Чудеса и эмпирическая невесомость теории

Это заметка из проекта «Чудеса маслоосаждений». Коротко обо всех проектах – в резюме на моей странице на proza.ru, о каждом - в Предисловии к нему.


Известный автор в теме «наука и религии», англиканский богослов, священник и физик-теоретик Джон Полкинхорн (1930-2021) в одной из своих работ сформулировал тезис о том, что наука – это место встречи всех религий. На этом месте, которое, конечно, нельзя изменить, меня интересуют научные исследования конкретных явлений, часто называемых чудесами, на данный момент это «мироточения», чудеса Солнца, тукдам (временная нетленность тела адепта после его смерти) и проект А. Уоллеса (см. мои статьи по каждому из них). Размышления над некоторыми из возникающих в них вопросами привели меня к гипотезе продолжающегося палеоконтакта, в раках которой достижения участников этих встреч не отвергаются, а по крайней мере частично реинтерпретируются. 


Это касается и чудес, которые в рамках этой гипотезы или, другими словами, существующего испокон веков цивилизационного контроля перестают быть религиозными чудесами и становятся проявлениями технологий высокоразвитых цивилизаций. Такое переобозначение, изменение «нарратива» заменой слова «бог» на слово «сверхцивилизация», конечно, не решает все проблемы разом, но тем не менее позволяет кое-что сделать. В этой заметке я предлагаю причину, по которой точка зрения, что никаких религиозных чудес на самом деле нет, а есть только пока не познанные наукой явления, не верна.


В самом деле, одна из характеристик религиозного чуда состоит в том, что оно нарушает известные законы Природы (см. В.П. Лега. Проблема чуда с точки зрения современного научного и христианского мировоззрения. bogoslov.ru, 3.02.2009). Однако, мы уже привыкли к постоянному росту научного знания и то, что еще вчера казалось совершенно не объяснимым, сегодня включено в мобильные телефоны (условно). Поэтому возникает такое впечатление, что чудес на самом деле нет, а есть еще не познанные наукой явления.  Наука еще по существу дела не добралась до религиозных чудес, а когда доберется, то от них ничего не останется.


Самыми крупными специалистами по чудесам, происходящим в РПЦ, является созданная еще в конце прошлого века экспертная группа при богословской комиссии МП РПЦ, которую от мирян неизменно возглавляет д.г.-м.н., профессор ТУ нефти и газа им. Губкина П.В. Флоренский, внук известного в прошлом веке священника и богослова о. Павла Флоренского. Из самой «ведомственной» принадлежности этой группы видно, что заказ на соответствующие научные исследования, в частности, на физико-химические анализы образцов «миро», возникающего на иконах и других объектах религиозного почитания, идет от РПЦ, а не, например, от РАН или Минобра или ФСБ. Это очень понятно, т.к. процедура идентификации религиозных чудес в целом двухступенчата. Сначала устанавливается, что это не естественное явление, чем наиболее разумно заниматься ученым, а затем богословы ищут его смысл. По определению бог не творит чудеса просто так, а только с какой-то целью, смыслом для людей.


Некоторый итог деятельности этой группы был подведен в статье «Мироточащие иконы: что говорит наука?», опубликованной в журнале «Природа», №10, 2019 (см. ее текст на elementy.ru, ufo-com.net). За несколько лет до этого, в 2012 г., группа П.В. Флоренского предприняла первую попытку систематизировать весь поток чудес, происходящих в РПЦ, что было сделано в составленном ею сборнике «Чудеса истинные и ложные» (М., Даниловский благовестник). В статье этого сборника «Испытание чудом?», написанной этой группой (П.В. Флоренский, А.В. Московский, С.А. Сошинский, Т.А. Шутова), предложена естественно-научная гипотеза появления «миро» из вакуума. При чем для образца из квартиры В.М. Жучковой (Клин-9, начало нулевых), для которого был сделан изотопный анализ, авторы считают, что гипотеза подтвердилась.


Этот сборник ориентирован на церковных и околоцерковных читателей, а журнал «Природа» - на ученых и людей, которые интересуются современной наукой. Гипотеза о вакуумном происхождении «миро» в квартире В.М. Жучковой не была опубликована в журнале «Природа». Авторы статьи в сборнике, с одной стороны, пишут, что они не настаивают на том, что все происходит именно так, а только выдвигают гипотезу и смотрят ее возможные следствия. А, с другой стороны, что изотопный анализ, проведенный для образцов «миро» из квартиры В.М. Жучковой, позволяет им сделать вывод о том, что она подтвердилась.


Основная тема заметки состоит в том, насколько близка к объяснению чуда «мироточения» в квартире В.М. Жучковой подтвердившаяся, по мнению группы П.В. Флоренского, вакуумная гипотеза? Другими словами, происходит ли с выдвижением вакуумной или иной естественнонаучной гипотезы процесс элиминации религиозных чудес с заменой их на явления, которые постепенно объясняет наука?


На первый взгляд, кажется, что да, конечно. «Процесс пошел». Однако, во-первых, даже кажущаяся экспертам подтвержденной гипотеза может в конце концов не оказаться истинной. В статье «Мое «путешествие» в аномалистику» я предложил другую гипотезу: произведенное в России подсолнечное масло возникало в квартире В.М. Жучковой не из вакуума, а все-таки из ближайшего магазина (условно), но не потому, что она его там покупала, а потом приносила домой и поливала им свои иконы, дверные косяки и т.д., а по другому механизму.   


