и степень взаимодействия носителей соседних языков менялись.

Попробуем оценить это взаимодействие по словам со значением "вошь".

В языках бывших южных кочевников вошь называлась так (идём по территориям предков с запада на восток):
- lleuen (мн.ч. llau), кимрский язык кельто-бриттской группы;
- lus, др.-верх.-нем.;
- lus (мн.ч. lys), др.-англ.;
- lus (мн. ч. lyss), др.-норв.

В языках северных лесных соседей южных кочевников (данные от М. Фасмера) дело обстоит так:
- wos, верх.-луж. ("S" - с "птичкой" сверху, чтобы читалось, как "Ш");
- wes, ниж.-луж. (аналогично);
- wesz, польск.;
- ves, чеш. (аналогично);
- vos, слвц. (аналогично);
- 'us, словен. (аналогично);
- ва"ш, серб.;
- въшка, болг;
- въшь, др.-русск.;
- ute. "вошь" (точка - над "E"), vieVESa лит. "вошь, птичья вошь";
- uts "тля", лтш.;
- yuka "вошь" др.-инд. (последние три слова от другого, нежели "вошь", корня, по Старостину);

Древнегреческое слово в словаре ИЕ этимологий не нашлось, но оно, по-моему, "тяготеет" к литовскому ute..
- [ftir], др.-греч. > [psira], греч.

В языках потомков западных соседей вышеперечисленных народов - носителей иберо-лигуро-италийских языков - вошь называли следующими словами:
- piojo, Spanish
- poll, Catalan
- pou, French
- pesolh, Occitan
- pig'oggiu, Ligurian
- peducchju, Calabrese
- peducchio, Napulitano
- peocio, Venetian
- pedis, pediculus, Latin
- pa(duche, Romanian (дуга - над "A").

В языках потомков северо-восточных соседей - носителей финно-угорских языков - паразита именовали таким образом:
- tetu:, венгр. (две точки - над "U");
- тэй, удм.;
- ta:i, фин., эст. (с точками - аналогично).

В восточных алтайских языках вошь представлена так:
- pyjta, чув.;
- bit, тур.;
- би, кирг.;
- беес, монг.

В языках потомков юго-восточных соседей - носителей иранских языков - были такие "вши":
- kak, sepes, фарси (над "S" - "птички")
- шабушк, тадж. (в т. ч. "тля, растительная вошь");
- осет. сыст.

В языках потомков южных соседей - носителей кавказских языков - в ходу такие слова (фонетически напоминающие "тля (растительная вошь)"?):
- t’ili, груз.;
- ацlа абхаз.;
- цIэ, адыг.

С. Старостин группирует армянское слово, которое мне попадалось в разных транскрипциях: [(в)очил], [орджил], [оджил] - с латинским ricinus "клещ", алб. erg,is "маленькая вошь" (запятая - "хвостик к "G") и др.-инд. liksa. – "гнида, молодая вошь" (точка - снизу, черта - над "A"). Это оказалось в согласии с результатом моего более раннего статистического анализа первых нескольких сотен слов в словаре ИЕ этимологий С. Старостина: наибольшая корреляция созвучий выявилась между армянскими, латинскими и древнеиндийскими словами (~60% созвучий армянских, с одной стороны, и латинских или древнеиндийских - с другой).

В других языках: др.-ирл. (кельто-гойделской группы) mil, алб. morr., баск. zorri, кит. shizi - названия вшей с названиями в вышеперечисленных языках не роднятся, можно оставить "на потом" сравнения древнеирландских и албанских слов, поскольку и здесь можно углядеть слабое созвучие, но более заметное есть в албанских и кельтских словах со значением "кулак, кисть руки" (ирл. dhorn, кимр. ddwrn и алб. dorё).

В вышеперечисленных группах слов мы отследили ареалы, в которых вошь называлась родственными или фонетически близкими словами:
- славяно-балто-индо-греческий;
- кимрско-германо-англо-скандинавский;
- иберо-лигуро-италийский;
- финно-угорский;
- иранский;
- западно-кавказский
плюс "странные" сходства:
- латинского, армянского, албанского и древнеиндийского слов;
- древнеирландского (ткж. мэнского meeyl и шотл. mial) и албанского (morr) слов.

