Плюнуть прямо в зеркало, на себя

Боюсь, что вы можете меня сейчас совсем не понять. Вы можете меня даже назвать странным или юродивым. И даже если вы на меня сильно разозлитесь и осудите, я вас пойму и совсем не обижусь. Когда-то я также мог среагировать на подобные педагогические советы. Я никого не сужу и не обвиняю. Но я слишком долго шел к подобному отношению к детям. Оно у меня выстрадано жизнью. Оно проверено личной и другой практикой. Через мое сознание и сердце пропущены сотни драм и трагедий детских судеб. А совсем недавно, я снова пытался остановить бессмысленную войну отца против своего собственного блудного сына. К сожалению, отец “бунтующего” подростка меня не услышал. Он продолжает воевать с сыном, “по плоти”. Я предлагал ему “начать с себя” и даже... “плюнуть на себя в зеркало”.
 
Боюсь, что вы можете меня сейчас совсем не понять. Но один старец мне однажды посоветовал. И я это очень сильно запомнил. Я даже проверил это на практике. “Если твой ребенок/подросток стал несносным и неуправляемым, ты не должен искать виноватого. Ты даже не должен винить ребенка. Если твой подросток “идет в разнос”, значит ты что-то пропустил. А потому, если твой ребенок начинает “вот так” себя вести - подойди к зеркалу, посмотри на себя внимательно и плюнь. Плюнуть прямо в зеркало, на себя?! За что и какой в этом смысл?! Символизм? Да и некультурно как-то “это”, неэстетично. Я сначала не понял страрца, но потом “до меня дошло”. А за то, что я мог что-то пропустить - недолюбить, недоучить, недоласкать, недоиграть, недочитать книжек, недоносить на плечах, недорассказать сказок, недопеть колыбельных, недомолиться, недосмотреть, “недо”! И когда “до меня дошло”, я подошел к зеркалу... а потом замолился так, как никогда еще не молился. А когда сын вернулся домой, я обнял его так, как никогда еще не обнимал. А потом мы долго с ним играли и смеялись. Только он так и не узнал, сколько раз я плевал на себя в зеркало, а потом слезно за него молился. 

Иван Лещук, из цикла “Записки на полях души”


Рецензии