А во-вторых, и это самое главное, действительная элиминация чуда, на мой взгляд, происходит не когда о нем выдвигаются какие-то естественнонаучные гипотезы (поговорят, попишут и успокоятся), а только тогда, когда, скажем, на основе вакуумной гипотезы ее авторы получат таким образом российское подсолнечное масло хотя бы в лабораторных условиях, не говоря уже о том, чтобы построить завод по его производству из вакуума. Это уже был бы полный триумф науки. То есть гипотеза, модель, теория нашла бы свое подтверждение на практике. Коммерциализовалась бы.


В этом месте как раз и настало время ввести эмпирическую невесомость теории, которая хорошо известна в современной физике, особенно космологии. Для этого достаточно вспомнить, что цена, которую участники строительства большого адронного коллайдера заплатили за открытый на нем бозон Хиггса, больше $10 миллиардов. Наверное, на БАКе будет сделано не мало фундаментальных открытий, но если бы эти финансовые и инженерные ресурсы не нашлись, то теория, которой был предсказан этот бозон, так бы и осталась экспериментально не подтвержденной. Осталась бы в состоянии эмпирической невесомости. 


Насколько я знаю, в состоянии эмпирической невесомости находится очень популярная гипотеза Мультиверса, состоящая в том, что «на самом деле» есть не одна наблюдаемая Вселенная, в которой мы живем на окраине Млечного пути у звезды по имени Солнце. А штук 10 в 500 вселенных, в которых реализуются все возможности, и то, что наша Вселенная так хорошо для нас подходит (антропный принцип) это не следствие биофильности и хомофильности ее творца, а случайность. Для обоснования гипотезы Мультиверса некоторые астрофизики указывают, скажем, на гигантские пустоты во Вселенной, где почти нет вещества (например, великая пустота Эридана, открытая в 2007 г.), предполагая, что это «синяки» на «теле» нашей Вселенной, которые образовались на ранней стадии ее развития, когда она была еще в «детском саду» и «малыши»-вселенные толкались друг с другом, как пузырьки в кипящей жидкости. С тех пор «синяки» и остались. Однако, консенсуса, по этому поводу нет.


Если религиозные чудеса воспринимать, подобно другим явлениям Природы, которые наука уже успешно объяснила и нашла им практическое применение, подобно мирному и не мирному атому, то кажется, что эта «поступь» науки применима и к ним.  Ведь творец всего сущего сделал нашу Вселенную, законы которой так усердно и успешно изучают ученые более 300 лет, а священноначалия и свои религиозные чудеса ему приписывают, то, казалось бы, разумно ожидать, что вот-вот найдется молодой талантливый д.ф.-м.н., начертит пару формул и все. Останется только заводик построить и начать торговать подсолнечным маслом из вакуума.


Однако, в контексте гипотезы продолжающегося палеоконтакта, испокон веков осуществляемого цивилизационного контроля за людьми, ситуация выглядит несколько иначе. Религиозные чудеса, конкретно, «мироточения», в т.ч. и истинные, церковные перестают  быть «делом рук» того же творца, который, возможно, сотворил нашу Вселенную. Да, сверхразум, сверхцивилизация, но рангом пониже, не творец всего сущего. Слишком много чести для людей… В этом случае религиозные чудеса – это уже не обычные явления Природы, которые так успешно осваивают ученые, а технологии контролирующих сверхцивилизаций.


Не смотря на их, казалось бы, очень скромные проявления – в том же сборнике группы П.В. Флоренского чудеса «мироточений» названы гласом тихим, который можно усмотреть в их производительности 1 грамм жидкости в час, а не, скажем, тонна в секунду – это свехтехнологии и мне было бы очень интересно узнать по аналогии с состоянием эмпирической невесомости теорий, а есть ли у людей ресурсы не для выдвижения тех или иных гипотез о них, а для их практической реализации.


Если применить сюда классификацию цивилизаций предложенную в 60-х годах прошлого века советским радиоастрономом Н. Кардашевым, которая позже была усовершенствована известным американским астрофизиком К. Саганом, то получится следующее. Цивилизация первого типа по Кардашеву способна освоить всю энергию, поступающую к ней от материнской звезды или, другими словами, ее энергетическая мощь сопоставима с ней. Второго типа – энергетическая мощь цивилизации сопоставима со всей энергией, излучаемой материнской звездой. Дальше – галактика и т.д.  По оценке К. Сагана, которая, несомненно, актуальна и по сей день, нашей цивилизации еще далеко до первого типа. В то же время считается, что на космическую экспансию способны цивилизации хотя бы второго типа.


Как отметили авторы вакуумной гипотезы, для получения 1 грамма вещества (любого и из вакуума) нужна энергия 10 в 14 степени джоулей (по знаменитой формуле Е=мс**2). А в «мироточениях» иногда такое количество растительного масла набирается за час. Если хотя бы в течение года происходит такой процесс, то для этого нужно года работы чуть больше десяти Саяно-Шушенских ГЭС (самая мощная ГЭС в России). Большую часть электроэнергии, производимой этой ГЭС потребляют всего 2 завода по производству алюминия. 10 ГЭС для одной лаборатории с производством 1 грамма в час в течение года? Не возможно. Общая масса растительных масел, ежегодно возникающих в «мироточениях» - истинных и ложных - только в России, не известна, но что-то мне подсказывает, что общая энергоемкость этого процесса многократно превосходит энергетическую мощь России…


Это означает, что вакуумная гипотеза П.В. Флоренского с соавторами еще очень долго будет находиться в состоянии эмпирической невесомости. Для его преодоления наша цивилизация должна перейти на другой уровень, встать вровень с теми, кто эту технологию наладил в библейские времена.


Статья из сборника проекта 1 «Чудеса маслоосаждений».


Рецензии