Можно пойти ещё немного дальше и объединить этимологически названия вшей у "южных кочевников" и "жителей северной лесной зоны", вслед за Шульце (см. статью Фасмера "вошь"). Доводом в пользу такого объединения является общность терминов для обозначения гнид - яиц вшей (данные из OED - онлайнового словаря английских этимологий Дугласа Харпера):

nit (n.)
O.E. hnitu "louse egg, nit," from P.Gmc. *khnito (cf. Norw. nit, M.Du. nete, Du. neet, M.H.G. niz, Ger. Niss), from PIE root *knid- "egg of a louse" (cf. Rus., Pol. gnida, Czech knida; Gk. konidos, gen. konis "egg of a louse").

К этим словам присоединяются литовское "glinda" и кимрское nedden "гнида" - так же, как выше присоединилась кимрская "вошь".

Литовское слово "glinda" оказывается "мостиком" от "гнида" к словам "иберо-лигуро-романской" группы слов: Spanish liendre, Portuguese, Galician l'endea, Catalan ll'emena, French lente, Latin lens и т.п. С этой группой созвучны китайские слова luan (над "а" - "птичка"), luo (над "o" - "птичка") со значением "яички насекомых". Кимрское lleuen "вошь" странным образом перекликается с этими словами. Если родина иберов - Кавказ, а язык - синокавказской макросемьи, то сходство слов lens, lleuen и luan может иметь контактную природу.

Основные выводы.

Если ранее мы выяснили, что слова со значением "звезда" разделили "индоевропейские" языки на балто-славянские и прочие, то сейчас мы видим, что слова со значением "вошь" выявили более детальную структуру языков, в которой обособились группы "иберо-лигуро-романская", "иранская", "греко-балто-славянская" и близкая к последней "бритто-германская".

Отделение "иберо-лигуро-романской" группы от "кимро-германо-англо-скандинавской" группы явно говорит о том, что когда латины оказались у Апеннин, кельтов-бриттов и германцев (как лингвистической общности) в Западной Европе ещё не было. Но последние были соседями балтов и славян - в Восточной Европе.

Гойделские и албанский языки стоят во "вшивой теме" особняком, что отражает, возможно, особые контакты гойделов и иллирийцев в рамках европейской Гальштатской культуры железного века, факт которых реально установлен.

© Copyright: Георгий Тележко, 2012
Свидетельство о публикации №212101800057

Итак, изначально древнее общепраславянское слово-понятие «вошь» обозначало «то, что ест, кусает» (вернее всего, сосёт). На этом и остановимся, помня о том, что вошь – это ещё и паразит, то есть слово-понятие со множеством смыслов, о которых будет поведано в последующих главах «Хронологии…». Однако, несомненно, самые древние гоминиды и первобытные люди и без этимологических и иных энциклопедических словарей, как говорится, на своей шкуре, своим зудом и раздражением знали-понимали, что такое «вошь», вши, блохи и иные кровососущие и болезнетворные паразиты.

Автору остаётся только предложить свой вариант тайного, сакрального значения слова-понятия «вошь» через смысл и значение звуков и букв, из которых это слово-понятие составлено в русском языке.

в -  ведание, понимание, ведение
о -  он, оболочка, основа
ш -  тишина, объёмное распространение, умножение
ь -  богом данная жизнь   

Вошь – понимание основы тихого умножения, распространения (размножения) богом данной жизни.

Обратите внимание на это определение, составленное из названий букв русского алфавита и отношение русского народа к кровососущим паразитам – вшам. Напомню:

«Раньше народ изводился от тварей вшей, но не роптал, покорно терпел, ибо был уверен, что «в лесу не без зверя, в голове не без воши». Про бедных людей с иронией, с насмешкой говорили, что «они даже вшей прокормить не могут». Чтобы хоть как то уменьшить «поголовье» вшей, люди «искались». У русского писателя Н.С. Лескова в рассказе «Продукт природы» мы читаем: «Самым любимым занятием у всех было «искаться». Это было что-то вроде спорта. Мужики, бабы, дети — все постоянно искались, и занятие это было не только препровождением времени, но оно было вызвано и настоятельною необходимостью, потому что вошь ела «народы» беспощадно». (Цитата из книги М.А. Козлова «Живые организмы – спутники человека. Вши.», Серия: Мир знаний, 1976.).

Такое терпимое отношение к «божьей твари» (вшам) не уникально. Всем известна знаменитая история жизни и смерти Ферекида (др.-греч. ;;;;;;;;;) Сиросского (Сирского) (с острова Сирос) (VI век до н.э.) –
Древнегреческого космолога и мифографа, написавшего «Космогонию», современника Анаксимандра и так называемых «семи мудрецов», к числу которых некоторыми авторами Ферекид причислялся.

Ферекид, сын Бабия, родился на острове Сирос, близ Делоса – оба острова входят в архипелаг Киклады – около 45-й олимпиады и жил во времена лидийских царей Алиатта (600-560 годы до н.э.) и Крёза (560-545 годы до н.э.). Климент Александрийский и Филон Библский утверждали, что «Ферекид не получал наставлений в философии ни от какого учителя, но приобрел своё знание из тайных книг финикийцев». Ферекид стал учеником Питтака и жил на острове Лесбос, путешествовал по Элладе и Египту.
 
Ферекид считается первым (самым древним) греческим прозаиком. Он написал «Космогонию», примкнул к орфизму, называется «автором космологических произведений с мифологической окраской, в основе которых мысль о том, что мировое устройство является не чем иным, как следствием воздействия божественного на земное». Утверждалось, что «его мифология — плод сознательного мифотворчества».

«Ферекид пользовался ионийским диалектом, писал в сказовом стиле, простыми, короткими предложениями, как об этом можно заключить на основе единственного большого фрагмента его произведения, обнаруженного на египетском папирусе», — отмечается в словаре «Античные писатели» (С-Пб., 1998). Ферекид признавал вечность начальной троицы богов: Заса (вар. Зевса, эфирные выси неба), Хтонии (девичье имя Геи, «подземные глубины») и Хроноса (время). Зас становится Зевсом в качестве жениха Хтонии, которая в качестве невесты Зевса приобретает имя Геи (отсюда другое название его труда — «Смешение богов»).

Также Ферекид различал три элемента: огонь, воздух, воду — которые создал из своего семени Хронос (время), которые далее распадаются на пять частей (по Г. Гомперцу: пространства звёзд, солнца, луны, воздуха и моря), из которых возникают сверхъестественные существа («новое многочисленное поколение богов»). Структура его космогонии, согласно Дамаскию, обнаруживает сходство с космогонией Анаксимандра.

Отмечают разницу его концепции с «Теогонией» Гесиода. Советский философский словарь отмечал, что его «мифотворческая традиция переплетается с научно-философской», по ЭСБЕ — Ферекид «стоит на границе между наивным миросозерцанием мифической мысли и первыми научными попытками древнейших греческих философов».

Ферекид предложил учение о метемпсихосе (превращениях душ). По свидетельству Цицерона: «Насколько известно из письменного предания, впервые сказал, что души людей вечны, Ферекид Сиросский». В связи с этим учением он воздерживался от мясной пищи. Современники (особенно спартанцы) высоко чтили его за чистоту жизни; близ Магнезии в его честь был воздвигнут «;;;;;» («героическое» святилище).

Со слов Цельса: «Ферекид, намного более древний, чем Гераклит». Ферекид считался учителем Пифагора, что отмечалось у Диогена Лаэртского. Утверждается, что после смерти Питтака дядя Пифагора пригласил Ферекида переехать на Самос и стать учителем юноши. При этом Л.Я. Жмудь в НФЭ учительство Ферекида Пифагору указывает в числе недостоверных сведений.

Содержание книг Ферекида впоследствии понималось христианскими авторами аллегорически. Клавдий Элиан в «Пестрых рассказах» писал о легендарной кончине Ферекида так:

«Ферекид Сиросский в ужасных муках кончил свои дни: его заели вши. Так как на него было страшно взглянуть, Ферекиду пришлось отказаться от общения с друзьями; если же кто-нибудь подходил к его дому и спрашивал, как дела, Ферекид просовывал в дверную щель до кости изъеденный палец и говорил, что всё его тело в таком же виде. Делосцы рассказывают, будто их бог в гневе на Ферекида наслал на него эту напасть. Ведь живя с учениками на Делосе, он кичился своей мудростью, а особенно тем, что, никогда не принося жертв (богам), живёт, тем не менее, счастливо и беспечально, не хуже людей, жертвующих целые (богам) гекатомбы. За эти дерзкие речи бог тяжко покарал его». При этом утверждается, что Ферекид Сиросский обладал даром предсказаний (он испил воду из колодца и утвердительно заявил всем, что на следующий день в этой местности произойдет землетрясение, что и сбылось).

Диоген Лаэртский приводит письмо самого Ферекида другому философу Фалесу: «… впал я в болезнь: меня изъели вши и бьёт лихорадка. Болезнь меня гнетёт всё неотступнее; ни из врачей, ни из друзей я никого к себе не впускаю, они стоят у дверей, а на расспросы их, каково мне, я в замочную щель выставляю палец мой, изъеденный болезнью. И на завтра я велел им прийти хоронить Ферекида».

Вот что такое вши и другие паразиты в жизни человека, в жизни людей...


Рецензии